РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс)

Копылова Ульяна Юрьевна

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.

Ориентирована на организацию проектной деятельности и выполнение групповых и коллективных работ. Базовый уровень.

На изучение курса «Волшебные краски» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.

Программа рассчитана на 120 ч:

1,2, 3  классы — по 30 ч (30 учебные недели).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №597 Приморского района Санкт – Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_______М.В. Виноградова

«___»_________201_г

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета ГБОУ Лицей  № 597

Протокол №_____________

«__»_____________201_г.

   УТВЕРЖДАЮ

 Директор Лицея  № 597                            _________С .П.Демидова                                                            Приказ  №___

«___»_________201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

«Волшебные краски»

1-3 класс

на 2019-2020 учебный год

Составила:

Копылова Ульяна Юрьевна

Санкт Петербург

2019

 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные краски» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

* Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

* Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

* СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

* Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

* Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 10 лет.

Ориентирована на организацию проектной деятельности и выполнение групповых и коллективных работ. Базовый уровень.

На изучение курса «Волшебные краски» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.

Программа рассчитана на 120 ч:

1,2, 3 и 4 классы — по 30 ч (30 учебные недели).

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Отличительные особенности программы  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
  • Адресат программы:

Материал программы рассчитан на учащихся начальной школы 7-10 лет и подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, их возможностей и интересов.

Цели:

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению своего отношения к окружающему миру через знакомство детей с различными видами изобразительного искусства, включение в практическую деятельность по созданию творческих проектов в ходе коллективной, групповой и индивидуальной работы.

  • формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей;
  • раскрытие и развитие художествeнных способностей на этапе раннего развития ребенка.

Задачи программы:

  • формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре. Осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира;
  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
  •  воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  •  развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  •  обогащать визуальный опыт детей через посещение экскурсий, выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу;
  •  укреплять интерес к изобразительному искусству и народному декоративно-прикладному искусству.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (демонстрация наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми).

Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Уровень освоения программы – базовый. Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, выставки и творческие отчеты. 

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Также актуальной формой проведения занятий является пленэр – рисование с натуры на свежем воздухе. Лучшие работы периодически будут представлены на выставках, как на внутришкольных, так и участвовать в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

 Группа может быть разновозрастная. Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек.

Формы организации деятельности учащихся на занятии

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

      Формы учебных занятий: 

  • урок-экскурсия;
  • урок-исследование;
  • урок-практикум;
  • проект.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного  обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.

        В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения:

  • работа в группах и парах;
  • коллективное решение проблемных вопросов;
  • индивидуальные задания.

Способы проверки освоения программы 

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.

На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.

Система контроля результативности освоения учащимися программы

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце

1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

- Координации и тонкой моторики;

- Умения изображать рисунок в цвете;

- Творческого мышления ребенка;

- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем

Материально-техническое обеспечение.

Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:Просвещение, 2005
  4. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
  5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Волшебные краски»

В результате изучения курса «Волшебные краски» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебные краски»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Группа

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Гр. № 1-3

01.10.2019

25.05.2019

30

30

1р. в неделю по 1 академ.часа

 Содержание программы

Введение в программу

Данной программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, иллюстрирование (композиция), декоративная работа (лепка, роспись, аппликация с элементами дизайна), беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.

Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, восковые мелки.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными, гуашевыми красками, кистью.

Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. От обучающихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему.

Декоративная работа осуществляется в процессе выполнения обучающимися творческих декоративных композиций, аппликаций, составление эскизов, оформительских работ. Обучающиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета, реальных объектов: листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Содержание и формы работы, представленные  в программе, направлены на формирование мотивации, познавательных способностей обучающихся, развитие учебно–исследовательских, коммуникативных умений младших школьников.

Личностно-деятельный подход предусматривает включение каждого ребенка в процесс духовно – нравственного постижения искусства, осознание его значимости в жизни человека, активизирует творческое мышление, фантазию на основе эмоционально-эстетических впечатлений.

Занятие 1. Вводное занятие. Урок – игра «Веселые краски».

Цель: ввести в мир изобразительного искусства.

Знакомство с изобразительными свойствами акварели, гуаши. Определение основного цвета, смешение красок.

Ознакомительная беседа с правилами безопасной работы на занятиях во внеурочное время.

Занятие 2. Изображение осеннего дерева – пленэр.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Пленэр (выход на школьный двор). Изображение осеннего дерева с натуры. Выполнение быстрых набросков осенних деревьев, кустарников (лист бумаги, прикрепленный на плотный картон; восковые мелки).

Занятие 3, 4. «Осень в лесу» - тематическая композиция.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Выполнение индивидуальных рисунков осеннего дерева по наброскам, подготовленным на пленэре. Выбор главного художника, который готовит фон для коллективной композиции на тему «Осенний лес» (формат А2; акварель) Каждый ученик вырезает изображение своего дерева и наклеивает на приготовленный фон. В ходе занятий используются стихотворения об осени (А.С. Пушкин, Т.М. Белозеров) и музыкальное произведение «Времена года» П.И. Чайковского. Конечный результат – выполнение проекта на данную тему. <Рисунок 8>

Занятие 5, 6, 7, 8, 9. «В гостях у мастеров дымковской игрушки».

Цель: знакомство с традициями народных художественных промыслов.

Создание творческих мастерских (дети работают в трех группах). Знакомство с мастерами дымковской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнение эскизов для росписи игрушек. Работа с глиной (лепка игрушки). Выполнение декоративной росписи по выбеленной игрушке. В ходе занятий используются русские народные мелодии. Конечный результат – выставка – ярмарка. <Рисунок 1, 2, 3, 4, 5>

Занятие 10, 11, 12, 13. «Матрёшкина семья».

Цель: получить новую информацию о современных народных художественных промыслах.

Экскурсия. Выезд за город с родителями в село Подгородка (Омская область) к мастерам, которые делают матрешек. Лепка матрешки (папье-маше). Выполнение эскизов для росписи игрушки. Декоративная роспись матрешек, изготовленных детьми. Конечный результат – выполнение проекта «Матрешкина семья».

Занятие 14, 15. Цветы Городецкой росписи.

Цель: знакомство с традициями народных художественных промыслов.

Викторина – путешествие по местам народных художественных промыслов, связанных с Городецкой росписью. Изучение элементов росписи, составление эскизов для росписи тарелочки.

Занятие 16, 17, 18. «Хохломские ложки и миски».

Цель: знакомство с традициями народных художественных промыслов.

Викторина – путешествие (работа в творческих мастерских). Знакомство с мастерами Хохломской росписи, изучение элементов данной росписи, составление эскизов. Роспись ложек (заготовки выполнены родителями из дерева). В ходе занятий используются русские народные мелодии.

Занятие 19, 20. «Зимний день» - тематическая композиция.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Поиски композиции по данной теме. Выполнение рисунка карандашом, выбор цветового решения (гуашь). В ходе занятий используются стихотворения о зиме (А.С. Пушкин, Т.М. Белозеров) и музыкальное произведение «Времена года» П.И. Чайковского.

Занятие 21, 22, 23. «Жостовские подносы».

Цель: знакомство с традициями народных художественных промыслов.

Знакомство с мастерами Жостовской росписи. Изучение элементов росписи, индивидуальное выполнение отдельных цветов и листьев для коллективной композиции. Выбор главного художника, который приготовит фон – черный круг (формат А2; гуашь). Каждый ученик вырезает изображение своего цветка и наклеивает на приготовленный фон для завершения коллективной композиции (аппликация).

Занятие 24, 25. Иллюстрация сказки «Теремок» (панно).

Цель: научить работать с иллюстрацией.

Знакомство с иллюстрацией и художниками иллюстраторами (В. Васнецов, И. Билибин). Изображение героев сказки «Теремок» (каждый ученик выбирает сказочный персонаж). Главный художник изображает теремок и окружающий фон (формат А2; гуашь). Составление коллективной композиции (аппликация).

Занятие 26, 27. «В гостях у мастеров филимоновской игрушки».

Цель: знакомство с традициями народных художественных промыслов.

Знакомство с мастерами филимоновской игрушки. Изучение элементов росписи. Работа с шаблоном. Обучающиеся обводят шаблон (лошадка) и выполняют роспись. Организация выставки – ярмарки.

Занятие 28, 29, 30.  «Встречаем весну» - тематическая композиция.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Пленэр. Изображение весенних деревьев, птиц, гнезд, скворечников с натуры. Выполнение быстрых набросков (лист бумаги, прикрепленный на плотный картон; восковые мелки). Выполнение индивидуальных рисунков весеннего дерева, птиц, гнезд по наброскам, выполненным на пленэре. Выбор главного художника, который готовит фон для коллективной композиции на тему «Встречаем весну». Каждый ученик вырезает свое изображение и наклеивает на приготовленный фон (аппликация).

5. Тематическое планирование кружковой работы «Волшебные краски»

                                                  1 класс

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Всего часов

1а.б

1

Вводное занятие. Урок – игра «Веселые краски»

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

02.10

03.10

2

Изображение осеннего дерева - пленэр

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие на улице – пленэр)

1

09.10

10.10

3

«Осень в лесу» - тематическая композиция

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

16.10

17.10

4

5

6

«В гостях у мастеров дымковской игрушки»

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

23.10

06.11

13.11

24.10

07.11

14.11

7

8

9

«Матрешкина семья»

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете

1

1

1

20.11

27.11

04.12

21.11

28.11

05.12

10

11

Цветы Городецкой росписи

Викторина – путешествие (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

11.12

18.12

12.12

19.12

12

13

14

«Хохломские ложки и миски»

Экскурсия (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

25.12

15.01

22.01

26.12

16.01

23.01

15

16

«Зимний день» - тематическая композиция

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

29.01

05.02

30.01

06.02

17

18

19

«Жостовские подносы»

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

12.02

19.02

26.02

13.02

20.02

27.02

 20

 21

Иллюстрация сказки «Теремок» (панно)

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

05.03

12.03

06.03

13.03

22

23

«В гостях у мастеров филимоновской игрушки»

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

19.03

02.04

20.03

03.04

24

25

26

«Встречаем весну» - тематическая композиция

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

09.04

16.04

23.04

10.04

17.04

24.04

27

28

29

«Пасхальная роспись»

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

30.04

07.05

14.05

15.05

22.05

30

Экскурсия к мастерам народных художественных промыслов

Виртуальная экскурсия

1

21.05

Всего часов:

30

 Тематическое планирование кружковой работы «Волшебные краски»

2 класс

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Всего часов

2а,б

1

Вводное занятие.

Урок – викторина «Искусство - волшебный мир цвета, форм, линий»

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

05.10

2

«Радуга и праздник красок»

(изображаем радугу).

Работа с акварельными красками

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

12.10

3

«Изображение осенних листьев»

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

19.10

4

5

6

«Осень - пора грибная».

Выполнение коллективной работы

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

26.10

09.11

16.11

7

8

Аппликация «Сказочные узоры» - геометрический узор. Элементы Гжельской росписи.

Работа в творческих мастерских

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

23.11

30.11

9

10

Лепка «Осенние подарки природы» (овощи и фрукты)

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

07.12

14.12

11

12

13

«Мы рисуем сказочную птицу».

Дальнейшее знакомство с Городецкой росписью. Выполнение коллективной работы

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

21.12

28.12

18.01

14

15

16

«Зимние развлечения с друзьями»

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

25.01

01.02

08.02

17

18

19

«В мире сказок».

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь»

Выполнение коллективной работы

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

15.02

22.02

01.03

20

21

«В гостях у мастеров Полхов-Майдана».

Работа в творческих мастерских

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

22.03

05.04

22

23

«Моя семья» - выполнение композиции

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

19.04

26.04

24

Экскурсия в музей изобразительного искусства.

Экскурсия в музей

им. М. Врубеля

Виртуальная экскурсия

1

03.05

25

26

27

«В магазине игрушек».

Выполнение коллективной работы

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

2

10.05

17.05

28

29

30

«Мы рисуем и лепим животных»

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

24.05

Всего часов:

30

 Тематическое планирование кружковой работы «Волшебные краски»

3 класс

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Всего часов

1

Вводное занятие.

Урок – викторина «В мире волшебных красок».

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

05.10

2

«Волшебные краски осеннего дерева» - пленэр

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие на улице - пленэр)

1

12.10

3

4

5

6

«Осенний день» -

тематическая композиция

Индивидуально – коллективная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

1

19.10

26.10

09.11

16.11

7

8

9

Панно «Осенняя сказка»

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

23.11

30.11

07.12

10

11

«Ритмы города»- декоративная композиция. Художественное конструирование.

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

14.12

21.12

12

13

14

«Зимушка-зима»- тематическая композиция

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

28.12

18.01

25.01

15

16

Узоры Полхов-Майдана

Индивидуально – групповая деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

01.02

08.02

17

Экскурсия в музей изобразительного искусства

Виртуальная экскурсия

1

15.02

18

19

20

21

22

Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

1

1

1

22.02

01.03

22.03

05.04

19.04

 23

 24

Лаковая миниатюра Федоскина

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

1

26.04

03.05

25

Урало-сибирская роспись

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

1

10.05

26

27

28

29

30

Лаковая миниатюра. Палех

В гостях у мастеров народных художественных промыслов

Индивидуальная деятельность (кружковое занятие в учебном кабинете)

2

17.05

24.05

Всего часов:

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В волшебном мире оригами"

Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что составлена она с учётом психологических особенностей детей, обусловленных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе («От 1 до 10»)

Задачи:Обучающие:•  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;•  учить правильно п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе («От звука к слову»)

Задачи:Обучающие:- Совершенствовать речь детей, как средство общения;- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;- Учить делить слова с открытыми слогами на части;- Учить составлять слова из с...