разработки
материал (3 класс)

Гусева Анастасия Михайловна

Разработки 4 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_1.docx28.26 КБ
Файл modul_3.docx559.44 КБ

Предварительный просмотр:

Текст задания: Разработка заданий для оценивания сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов освоения темы «Согласные звуки» по предмету русский язык («Русский язык» 2 класс часть 2. с.16-18).

Алгоритм выполнения:

1. Определить содержание заданий урока для оценивания сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов освоения темы к выбранным этапам урока.  

2. Подготовить в виде текста задания, внести в шаблон (Приложения А).

3. Определить цель каждого задания, внести в шаблон.

4. Указать формы организации работы над заданием.

5. Определить форму предъявления задания (дидактическое средство, дидактическое оборудование)

6. Описать в шаблоне планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные) выполнения заданий для выбранных этапов урока.

7. Указать уровень сложности задания (базовый или повышенный).

8. Внести в шаблон предполагаемые ответы учащихся и формы контроля.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Цель: формирование умения различать глухие и звонкие согласные звуки.

Задачи:

Дидактические:

- освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв; - вспомнить, чем отличаются звонкие согласные от глухих.; - выяснить способ, как отличить эти звуки.; - актуализировать знания о звуках и буквах русского языка;

Развивающие: - развивать грамотную устную и письменную речь;  - развивать каллиграфические навыки; - развивать умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли;

Воспитательные: - воспитывать желание работать в паре; - воспитывать интерес к изучению русского языка.

Результаты

Предметные:

- развивать умение различать звонкие и глухие согласные разными способами;

Метапредметные:

- развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего урока;

- составлять план и последовательность действий при выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль;

- излагать своё мнение в устной форме и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками при групповой работе; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать навыки самооценки.

Познавательные УУД:

- учить работать с разными формами информации (схема, таблица);

- развивать умение анализировать, обобщать и классифицировать по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- развивать умение слушать другого и высказывать своё мнение; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Приложения А. Шаблон для заполнения "Разработка заданий"

Этап

урока

Содержание и уровень задания

Цель

заданий

Формы организации

учебной деятельности

Дидактическое средство, оборудование

Планируемые результаты

Форма контроля

Предполагаемые ответы учащихся

предметные

метапредметые

личностные

Организационный этап.

Предлагает учащимся послушать стихотворение о правильной посадке. (базовый)

Эмоциональный настрой на урок

Фронтальная

-

-

К: слушать и понимать речь других.

Понимать эмоции других людей

Самоконтроль, контроль учителем

Настраиваются на работу. Перечисляют правила правильной осанки при письме (ноги стоят на полу, спина ровна, низко не наклоняемся и т.д.).

Актуализация знаний.

Минутка чистописания: прописать слоги-слияния СО и ЛА. (базовый)

Подготовка руки к письму.

Индивидуальная

Доска

Умение каллиграфически верно прописывать слоги-слияния

П: преобразовывать информацию из одной

формы в другую.

Р: учиться работать по предложенному учителем плану.

К:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Самоконтроль, контроль учителем

Прописывают слоги-слияния СО и ЛА, отвечают на вопросы учителя.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ученик читает стихотворение о глухих и звонких согласных звуках.

Подвести к определению теме урока

Фронтальная

Презентация, экран

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: выразительно читать текст.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Контроль учителем

Отгадывают стихотворение-загадку. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи урока.

Первичное усвоение новых знаний

1.Разноуровневая работа с лентой букв.

Раскрасить буквы в соответствии с их звуками (красн., син., зел.) (базовый).

Заполнить пропуски в ленте букв (повышенный).

2.Беседа по ленте букв. Какие буквы и звуки существуют, сколько их, у каких букв есть пары, какие бывают согласные звуки.

3.Анализ таблицы на с.16 №25 (обсуждение в парах), определение на какие две большие группы разделили согл. звуки, как их отличить, почему они так называются.

Формирование понятий «глухой звук» и «звонкий звук».

Фронтальная, Индивидуальная, парная

Карточка с лентой букв.

Учебник «Русского языка» 2 класса Канакина В.П., Горецкий В.Г. (2 часть)

Правильно называть звуки в слове.

П: ориентироваться в учебнике; устанавливать при-чинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в паре.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Самоконтроль, контроль учителем, взаимоконтроль.

1.Раскрашивают ленту букв или заполняют пропуски в ней.

2. Вспоминают: 10 гласных букв, но 6 звуков; непарные зв. согл. звуки:  Н, Н’, М, М’, Л, Л’, Р, Р’, Й’; непарные глух. согл. звуки: Х, Х’, Ц, Ч’, Щ’; арные согл. звуки: Б–П, В–Ф, Г–К, Д–Т, Ж–Ш, З–С, Б’–П’, В’–Ф’, Г’–Г’, Д’–Т’, З’–С’ и т.д.

3.Звонкие – произносятся с участием голоса и шума, глухие – только с участием шума.

Первичная проверка понимания

1.Опыт на с.16 «Как отличить зв. согл. звуки от глух. согл. звуков». Нужно положить ладонь на горло и попеременно произносить зв. и глух. согл. звуки (базовый).

2.Чтение загадки и её отгадка в №26 с.17.

Списывание строчек по рядам, выделение орфограмм. (базовый).

Первый вариант находит слова, где все согл. звуки звонки, второй вариант – глухие. Устная взаимопроверка (базовый).

Опытно-практических способом научиться различать глухие и звонгие согл. звуки.

Фронтальная, индивидуаль-ная, парная, групповая

Учебник «Рус-ского языка» 2 класса Канакина В.П., Горецкий В.Г. (2 часть)

Различать звуки по глухости-звонкости;

правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая с образцом, видеть в словах изученные орфограммы.

П: ориентироваться в учебнике; сравнивать объекты, устанавливать основания для срав-нения.

Р: проговаривать последовательность действий на уроке.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; учиться работать в паре.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Самоконтроль, контроль учите-лем, взаимо-контроль.

1.Делают вывод, что при произнесении звонкого звука чувствуется дребезжание (вибрация) голосовых связок.

Называют ещё признак, по которому можно отличить глух. от зв. звука (закрыть уши).

2.Отгадывают слово «карта».

Первый ряд списывает первую строку, второй-вторую, третий-третью.

Выделяют изученные орфограммы.

Физкультминутка

Организует тематическую игру «Звонкий или глухой?». Учитель называет слоги-слияния (па, ма, во, фе, ре, пи и т.д.). Услышав слог с глухим согласны, нужно хлопнуть, со звонким-топнуть. (базовый)

Формирование умения определять глухие и звонкие согласные звук на слух.

Фронтальная

-

Умение отличать глухие и звонкие согласные звуки.

П:сравнивать объекты, устанавливать основания для срав-нения, устанавливать аналогии.

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Установка на ЗОЖ.

Самоконтроль и контроль учителем

Выполняют физкультминутку, если слышат глухой согл. звук-хлопают, звонкий-топают.

Первичное закрепление.

1.Чтение правила в рамке с 17.

2. №27 с.17. Работа с парными по глухости-звонкости согл. звуками. Составление пар слов (базовый).

3.Игра «собираем буквы». На экране записаны все согласные буквы. Мальчики собирают звонкие, девочки – глухие. Устно называют, какие звуки обозначают (базовый).

Записывают самостоятельно звуки (повышенный).

Закрепить знания по теме  «Согласные звуки» и умение различать звуки.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебник «Рус-ского языка» 2 класса Канакина В.П., Горецкий В.Г. (2 часть),

презентация, экран

Правильно списывать слова, правильно называть звуки в слове. Различать понятия «буква» и «звук».

П: ориентироваться в учебнике; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работ-ником алгоритма;

Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; учиться работать по предложенному учителем плану

К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Самоконтроль, контроль учителем, взаимоконтроль

1.Вспоминают, что некоторые зв. и глух. согл. звуки образуют пары и их называют парными по глухости-звонкости согл. звуками.

2.Произносят парные согласные звуки. Подбирают слова, которые начинаются с парного звука: болт-полк, белка-пенка, дом-том и т.д.

3.Мальчики выписывают буквы, обозначающие звонкие согл. звуки, девочки-глухие звуки. Мальчики проверяют девочек, а девочки мальчиков.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Разноуровневое задание №28 с.17.

Прочитать слова. Подумать, какие слова получатся, если заменить в них парный звонкий согласный на парный глухой. Записать полученные пары по образцу (базовый).

Записать ещё несколько подобных пар слов по желанию (повышенный).

Обсуждения дз для отработки полученных знаний дома

Фронтальная

Дневник

Учебник «Рус-ского языка» 2 класса Канакина В.П., Горецкий В.Г. (2 часть)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Самоконтроль

Записывают дз, задают вопросы по его выполнению.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Предлагает ответить на вопросы по теме урока. Проводит рефлексию «Мишень».

Выставляет отметки за активную работу на уроке

Выявление уровня усвоения знаний по теме «Согласные звуки».

Проведение самоанализа деятельности учащихся.

Фронтальная, индивидуальная

Карточки для рефлексии «Мишень»

Р: устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности.

К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Осознавать роль прилагательных речи в жизни людей.

Самоконтроль и контроль учителем

Отвечают на вопросы по пройденной теме. Получают отметки за урок.

        



Предварительный просмотр:

Модуль 3.

Примерные цели к интерактиву:

1)Информировать родителей о современных подходах к обучению и воспитанию в начальной школе.

2)Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития и обучения детей.

3)Разъяснить роль семьи в формировании учебных и личностных качеств ребенка.

4)Создать условия для партнерского взаимодействия между учителем и родителями.

5)Вовлечь родителей в совместную деятельность по развитию навыков, умений и ценностей у детей.

6)Формировать у родителей понимание важности психологической поддержки и эмоционального благополучия ребенка.

7)Развивать у родителей понимание важности формирования у ребенка позитивного отношения к учебе и развитию интереса к знаниям.

8)Обеспечить понимание роли воспитательных мер и правил в учебной деятельности и поведении ребенка.

9)Способствовать формированию у родителей навыков поддержки и мотивации ребенка в домашних условиях.

10)Обучить родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

11)Повысить уровень доверия и открытости в отношениях между учителем и родителями для совместного решения проблем развития ребенка.

12)Объяснить важность формирования у ребенка навыков саморегуляции, ответственности и самостоятельности.

Примерные задачи к интерактиву:

1)Ознакомить родителей с современными методами обучения, используемыми в начальной школе.

2)Объяснить особенности возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и как их учитывать в воспитании и обучении.

3)Раскрыть значение формирования УУД (универсальных учебных действий) и методов их развития дома.

4)Обсудить роль семьи в формировании мотивации к учебе, ответственности, самостоятельности.

5)Вовлечь родителей в практические занятия: совместное выполнение домашних заданий, участие в проектной деятельности, развитие коммуникативных навыков у детей.

6)Обсудить вопросы психологической поддержки, эмоционального комфорта ребенка в учебной деятельности.

7)Ознакомить с возможностями взаимодействия учителя с родителями (консультации, встречи, мастер-классы).

8)Ознакомить с принципами гуманистического воспитания и педагогики сотрудничества.

9)Обсудить роль семейных традиций, ценностей и культуры в воспитании успешной личности.

10)Вовлечь родителей в обсуждение методов по развитию творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей.

11)Объяснить, как родители могут способствовать развитию эмоциональной грамотности и стрессоустойчивости ребенка.

12)Провести практические мастер-классы или тренинги по развитию навыков общения, совместного творчества или организации досуга с детьми.

13)Обсудить вопросы профилактики школьных трудностей, конфликтов и психологических проблем.

Формы интерактива для родителей младших школьников

1. Вводные беседы и диалоги

Цель: установить контакт, выявить интересы и уровень знаний родителей.

Особенности: простая, доступная речь, использование вопросов для вовлечения.

3. Групповые обсуждения и «круглые столы»

Цель: обмен опытом, совместное обсуждение проблем и решений.

Особенности: небольшие группы, активное участие каждого.

4. Ролевые игры и моделирование ситуаций

Цель: развитие навыков взаимодействия с ребенком, моделирование семейных ситуаций.

Примеры: роль «учителя» и «родителя» при объяснении правил или организации режима дня.

7. Использование мультимедийных презентаций и видеороликов

Цель: наглядное объяснение методов воспитания, развития навыков у детей.

8. Индивидуальные консультации или мини-лекции в форме диалога

Цель: адресное решение конкретных вопросов родителей по развитию ребенка.

12. Игровые тренинги на развитие эмпатии и коммуникации

Цель: помочь родителям понять особенности эмоционального развития детей и научиться лучше взаимодействовать.

Пример: игры на развитие слушания, понимания чувств ребенка, упражнения на эмпатию.

13. «Доска идей» или «Книга отзывов»

Цель: активизировать участие родителей в формировании программы работы, получать обратную связь.

Пример: размещение на стенде или в электронном виде вопросов, предложений, идей по воспитанию и обучению.

Средства воздействия на эмоционально-ценностную сферу родителей

1. Использование эмоционально насыщенной речи и личных историй

Рассказы педагогов и родителей о личном опыте, успехах и трудностях, вызывающие сочувствие и сопереживание.

2. Вдохновляющие цитаты и пословицы

Включение в презентации или беседы мудрых высказываний, вызывающих размышления и ценностные ориентиры.

3. Визуальные материалы (фотографии, видеоролики)

Демонстрация трогательных фото или видеосюжетов, вызывающих эмоциональный отклик (например, успехи детей, семейные моменты).

4. Музыкальное сопровождение

Использование музыки, вызывающей положительные эмоции или ассоциации (например, песни о семье, дружбе).

5. Игровые методы и ролевые игры

Проведение мини-игр или ситуационных упражнений для погружения в эмоциональные ситуации (например, моделирование конфликтных ситуаций с последующим обсуждением).

6. Обсуждение ценностей и семейных традиций

Вовлечение родителей в диалог о важности семейных ценностей, традиций, духовных ориентиров.

7. Создание атмосферы доверия и поддержки

Использование теплого тона общения, активное слушание, проявление искреннего интереса к проблемам родителей.

8. Использование метафор и образных сравнений

Объяснение сложных понятий через яркие образы, вызывающие эмоциональный отклик.

9. Позитивное подкрепление и похвала

Подчеркивание достоинств родителей и их усилий, что вызывает чувство признания и гордости.

10. Проведение совместных творческих мероприятий

Совместное создание поделок, рисунков или коллажей на тему семьи и воспитания — способствует развитию положительных эмоций.

11. Использование психологических техник (например, техника «Мост» или «Расслабление»)

Введение элементов релаксации или визуализации для снятия напряжения и формирования позитивного настроя.

12. Обсуждение примеров из жизни успешных семей или известных личностей

Вдохновляющие истории о людях с высокими ценностями и сильной семейной позицией.

Эти средства помогают не только донести информацию, но и вызвать у родителей положительные эмоции, укрепить их ценностные ориентиры и мотивацию к активному участию в воспитательном процессе.

Шаблон для заполнения "Подготовка и проведение интерактива для родителей с целью педагогического просвещения по заданной теме"

Тема

«Билет в будущее: профпробы младшего школьника»

Характеристика целевой аудитории

Родители младших школьников в возрасте от 30-60 с низким уровнем педагогической подготовки

Цель

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах профессионального самоопределения детей,

вопросе важности правильного выбора профессии их детьми в будущем.

Задачи

  1. Проанализировать результаты анкетирования детей.
  2. Объяснить, как родители могут способствовать повышению уровня мотивации у ребёнка.
  3. Составить памятку «Как помочь ребёнку учиться?»

-выявить факторы выбора профессии;

-определить пути решения проблемы «Как помочь ребёнку правильно выбрать профессию?»;

-разработать совместные рекомендации по организации процесса профориентации младших школьников.

-обсудить профессиональные интересы и склонности детей, методы их изучения и развития;

-рассмотреть правила выбора профессии, факторы, влияющие на этот выбор;

-проанализировать типичные ошибки, которые совершают родители и дети при определении будущего пути;

-обсудить пути получения профессионального образования, ситуацию на рынке труда.

Форма

Родительское собрание

План

  1. Приветствие. Чтение высказывания Пифагора об ученике и мотивации учиться.
  2. Анализ результатов анкетирования детей «Учебная мотивация».
  3. Беседа о причинах низкой мотивации обучающихся. Подведение к теме собрания через проблемную ситуацию.
  4. Сообщение проблемы и её актуальность.
  5. Родители самостоятельно на листах записывают причины низкого уровня мотивации детей на листе.
  6. Обсуждение записанных причин и определение 3 наиболее серьёзных причин. Запись причин на флип-чарте.
  7. Разделение родителей на группы с помощью игры «камень-ножницы-бумага».
  8. 1 группа обсуждают, что будет, если ребёнку в обучении помогает родитель в решении 3-х причин неуспеваемости, 2 группа - ребёнок предоставлен сам себе. Свои результаты родители представляют в виде театральных сценок.
  9. Обсуждение сцен.
  10. Родители самостоятельно записывают способы, как поддержка родителей влияет на учебную деятельность ребёнка. Выписывание на флип-чарт пунктов памятки.
  11.  Разделение родителей по карточкам зелёного цвета и жёлтого. Зелёная карточка-внешний круг, жёлтая карточка – внутренний. Родители образуют пары в кругу лицом друг к другу. Внешний круг получает карточки с проблемной ситуации, решение которых обсуждаются в парах. Смена пар по кругу.
  12.  Запись рациональных путей решения данных ситуаций.
  13.  Составление памятки «Как помочь ребёнку учиться?»
  14.  Демонстрация фотографий детей в процессе обучения.
  15.  Подведение итогов собрания. Проведение рефлексии с помощью Яндекс формы.

- Здравствуйте, дорогие родители! Я очень рада всех вас сегодня видеть. Благодарю за то, что вы отложили свои дела и нашли время для нашей встречи, чтобы поговорить о важном – о наших детях. Сегодня у меня радостное настроение, ведь как я уже сказала, я рада, что сегодня большинство пришли на наше родительское собрание. Расскажите сейчас о вашем настроении. Как вы заметили сегодняшнее собрание, мы проведем в необычной форме – в форме круглого стола.

- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, по кругу информацией о том, кем по профессии вы мечтали стать в детстве, и сбылась ли ваша мечта.
- А кто повлиял на ваш выбор профессии?
- Кто из вас считает, что выбор профессии это актуальная тема для любого человека, поднимите руку?
- Почему вы так считаете?

- Поднимите руки, кто из вас работает по специальности? (поднимают не все)

- Действительно, значительная часть россиян работает не по полученной специальности. Например, по исследованию сервиса «Работа.ру», опубликованному в марте 2024 года, только 33% россиян работают по специальности. 26% опрошенных ранее трудились по специальности, но сейчас работают в другой сфере.

- В нашем классе прошла анкета с целью, выяснения, кем мечтают стать дети. Большинство детей в этом возрасте выбирают профессии, ориентируясь на профессию своих родителей, но есть и такие, кто ещё не знает, кем стать в будущем.
- Какую проблему мы можем сформулировать? (Как помочь правильно ребенку выбрать профессию?)

- Кто считает, что данная проблема является актуальной? Почему?

- Спасибо, мне было важно услышать ваше мнение. Я согласна, вопрос актуален и важен для нас.

- Правильно выбранная профессия – это билет в будущее для каждого ребенка. Поэтому тема нашего собрания звучит так …

- Давайте поставим цель. Для этого вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.

- План вы можете видеть на слайде.

- Давайте разберёмся, что же такое профессиональная проба. В педагогическом словаре дано следующее определение.

Профессиональная проба – это мероприятие, которое включает в себя элементы реальной профессиональной деятельности или моделирует эти элементы. Оно предполагает оценку практики самим участником и наставником.

Цель профпробы – помочь в сознательном, обоснованном выборе профессиональной траектории.

Задачи профпробы:

         получить знания о профессии и её роли в современном мире;

         практически познакомиться с содержанием и спецификой деятельности;

         сформировать отношение участника к профессии.

- Как вы думаете, в чём может заключаться причина проблемы выбора  профессии детьми? Сейчас в группах с помощью приёма «Найди причины проблемы» вам необходимо подумать о возможных причинах проблемы выбора профессии. (От одной группы не менее 3х причин. Можно предлагать свои варианты)

- Итак, учёные отмечают следующие причины проблемы выбора профессии.

         Недостаток информации. Люди не знают, какие возможности существуют и какие требования предъявляются к разным профессиям. Это может привести к неправильному выбору и последующему разочарованию.

         Влияние окружения. Родители, друзья и общество в целом часто оказывают давление, подталкивая к выбору определённой профессии. Это может быть связано с престижем, финансовыми аспектами или личными предпочтениями окружающих, но не всегда совпадает с истинными желаниями и способностями человека.

         Сомнения и страхи. Страх неудачи, боязнь сделать неправильный выбор или не оправдать ожидания окружающих могут сильно затруднить процесс принятия решения.

         Недостаток самоанализа. Часто люди не проводят достаточный самоанализ, чтобы понять свои интересы, способности и ценности. Без этого сложно сделать осознанный и правильный выбор профессии.

         Конкуренция на рынке труда. В условиях высокой конкуренции многие люди испытывают страх перед неудачей и отказываются от выбора привлекательной профессии.

- Обобщая, можно сказать, что проблемы выбора профессии у младших школьников связаны с недостатком опыта, влиянием окружающих и ограниченной информацией. Условие для решения данной проблемы заключается в том, чтобы помочь детям лучше ориентироваться в мире профессионального выбора, развивая их интересы, навыки и предоставляя доступ к разнообразной информации о будущих карьерных возможностях. Это создаст основу для более осознанного и взвешенного выбора профессии в дальнейшем.

- Сейчас я вам выдам карточку с причинами проблемы выбора профессии, которые представлены на слайде. Вам необходимо в парах, исходя из этих причин, с помощью приёма «Выбор из списка» отметить только те пути решения проблемы, которые помогут решить нам проблему выбора профессии. (Одна пара называет один ответ)

Выберите только те пути решения, которые помогут решить проблему выбора профессии.

         Пройти профориентационные тесты.

         Ругать за неудачи.

         Навязывать свои желания в выборе профессии.

         Окружающие делятся опытом работы в своей профессии.

         Обратиться к психологу.

         Давить на ребёнка в выборе профессии.

         Пройти профориентацию. Это система мероприятий, которые помогают молодёжи определиться с тем, чем им заниматься. В неё входят специальные тесты и опросники, экскурсии на различные предприятия, консультации с практикующими специалистами в интересующей сфере, работа над проектами.

         Изучить рынок труда. Можно проанализировать актуальные вакансии на сайтах для поиска работы, чтобы понять, какие навыки ценят работодатели. Также стоит обсудить, какие профессии будут востребованы через 5–10 лет.

         Создать карьерную карту. Можно разработать гибкий сценарий: основной вариант и два–три альтернативных пути. Например, если человек мечтает стать дизайнером, можно обсудить смежные направления — веб-разработку или гейм-дизайн.

         Попробовать себя в деле. Лучший способ узнать, подходит профессия или нет, — попробовать себя в деле. Для первого опыта подойдут волонтёрские проекты или летняя подработка.

         Поделиться опытом. Можно рассказать о деталях своей работы: какие задачи решают человек и его коллеги, как устроен рабочий день. Это поможет составить реалистичное представление о взрослой профессиональной жизни и понять, какие форматы работы могут подойти.

         Обратиться к психологу. Если есть сомнения и страхи, которые мешают принять важное решение, можно обратиться к профильному специалисту. 

- Важно понимать, что процесс выбора профессии — это не только задача для вашего ребенка, но и ваша совместная работа. Поддержка и вовлеченность с вашей стороны могут сделать этот путь менее стрессовым и более осознанным. Поощряйте своего ребенка исследовать различные интересы, обсуждайте его мечты и страхи, помогайте ему находить информацию о профессиях. Это не только укрепит вашу связь, но и поможет ребенку чувствовать себя более уверенно в выборе своей будущей карьеры. Помните, что ваше понимание и открытость могут стать основой для его уверенности в будущем.
- Специально для ранней профориентации школьников разработан Всероссийский проект «Билет в будущее», который реализуется в школах при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование».  Проект предполагал участие школьников в различных тренингах, проф. диагностиках, профпробах, экскурсиях на предприятия и многое другое.

- Я на классных часах буду рассказывать учащимся о различных профессиях, периодически будем проходить профориентационные тесты, а вам я даю небольшую памятку, которой вы можете пользоваться. Прочитайте её и скажите, какими рекомендациями вы уже пользуетесь или будете пользоваться?

Памятка для родителей по профориентационной работе с ребенком

Рекомендации

Профориентационные игры для детей

1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции  атериальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.

8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках...

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии

своих родителей!

Игра является ведущей деятельностью детей. У детей младшего школьного возраста игры способствуют

формированию навыков осознанного выбора слов для выражения мыслей, развивают пытливость, любознательность, мышление, воображение и интерес к

познавательной деятельности, воспитывают у детей толерантность и   коммуникабельность. Особое значение

имеют игры, направленные на профориентацию младших

школьников:

«Угадай профессию по жестам». Детям

жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это. При планировании профориентационных занятий рационально включать различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Ящик ощущений». В ящичек (коробку) складываются различные предметы,

связанные с профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

«Профессия по ассоциации». Из набора

предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору. После этого детям предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.

«Карта профессий». По предложенному в карте набору качеств, выделить те, которыми должен обладать человек той или иной профессии. Мозговой штурм «Профессии-синонимы». Назвать иначе представителей предложенных

профессий.

- Также на слайде вы можете увидеть несколько ресурсов, которые могут помочь в выборе профессии. Данный список я продублирую в нашем родительском чате.

1.«Атлас новых профессий».
2.«Примерочная профессий.
3. «Проект Билет в Будущее».
4. «Профориентационный портал Компас ПРО».

- Также я рекомендую вам прочитать книгу «Как помочь ребёнку выбрать профессию» Пособие для родителей, автором которого является Альмира Ергазыевна Имамбекова.

- В заключение нашего интерактива, я хотела бы получить от вас обратную связь. С помощью приёма «Закончи предложение» вам необходимо закончить одно из представленных на слайде предложений.

Для меня стало полезным…

Я убедилась в том, что…

После собрания я…

Сегодня я осознала важность…

- Спасибо! Я надеюсь, что памятки, которые я вам раздала, помогут вам. Я благодарю вас за то, что вы нашли время для нашей встречи. Верю, что она была для вас полезной. Благодарю вас за участие и желаю вам всего хорошего! До свидания!

Ход родительского собрания

1. Мотивационный этап. Разминка. Стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Здравствуйте, уважаемые родители!  Прочитанные мной  слова из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского как никогда актуальны сейчас, когда  девятиклассники  стоят на пороге окончания школы и перед ними -  нелёгкий выбор: кем быть?

 Как вы считаете, какова тема нашего собрания?

 Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для обучающихся девятых классов и их родителей. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании.  Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую ,высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И  стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том , какой жизненный путь для них предпочтительнее.  Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.

- Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за выбор профессии?
(Ответственность- качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

 - Как семья влияет на отношение к работе?

 - Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

  - Выбор профессии : на всю жизнь или на время ?

2. Информационный этап.
Слово классного руководителя:

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться , что наиболее правильный путь для них – самим решить , какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется , что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

- родители;
- друзья;
- СМИ;
- предпрофильное обучение;
- родственники;
- сверстники.

Для того , чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей , важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни( изменяется ситуация на рынке труда).Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  1. Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  2. Выявление способностей и склонностей.
  3. Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  4. Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  5. Окончательный выбор ( оценка собранной информации).

Инструкция

Опираясь на свой родительский опыт, предложите свои шаги по оказанию помощи ребенку на каждом этапе всего процесса выбора профессии:

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь : возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами ,которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные ,определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет , когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться .Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы , кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь, как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения , наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

5.Принятие решения.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки( плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.  

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?...

3. Беседа с родителями.

- А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Что бы Вы посоветовали своим детям?

4. Итог родительского собрания. Рефлексия

Общий вывод : Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы , порой сами того не ведая , передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения , то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вопросы для рефлексии:

Что было самым интересным и полезным?

- Какие выводы вы сделали для себя?

На память о нашей встрече я хочу раздать родителям  памятку « Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей)»:

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным, вы сможете  помочь своему ребёнку определиться в будущей жизни. Желаю вам успеха!

Цель:

профессиональное просвещение родителей по вопросам ранней профориентации.

Задачи:

- знакомство с возрастными особенностями младших школьников;

- рассмотрение основных форм и методов ранней профориентации;

- информирование о роли и задачах родителей в профориентации младших школьников.

Временные затраты: 1 час.

Методическое оснащение и оформление: данные рекомендации, справочноинформационный материал, выставка рисунков учащихся по теме собрания.

Приглашённые специалисты: специалисты Центра профориентации, школьный педагогпсихолог.

Содержание:

1. Возрастные особенности младших школьников.

2. Ранняя профориентация: цели, задачи, формы и методы.

3. Роль родителей в формировании профессиональных интересов и склонностей

ребенка, в изучении мира профессий. Обратная связь (обмен опытом, родительские

примеры).

  1. Ответы на вопросы, индивидуальное консультирование родителей

1. АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ: Анкета «Профессиональное самоопределение школьников» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Заранее благодарим Вас. Ваши ответы позволят эффективнее организовать профориентационную работу в школе, а также своевременно оказать психологическую помощь Вам и Вашим детям в виде индивидуальной и групповой форм работы 1. Какие интересы, увлечения Вашего ребенка Вы можете назвать? __________________________________________________________________ 2. Ваши рекомендации ребенку по профессиональному самоопределению: Профессия________________________________________________________________ Пути получения профессионального образования_______________________________ 3. Как Вы оцениваете помощь, оказываемую учащимся, родителям по вопросам профориентации (по 10-бальной системе) со стороны: Профессиональных учебных заведений _______________________________________ Предприятий и организаций города __________________________________________ Школы___________________________________________________________________ Межшкольного учебного комбината__________________________________________ 4. Ваши предложения по организации и проведению профориентационной работы в школе: ___________________________________________________________________ 5. Если бы Вам представилась возможность, то с какими вопросами по профориентации Вы могли бы обратиться к специалистам? _________________________________________ Сообщите о себе: Пол __________________________ Возраст _____________________ Профессия, специальность, должность _________________________________________

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Данная анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей

к труду и выбору профессии. Она применяется главным образом в групповой работе, при

проведении тематических родительских собраний по проблемам профессиональной

ориентации учащихся V - IX классов и позволяет не столько получить объективные

сведения о воспитательных возможностях семьи, сколько повысить интерес родителей к

этим вопросам. Если есть возможность, целесообразно перед родительским собранием

размножить текст анкеты и бланк ответов. При устном ее предъявлении родители могут

записывать ответы под порядковыми номерами. Для этого им дополнительно сообщается

ключ.

17

Анкетирование рекомендуется проводить в начале собрания. При обсуждении

результатов анкетирования важно обратить внимание родителей на возрастные

особенности профессионального самоопределения учащихся; встречающиеся ошибки

взрослых в подготовке школьников к выбору профессии; возможности развития

профессиональных интересов и склонностей; роль семьи в расширении

профессионального кругозора ребенка, ознакомлении его с профессиями ее взрослых

членов (содержание и результаты труда, требования к профессионально важным

качествам и т.д.),

Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет

Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно

прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует

Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на

выставках.

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын

(дочь).

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и

увлечения.

6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в

котором учится мой сын (дочь),

7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки,

полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых

обязанностей дома.

9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней

своему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок

обязательно туда поедет.

11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды,

покупка продуктов и т.п.).

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен

решить этот вопрос самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а)

еще успеет в жизни наработаться.

14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за

хорошо выполненное поручение.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои

способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл

Орг момент

Изображение выглядит как текст, Шрифт, белый, инструмент  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

-Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на нашу встречу, которую мы проведем в форме круглого стола. А поговорим мы о самом для нас дорогом – о наших детях. Давайте поприветствуем, друг друга и поделимся своим настроением. Продолжите, пожалуйста, фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”

Изображение выглядит как текст, Шрифт, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Подведение к проблеме

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, по кругу информацией о том, кем по профессии вы мечтали стать в детстве, и сбылась ли ваша мечта? Нужен ли пример учителя?

А кто повлиял на выбор вашей профессии?

Поднимите руку те, кто считает, что выбор профессии – это актуальная тема для любого человека?

Спасибо, а почему вы так считаете?

Благодарю за ваши ответы, я с вами согласна, ведь выбор профессии очень важен для каждого человека. От этого зависит вся наша жизнь.

В нашем классе была проведена анкета, целью которой было выяснение, кем мечтают стать дети. Ребята написали много профессий, среди них есть такие как строитель, врач, полицейский. Большинство детей в данном возрасте выбирают профессию своих родителей, но в нашем классе есть и такие ребята, которые еще не знают, кем хотят стать в будущем. Какую проблему мы можем сформулировать?

(КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?)

Изображение выглядит как текст, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Поднимите руку, кто считает эту проблему актуальной? Выскажите свое мнение, почему вы так считаете.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы помочь ребятам определиться с будущей профессией. Правильно выбранная профессия - это билет в будущее для каждого ребенка. Потому тема нашего собрания звучит так «Билет в будущее. Профпробы младшего школьника».

Изображение выглядит как текст, инструмент, дизайн, руководство  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Сформулируем цель нашего собрания.

Верно, целью нашего собрания является выяснить причины и наметить пути решения проблемы правильного выбора профессии для ребят.

Изображение выглядит как текст, Шрифт, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

На слайде вы видите план нашего собрания, давайте с ним ознакомимся.

Изображение выглядит как текст, чек, алгебра, инструмент  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Профессиональные пробы – это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, понять что интересно вашему ребенку.

Давайте на слайде рассмотрим важные аспекты:

Что же такое профессиональные пробы?

Изображение выглядит как текст, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Как вы думаете, какая цель профессиональных проб?

Согласна с вами, целью профессиональных проб является формирование и развитие у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико-ориентированного погружения в профессию.

Есть различные виды профессиональных проб. Давайте с ними познакомимся.

Изображение выглядит как текст, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Мини-пробы - направлены на практическое знакомство с профессией. Представляют собой непродолжительное практическое задание, в ходе которого участники работают с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением.

Ознакомительные пробы- цель — определить предпочтения в мире профессий. Отличаются простыми заданиями, небольшим количеством времени на проведение пробы и большим допустимым количеством участников с любым уровнем подготовки. 

Углубленные пробы - в ходе углублённой пробы участники моделируют ситуации, связанные с разными видами профессиональной деятельности, и получают более полное представление о профессии.

Во время обучения ребята могут попробовать различные профессии благодаря ролевым играм и посещением различных мероприятий на которых проводится ознакомление с профессиями.

Сейчас я предлагаю вам пройти небольшую анкету «Профориентация младших школьников», целью которой является - выявить интересы и склонности ваших детей.

АНКЕТА:

Изображение выглядит как текст, документ, Шрифт, снимок экрана  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Подпишите ФИ для того, чтобы в дальнейшем у меня была возможность проанализировать ваши ответы, для более лучшей работы с обучающимися.

Передайте ваши анкеты, спасибо!

А сейчас мы поработаем в парах. Ваша задача в парах обсудить, какие факторы, по вашему мнению, могут повлиять на выбор детьми своих профессиональных предпочтений. Запишите все идеи.

Поделитесь тем, что вы записали.

Спасибо, а сейчас на слайде вы увидите те факторы, которые определила я.

Изображение выглядит как текст, чек, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Мы с вами определили факторы, которые могут повлиять на выбор профессии.

А сейчас в группах по 3 человека попробуйте определить способы того, как вы – родители можете помочь своему ребенку в определении будущей профессии.

Какие способы вы определили?

Спасибо, за ваши ответы.

Изображение выглядит как текст, Шрифт, чек, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным. Изображение выглядит как текст, Шрифт, чек, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Представленные на слайде способы вы можете использовать дома с ребенком. В школе также проводятся профориентационные мероприятия и занятия, на которых ребята узнают новые и интересные профессии.

И, конечно же при выборе профессии мы должны помогать ребятам определиться, но также важно не допускать ошибок в данных мероприятиях. Давайте ознакомимся с основными ошибками родителей при помощи в выборе профессии.

Изображение выглядит как текст, Шрифт, чек, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Сейчас я вам раздам памятки, которые останутся у вас и помогут вам в работе с вашими детьми. В данных памятках отражены все ключевые моменты с собрания.

Изображение выглядит как текст, Печать, иллюстрация, журнал  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Также хочу посоветовать вам литературу, которую можно прочитать для того, чтобы лучше разобраться в теме профориентации ребенка.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

ЗАКЛЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

А сейчас закончите предложения, которые вы видите на слайде.

Изображение выглядит как текст, инструмент, алгебра  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Спасибо всем за то, что посетили наше собрание. Всех благодарю за внимание и за взаимодействие.

Закончить наше собрание я бы хотела фразой Конфуция.

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».

Изображение выглядит как текст, чек, алгебра, инструмент  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Помните, что поддержка и понимание очень важны для наших детей в их стремлении найти свой путь в жизни. Давайте вместе продолжим работу над тем, чтобы наши дети чувствовали себя уверенными в своем будущем.

             Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возможности. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

СЛАЙД 2

                  Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

           Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14- лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.

СЛАЙД 3

            Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

СЛАЙД 4

 Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам.

Слайд5

               Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе? Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире
профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

Слайд 6

На этой стадии создается определенная наглядная
основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального плана. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную
палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала,
обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Слайд 7

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о
мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе
формирования профессионального плана.

Слайд 8

Цель профориентационной работы в
начальной школе:
 расширение знаний
о мире профессий и формирование
интереса к познанию и миру труда.

Целью профориентационной работы с
учащимися
1-2 класса является формирование умений и
навыков общественного труда, знакомство и
расширение знаний о некоторых видах
профессий, воспитание уважительного
отношения к людям труда.

Слайд 9

Задачи профориентационной деятельности в начальных классах

                     

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

СЛАЙД10

      На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.

      На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей их важность и значимость.

       При преподавании практически всех предметов учителя используют активные методы обучения – игровые, метод проектов, исследовательские и проблемные. Все это благоприятно влияет на развитие личности и подготовку к профилизации учащихся.    

      Так, на уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. 

     На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д. Новой для нас формой учебного занятия является решение проектной задачи. Дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.

        Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для  реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

         Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

         Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируем и проводим занятия, используя разнообразные формы, такие как:

беседы;

игровые занятия;

экскурсии;

викторины;

конкурсы;

встречи с людьми интересных профессий;

участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;

семейные праздники;

защита проектов и др.

СЛАЙД 11

В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким предметам или к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность?

    Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только у старшеклассников в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования.   Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка,
ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?

 - Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?

Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?

Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

СЛАЙД 12

Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.
8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках…
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии

       своих родителей!

СЛАЙД13

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»                     

СЛАЙД 14

На свете профессий немало –              

  Такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.

https://forms.yandex.ru/u/6851d6794936393c997dc252 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2024/01/15/anketa-dlya-roditeley-po-vyyavleniyu-ranney 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...