Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе (из опыта работы)
учебно-методический материал (4 класс)

Наталья Николаевна Коршунова

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korshunova_n.n._aktivnye_metody_obucheniya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 города  Ельца»

Использование активных методов обучения

на уроках в начальной школе

 (из опыта работы)

Подготовила Коршунова Н.Н.,

учитель начальных классов

 МБОУ «СШ №8 г. Ельца»

2024 год

•        Введение

•        Зачем использовать активные методы обучения в начальной школе?

•        Преимущества активных методов обучения в начальной школе

•        Примеры активных методов обучения в начальной школе

•        Плюсы и минусы активных методов обучения

•        Заключение

 Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения.

     Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы. 

Активные методы обучения подразделяются на:

•                          методы начала урока;

•                          методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

•                          методы презентации учебного материала;

•                          методы организации самостоятельной работы;

•                          методы релаксации;

•                          методы подведения итогов.

Для каждого этапа урока  использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Метод организации начала урока «Подари подарок другу»

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

Проведение: учащиеся под музыку передают подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Коля (Дима, Юля и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты - мой друг!»

         Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка)

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

             Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук «Кулак – ребро – ладонь»

Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия

Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

     Метод закрепления изученного материала «Парный выход» (использовался на уроке русского языка)

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик 2 группы, то он работает по опорам (предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу провожу  на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитываю все варианты вслух и выбираю для записи наиболее удачное словосочетание. 

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн.

      Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное.  Это и есть тема синквейна. На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение, выражающее его отношение к теме синквейна. Последняя строчка – это слово – синоним, относительно темы синквейна.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.

 Активные методы релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Проведение

Прошу обучающихся по команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

 Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг». 

         Метод  «Ромашка»       

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы  и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Итоговый круг

 Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Обратная связь от  учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

         Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.

 

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+   Активные методы обучения помогают:

-развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

- учить учащихся самостоятельно добывать знания,

-развивать интерес к предмету,

-позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

-  Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

-не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; 

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества;

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Активные методы обучения – это, прежде всего, успех. Успех ваших учеников - ваш успех.

В одной известной притче говорится: «Учитель, ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов на уроках в начальной школе

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные...

Активные методы и технологии обучения математике в начальной школе. Из опыта работы

В презентации представлены  и разобраны следующие различные методы и технологии изучения математики в начальных классах:Проблемное обучениеПроектная деятельностьИгровые технологииИсследовательска...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. (Из опыта работы)

Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и раз...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. В статье рассказывается, какие приемы можно использовать на уроке....