Проект "Кровь-важный орган человека"
проект (2 класс)
Проект для выступления на малой школьной академии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В моей семье много врачей: мама, бабушка, отчим, родители отчима. Я часто бывал в больницах, видел работу врачей и их помощников, понимал, что это очень сложная, но интересная работа. В доме много книг о строении человеческого тела, о разных болезнях, я люблю их рассматривать. Часто вечером я расспрашиваю маму о том, какие пациенты у нее сегодня были, чем они болеют, как она их лечит. Я хочу стать врачом! Эта работа начало моего пути.
Цель исследования: изучить строение кровеносной системы и крови человека. Понять значение крови в организме человека.
Предмет исследования: медицина.
Объект исследования: кровь человека.
Гипотеза исследования: кровь и органы кровообращения – основа жизни и здоровья.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования
- Узнать, что такое кровь и для чего она нужна человеку
- Определить состав крови и функции каждого из элементов
- Узнать интересные факты о крови человека и животных
- Посмотреть на кровь в микроскоп
Методы исследования:
- Поиск информации в книгах и интернете
- Получение информации от практикующих врачей
- Изучение мазка крови через микроскоп
Глава 1. Кровь человека как орган.
- Определение
Кровь – жидкая и подвижная соединительная ткань организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и клеток: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Кровь движется по замкнутой системе сосудов под действием насоса - сердца.
Понятие о системе крови введено в 1939 году русским ученым Г. Ф. Лангом.
Согласно Лангу, в систему крови входят:
- периферическая кровь, циркулирующая по сосудам;
- органы кроветворения — красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка;
- органы кроверазрушения — селезенка, печень, красный костный мозг.
- Система кровообращения
Рассказать о крови человека нельзя без упоминания системы кровообращения.
Сердце – основа системы кровообращения.
В нее входят:
- Кровь
- Сердце – насос, перекачивающий кровь
- Сосуды – трубы по которым кровь течет по организму: артерии, вены и капилляры
- Органы, в которых кровь создается и в которых она разрушается
Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Оно является мощным двойным насосом с четырьмя камерами (2 предсердия и 2 желудочка), перекачивающим кровь по всему телу. (Приложение 1)
Сердце сокращается примерно 60 раз/минуту
и совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни
Сосуды делятся на артерии – те, по которым кровь течет от сердца к органам, капилляры – самые мелкие трубочки в органах и вены – трубочки, по которым кровь возвращается в сердце.
Кровь от всех органов, наполненная углекислым газом через правую половину сердца идёт в легкие. Там она снова насыщается кислородом. «Свежая» кровь идёт к левой части сердца, откуда попадает в аорту – самый большой и толстый сосуд в организме, и распространяется по всему организму. В органах и тканях в самых мелких сосудах – капиллярах происходит обмен веществ: углекислый газ и отходы жизнедеятельности из тканей попадают в кровь, а кислород и питательные вещества из крови попадают в ткани. (Приложение 1)
Длина всех кровеносных сосудов человека примерно 95 тысяч километров. Если выложить все артерии, вены, капилляры в одну линию, ею можно 2 раза обернуть Землю по экватору – и еще останется!
Органы кроветворения
Клетки крови «рождаются» в красном костном мозге — это мягкий материал в центре костей таза, грудине, позвоночнике. В нем «живут» прародители всех клеток крови – стволовые клетки. (Приложение 1)
Стволовые клетки применяют при лечении заболеваний крови, костей, для «выращивания» новых тканей человека и животных в «биологических 3D принтерах».
- Функции крови
Кровь выполняет функцию службы доставки в организме.
• Транспортная - кровь переносит (транспортирует) различные вещества: кислород, углекислый газ, питательные вещества, гормоны и т. д.
• Дыхательная - перенос кислорода от органов дыхания к клеткам организма и углекислого газа от клеток к легким.
• Трофическая - перенос питательных веществ от пищеварительного тракта к клеткам организма.
• Экскреторная - транспорт конечных продуктов обмена веществ (мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа и др.), а также избыточной воды, органических и минеральных веществ к органам выделения (почки, легкие, потовые железы и др.).
• Терморегуляторная - кровь транспортирует тепло от более нагретых органов к менее нагретым и органам теплоотдачи, т. е. Кровь способствует перераспределению тепла в организме и поддержанию температуры тела.
• Защитная - проявляется в процессах гуморального (связывание антигенов, токсинов, чужеродных белков, выработка антител) и клеточного (фагоцитоз) иммунитета, а также в процессах свертывания (коагуляции) крови.
• Регуляторная - регуляции взаимодействия разных органов между собой через доставку гормонов, пептидов и других биологически активных веществ к клеткам организма. Таким образом, кровь, осуществляя связь между различными органами, обеспечивает объединение их в единое целое и соотнесение уровней их функционирования между собой.
• Гомеостатическая - участие крови в поддержании постоянства внутренней среды организма (например, постоянства рН, водного баланса, уровня глюкозы и др.).
Глава 2. Состав крови.
У человека кровь составляет 6—8% от массы тела, т. е. в среднем у взрослого около 4—6 л.
- У ребенка 8-и лет весом 25-30 кг примерно 1,5-2,0 литра крови.
- Нашей кровью можно накормить до 2 миллионов комаров. Приблизительно…
В брюшке среднего комара поместится около 0,002–0,005 мл крови. Чтобы высосать всю кровь у человека, нужно 1–2 миллиона комаров — зависит от веса человека и аппетита насекомых. Правда, встретить такое огромное количество кровососущих гадов можно разве что в тайге, да и то надо постараться.
Кровь состоит на 60 % из плазмы и на 40 % из клеток.
Существует три вида клеток крови, которые находятся в ней в разном количестве и выполняют разные задачи:
- красные кровяные тельца (эритроциты)
- белые кровяные тельца (лейкоциты)
- кровяные пластинки (тромбоциты)
(Приложение 2)
2.1 Плазма крови.
Плазма крови - это желтовато-белая жидкость, которая в свою очередь состоит в основном из воды, а также различных белков, солей, микроэлементов и витаминов.
Белки плазмы крови работают как служба доставки, защита от вирусов и бактерий и участвуют в свертывании крови. Белков плазмы очень много: в настоящее время найдено более 100 белков, разных по строению.
Кроме белков в плазме имеются еще гормоны, питательные вещества, и отходы жизни клеток, которые потом выделяются кожей, почками, печенью и кишечником.
Плазму крови получают с помощью центрифуги. В ней кровь вертят, пока клетки не отделятся от жидкой части (плазмы). (Приложение 2)
- Плазму крови ежедневно применяют для спасения жизни и здоровья людей. Её переливают пациентам с кровотечениями. Из нее делают разные лекарства.
2.2 Эритроциты (красные кровяные тельца)
Больше всего в крови человека находится эритроцитов, которые также называют красными кровяными тельцами.
Они составляют 99 % из всех клеток крови.
Эритроциты очень малы и имеют форму плоского диска или бублика (круглого с углублением посередине), но не полого. В 1 песчинке могут вместиться 1 миллион эритроцитов. Эритроциты очень гибкие, это позволяет им менять форму и легче протискиваться по узким капиллярам.
Самая важная задача эритроцитов – переносить по кровеносным сосудам жизненно необходимый кислород от лёгких к органам и тканям тела. Эту задачу они выполняют с помощью красного пигмента крови – гемоглобина.
- Количество эритроцитов у мальчиков несколько выше, чем у девочек. На это влияют мужские половые гормоны
В крови эритроциты живут от 1,5 до 4 месяцев.
Эритроциты на 90% состоят из гемоглобина – сложного белка в состав которого входит железо. Гемоглобин и окрашивает эритроциты в красный цвет, даже их название происходит от латинского «эритрос» — красный. А так как их в крови больше всего, то кровь мы видим красной. (Приложение 3)
- Про людей знатных, древних фамилий говорят, что они «голубых кровей». Но это только выражение, которое никак не связано с физиологией. У всех людей на Земле, независимо от цвета их кожи и положения в обществе, цвет крови красный.
- И всё-таки на Земле действительно есть существа с голубой кровью! Это осьминоги, кальмары, каракатицы, скорпионы и пауки. Это потому, что вместо железа у них в эритроцитах содержится медь. (Приложение 4)
- А еще бывает желтая кровь — она называется гемолимфа и встречается чаще всего у насекомых
Какие заболевания поражают Эритроциты?
При заболеваниях эритроцитов количество эритроцитов либо низкое, либо высокое.
Состояния и болезни с низким количеством эритроцитов:
- Недостаток железа или витаминов, необходимых для образования клеток и гемоглобина
- Кровотечения
- Заболевания костного мозга: происходит повреждение костного мозга, где образуются эритроциты (лейкемия, лимфома).
Болезни с высоким количеством эритроцитов:
- Заболевания костного мозга
- Врожденные пороки сердца
- Заболевания легких
- Гипоксия: низкий уровень кислорода в крови
- Обезвоживание
Общие признаки заболеваний Эритроцитов:
- Усталость
- Мышечная слабость
- Недостаток энергии
- Головная боль или головокружение
- Затуманенное зрение
- Холодные руки и ноги
- Серповидно-клеточная анемия.
Это заболевание возникает из-за генетических поломок, которые меняют форму эритроцита и повреждают его. Эритроцит выглядит не как «бублик», а как «полумесяц». Такие Эритроциты плохо переносят кислород и человек плохо себя чувствует. (Приложение 5)
2.3 Лейкоциты (белые клетки крови)
Белые кровяные тельца или лейкоциты, составляют вместе с тромбоцитами у здоровых людей лишь 1 % всех клеток крови. Нормальным считается уровень от 5.000 до 8.000 лейкоцитов в 1 мм. кв. крови.
Лейкоциты отвечают за иммунную защиту организма. Они как полицейские плавают по всему организму и распознают „чужаков“, например, бактерии или вирусы, и обезвреживают их. Если есть инфекция, количество лейкоцитов может сильно вырасти за короткое время.
Благодаря этому организм быстро начинает бороться с возбудителями болезни.
Если количество белых клеток крови снижается, или они не могут работать нормально, например, при лейкозе, то защита организма от „чужаков“ (бактерий, вирусов, грибов) неэффективна, и организм начинает подхватывать разные инфекции.
- По количеству и составу лейкоцитов в крови можно определить, чем болеет человек – вирусной или бактериальной инфекцией.
- Продолжительность жизни лейкоцитов колеблется от нескольких часов до нескольких лет.
- Лейкоциты могут «проходить сквозь стены»
Они способны просачиваться через стенки капилляров — самых маленьких сосудов в нашем теле.
Уничтожая «чужаков» и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.
Лейкоциты — это целое семейство. В него входят пять типов клеток: лимфоциты, моноциты, эозинофилы, базофилы и нейтрофилы.
Самую большую группу (от 60 до 70 %) составляют так называемые гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы); от 20 до 30 % - лимфоциты и от 2 до 6 % - моноциты („клетки-пожиратели“).
Эти три вида клеток по-разному борются с возбудителями болезней, одновременно дополняя работу друг друга. Только благодаря тому, что они работают вместе, организм обеспечивается нужной защитой от инфекций.
Разные виды лейкоцитов работают по-разному. Их можно сравнить с разными отрядами в полиции или армии.
Одни разыскивают в организме «чужаков», составляют их «портрет» и рассылают всем информацию о них. Вторые работают как охрана – они окружают бактерию и не дают ей уйти, пока за ней не придут макрофаги. Эти ребята очень большие и работают как «пожиратели» - они буквально съедают чужаков. Ещё у лейкоцитов есть помощники, которые «метят» чужаков «краской», чтоб их было всем видно и «киллеры», которые «стреляют» в чужаков специальным ядом. А еще есть «архивариусы» - это те, кто хранит информацию о всех-всех чужих бактериях и вирусах, которые побывали в организме. И когда кто-то уже знакомый проникает в тело – они сообщают остальным, что это за враг и как с ним справиться.
Лейкоциты – это часть нашего ИММУНИТЕТа.
Это система, которая защищает нас от вредных бактерий и вирусов. Которая не даёт расти опухолям.
Лейкоциты скапливаются в Лимфатических узлах – это специальные образования, которых много в организме человека. Там они растут, развиваются и «обучаются» борьбе с бактериями и вирусами. При появлении врага Лейкоциты по лимфатическим и кровеносным сосудам быстро прибегают в нужное место. Очень много лейкоцитов живет в стенке кишечника, так как через рот к нам попадает очень много разных вредных агентов (Приложение 6).
Вы точно нащупывали у себя лимфоузлы, когда у вас болело горло. Это такие «шишечки» под челюстью, они могут болеть, когда их трогаешь.
2.4 Тромбоциты (кровяные пластинки)
Кровяные пластинки, которые также называют тромбоциты, отвечают за остановку кровотечений. Они очень маленькие, но их много. Размер тромбоцита — всего 2–4 микрометра, то есть в 2 раза меньше Эритроцита и в 20 раз меньше Лейкоцита.
Если происходит повреждение стенок кровеносных сосудов, то они очень быстро закупоривают повреждённое место, образуя сгусток, и таким образом кровотечение останавливается.
Слишком низкий уровень тромбоцитов (встречается, например, у больных лейкозом) проявляется в носовых кровотечениях или кровоточивости дёсен, а также в мелких кровоизлияниях на коже. Даже после самого незначительного ушиба могут появляться синяки, а также кровоизлияния во внутренних органах. (Приложение 7)
- Кстати, тромбоциты на самом деле не клетки, а пластинки, или «осколки» мегакариоцитов — гигантских многоядерных клеток, которые обитают в костном мозге.
Практическая работа
- Забор крови. Для того чтобы сдать кровь, нужно прийти в лабораторию, где лаборанты берут кровь из пальца или вены. Это немного страшно, но почти не больно.
- Анализ. Потом кровь помещают в специальный анализатор, где проверяют её состав и распечатывают анализ. Он нужен доктору, чтобы оценить здоровье человека.
- Мазок. Часть крови помещают на специальное стекло, размазывают её тонким слоем и красят. После окраски разные клетки выглядят по разному. А эритроциты становятся фиолетовыми.
- Оценка. Мазок смотрят в микроскоп, оценивая как выглядят клетки и сколько их.
Заключение.
Кровь – один из органов человека. Одинаково важный с другими. Без крови не может существовать ни один орган, так как она приносит всем питание и кислород и уносит продукты распада. Но без других органов кровь не может быть полезна. Без легких – нет кислорода, без пищеварительной системы – питательных веществ, без сердца – кровь не течет… В организме связано всё и важно, чтобы все органы работали хорошо. Тогда человек будет здоров!
Я обязательно продолжу изучать строение организма! Летом я планирую посетить мастер-класс «Юный стоматолог», а в следующем году подготовить новый доклад. Тему пока еще не знаю, но она обязательно вас заинтересует!
Литература:
- Физиология человека /Под ред. Г. И. Косицкого.—. Ф50 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Медицина, 1985. 544 с, ил. В пер.: 2 р. 20 к. 150 000 экз.
- https://blood5.ru/knowledge/5-zanimatelnyx-faktov-o-donorstve-krovi/
- Кровь. Состав крови - развивающий мультфильм для детей https://yandex.ru/video/preview/15738677880980207771
- Лекция Центра общественного здоровья и медицинской профилактики КОГБУЗ «МИАЦ, ЦОЗМП» «Музей здоровья. Кировская область». Цикл занятий «Тело и что им управляет». Занятия «Сердце и кровеносная система. Профилактика заболеваний у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Кожа - особый орган человека"
Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье....

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."
Урок послужит развитию познавательной деятельности обучающихся по данной теме. На уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс
Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс...

Интерактивный плакат по теме: "Системы органов человека"
Данная презентация (интерактивный плакат) будет полезна на уроках окружающего мира и внеклассных (внеурочных) занятиях, направленных на спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся.Возрастна...

КР по окружающему миру "Системы органов человека" (3 класс)
Контрольная работа по теме: «Человек - часть природы. Строение тела человека»...


