Проект "Кровь-важный орган человека"
проект (2 класс)

Дербилова Наталья Павловна

Проект для выступления на малой школьной академии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_fedoseev_bogdan.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Введение

В моей семье много врачей: мама, бабушка, отчим, родители отчима. Я часто бывал в больницах, видел работу врачей и их помощников, понимал, что это очень сложная, но интересная работа. В доме много книг о строении человеческого тела, о разных болезнях, я люблю их рассматривать. Часто вечером я расспрашиваю маму о том, какие пациенты у нее сегодня были, чем они болеют, как она их лечит. Я хочу стать врачом! Эта работа начало моего пути.

Цель исследования: изучить строение кровеносной системы и крови человека. Понять значение крови в организме человека.

Предмет исследования: медицина.

Объект исследования: кровь человека.

Гипотеза исследования: кровь и органы кровообращения – основа жизни и здоровья.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Узнать, что такое кровь и для чего она нужна человеку
  3. Определить состав крови и функции каждого из элементов
  4. Узнать интересные факты о крови человека и животных
  5. Посмотреть на кровь в микроскоп

Методы исследования:

  1. Поиск информации в книгах и интернете
  2. Получение информации от практикующих врачей
  3. Изучение мазка крови через микроскоп

Глава 1. Кровь человека как орган.

  1. Определение

Кровь –  жидкая и подвижная соединительная ткань организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и клеток: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Кровь движется по замкнутой системе сосудов под действием насоса - сердца.

Понятие о системе крови введено в 1939 году русским ученым Г. Ф. Лангом.

Согласно Лангу, в систему крови входят:

  • периферическая кровь, циркулирующая по сосудам;
  • органы кроветворения — красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка;
  • органы кроверазрушения — селезенка, печень, красный костный мозг.

  1. Система кровообращения

Рассказать о крови человека нельзя без упоминания системы кровообращения.

Сердце – основа системы кровообращения.

В нее входят:

  1. Кровь
  2. Сердце – насос, перекачивающий кровь
  3. Сосуды – трубы по которым кровь течет по организму: артерии, вены и капилляры
  4. Органы, в которых кровь создается и в которых она разрушается

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Оно является мощным двойным насосом с четырьмя камерами (2 предсердия и 2 желудочка), перекачивающим кровь по всему телу. (Приложение 1)

Сердце сокращается примерно 60 раз/минуту

и совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни

Сосуды делятся на артерии – те, по которым кровь течет от сердца к органам, капилляры – самые мелкие трубочки в органах и вены – трубочки, по которым кровь возвращается в сердце.

Кровь от всех органов, наполненная углекислым газом через правую половину сердца идёт в легкие. Там она снова насыщается кислородом. «Свежая» кровь идёт к левой части сердца, откуда попадает в аорту – самый большой и толстый сосуд в организме, и распространяется по всему организму. В органах и тканях в самых мелких сосудах – капиллярах происходит обмен веществ: углекислый газ и отходы жизнедеятельности из тканей попадают в кровь, а кислород и питательные вещества из крови попадают в ткани. (Приложение 1)

Длина всех кровеносных сосудов человека примерно 95 тысяч километров. Если выложить все артерии, вены, капилляры в одну линию, ею можно 2 раза обернуть Землю по экватору – и еще останется!

Органы кроветворения

Клетки крови «рождаются» в красном костном мозге — это мягкий материал в центре костей таза, грудине, позвоночнике. В нем «живут» прародители всех клеток крови – стволовые клетки. (Приложение 1)

Стволовые клетки применяют при лечении заболеваний крови, костей, для «выращивания» новых тканей человека и животных в «биологических 3D принтерах».

  1.  Функции крови

Кровь выполняет функцию службы доставки в организме.

• Транспортная - кровь переносит (транспортирует) различные вещества: кислород, углекислый газ, питательные вещества, гормоны и т. д.

• Дыхательная - перенос кислорода от органов дыхания к клеткам организма и углекислого газа от клеток к легким.

• Трофическая - перенос питательных веществ от пищеварительного тракта к клеткам организма.

• Экскреторная - транспорт конечных продуктов обмена веществ (мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа и др.), а также избыточной воды, органических и минеральных веществ к органам выделения (почки, легкие, потовые железы и др.).

• Терморегуляторная - кровь транспортирует тепло от более нагретых органов к менее нагретым и органам теплоотдачи, т. е. Кровь способствует перераспределению тепла в организме и поддержанию температуры тела.

• Защитная - проявляется в процессах гуморального (связывание антигенов, токсинов, чужеродных белков, выработка антител) и клеточного (фагоцитоз) иммунитета, а также в процессах свертывания (коагуляции) крови.

• Регуляторная - регуляции взаимодействия разных органов между собой через доставку гормонов, пептидов и других биологически активных веществ к клеткам организма. Таким образом, кровь, осуществляя связь между различными органами, обеспечивает объединение их в единое целое и соотнесение уровней их функционирования между собой.

• Гомеостатическая - участие крови в поддержании постоянства внутренней среды организма (например, постоянства рН, водного баланса, уровня глюкозы и др.).

Глава 2. Состав крови.

У человека кровь составляет 6—8% от массы тела, т. е. в среднем у взрослого около 4—6 л.

  • У ребенка 8-и лет весом 25-30 кг примерно 1,5-2,0 литра крови.
  • Нашей кровью можно накормить до 2 миллионов комаров. Приблизительно…

 В брюшке среднего комара поместится около 0,002–0,005 мл крови. Чтобы высосать всю кровь у человека, нужно 1–2 миллиона комаров — зависит от веса человека и аппетита насекомых. Правда, встретить такое огромное количество кровососущих гадов можно разве что в тайге, да и то надо постараться.

Кровь состоит на 60 % из плазмы и на 40 % из клеток.

Существует три вида клеток крови, которые находятся в ней в разном количестве и выполняют разные задачи:

  1. красные кровяные тельца (эритроциты)
  2. белые кровяные тельца (лейкоциты)
  3. кровяные пластинки (тромбоциты)

(Приложение 2)

2.1 Плазма крови.

Плазма крови - это желтовато-белая жидкость, которая в свою очередь состоит в основном из воды, а также различных белков, солей, микроэлементов и витамин‎ов.

Белки плазмы крови работают как служба доставки, защита от вирусов и бактерий и участвуют в свертывании крови. Белков плазмы очень много: в настоящее время найдено более 100 белков, разных по строению.

Кроме белков в плазме имеются еще гормоны, питательные вещества, и отходы жизни клеток, которые потом выделяются кожей, почками, печенью и кишечником.

Плазму крови получают с помощью центрифуги. В ней кровь вертят, пока клетки не отделятся от жидкой части (плазмы). (Приложение 2)

  • Плазму крови ежедневно применяют для спасения жизни и здоровья людей. Её переливают пациентам с кровотечениями. Из нее делают разные лекарства.

2.2  Эритроциты (красные кровяные тельца)

Больше всего в крови человека находится эритроцит‎ов, которые также называют красными кровяными тельцами.

Они составляют 99 % из всех клеток крови.

Эритроциты очень малы и имеют форму плоского диска или бублика (круглого с углублением посередине), но не полого. В 1 песчинке могут вместиться 1 миллион эритроцитов. Эритроциты очень гибкие, это позволяет им менять форму и легче протискиваться по узким капиллярам.

Самая важная задача эритроцитов – переносить по кровеносным сосудам жизненно необходимый кислород от лёгких к органам и тканям тела. Эту задачу они выполняют с помощью красного пигмента крови – гемоглобина.

  • Количество эритроцитов у мальчиков несколько выше, чем у девочек. На это влияют мужские половые гормоны

В крови эритроциты живут от 1,5 до 4 месяцев.

Эритроциты на 90% состоят из гемоглобина – сложного белка в состав которого входит железо. Гемоглобин и окрашивает эритроциты в красный цвет, даже их название происходит от латинского «эритрос» — красный. А так как их в крови больше всего, то кровь мы видим красной. (Приложение 3)

  • Про людей знатных, древних фамилий говорят, что они «голубых кровей». Но это только выражение, которое никак не связано с физиологией. У всех людей на Земле, независимо от цвета их кожи и положения в обществе, цвет крови красный.

  • И всё-таки на Земле действительно есть существа с голубой кровью! Это осьминоги, кальмары, каракатицы, скорпионы и пауки. Это потому, что вместо железа у них в эритроцитах содержится медь. (Приложение 4)

  • А еще бывает желтая кровь — она называется гемолимфа и встречается чаще всего у насекомых

Какие заболевания поражают Эритроциты?

При заболеваниях эритроцитов количество эритроцитов либо низкое, либо высокое.

Состояния и болезни с низким количеством эритроцитов:

  • Недостаток железа или витаминов, необходимых для образования клеток и гемоглобина
  • Кровотечения
  • Заболевания костного мозга: происходит повреждение костного мозга, где образуются эритроциты (лейкемия, лимфома).

Болезни с высоким количеством эритроцитов:

  • Заболевания костного мозга
  • Врожденные пороки сердца
  • Заболевания легких
  • Гипоксия: низкий уровень кислорода в крови
  • Обезвоживание

Общие признаки заболеваний Эритроцитов:

  • Усталость
  • Мышечная слабость
  • Недостаток энергии
  • Головная боль или головокружение
  • Затуманенное зрение
  • Холодные руки и ноги

  • Серповидно-клеточная анемия.

Это заболевание возникает из-за генетических поломок, которые меняют форму эритроцита и повреждают его. Эритроцит выглядит не как «бублик», а как «полумесяц». Такие Эритроциты плохо переносят кислород и человек плохо себя чувствует. (Приложение 5)

2.3  Лейкоциты (белые клетки крови)

Белые кровяные тельца или лейкоцит‎ы, составляют вместе с тромбоцитами у здоровых людей лишь 1 % всех клеток крови. Нормальным считается уровень от 5.000 до 8.000 лейкоцитов в 1 мм. кв. крови. 

Лейкоциты отвечают за иммунную защиту организма. Они как полицейские плавают по всему организму и распознают „чужаков“,  например, бактерии‎ или вирус‎ы, и обезвреживают их. Если есть инфекция‎, количество лейкоцитов может сильно вырасти за короткое время.

Благодаря этому организм быстро начинает бороться с возбудителями болезни.

Если количество белых клеток крови снижается, или они не могут работать нормально, например, при лейкозе, то защита организма от „чужаков“ (бактерий, вирусов, грибов) неэффективна, и организм начинает подхватывать разные инфекции.

  • По количеству и составу лейкоцитов в крови можно определить, чем болеет человек – вирусной или бактериальной инфекцией.

  • Продолжительность жизни лейкоцитов колеблется от нескольких часов до нескольких лет.

  • Лейкоциты могут «проходить сквозь стены»

Они способны просачиваться через стенки капилляров — самых маленьких сосудов в нашем теле.

Уничтожая «чужаков» и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.

Лейкоциты — это целое семейство. В него входят пять типов клеток: лимфоциты, моноциты, эозинофилы, базофилы и нейтрофилы.

Самую большую группу (от 60 до 70 %) составляют так называемые гранулоцит‎ы (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы); от 20 до 30 % - лимфоцит‎ы и от 2 до 6 % - моноцит‎ы („клетки-пожиратели“).

Эти три вида клеток по-разному борются с возбудителями болезней, одновременно дополняя работу друг друга. Только благодаря тому, что они работают вместе, организм обеспечивается нужной защитой от инфекций.

        Разные виды лейкоцитов работают по-разному. Их можно сравнить с разными отрядами в полиции         или армии.

Одни разыскивают в организме «чужаков», составляют их «портрет» и рассылают всем информацию о них. Вторые работают как охрана – они окружают бактерию и не дают ей уйти, пока за ней не придут макрофаги. Эти ребята очень большие и работают как «пожиратели» - они буквально съедают чужаков. Ещё у лейкоцитов есть помощники, которые «метят» чужаков «краской», чтоб их было всем видно и «киллеры», которые «стреляют» в чужаков специальным ядом. А еще есть «архивариусы» - это те, кто хранит информацию о всех-всех чужих бактериях и вирусах, которые побывали в организме. И когда кто-то уже знакомый проникает в тело – они сообщают остальным, что это за враг и как с ним справиться.

Лейкоциты – это часть нашего ИММУНИТЕТа.

Это система, которая защищает нас от вредных бактерий и вирусов. Которая не даёт расти опухолям.

Лейкоциты скапливаются в Лимфатических узлах – это специальные образования, которых много в организме человека. Там они растут, развиваются и «обучаются» борьбе с бактериями и вирусами. При появлении врага Лейкоциты по лимфатическим и кровеносным сосудам быстро прибегают в нужное место. Очень много лейкоцитов живет в стенке кишечника, так как через рот к нам попадает очень много разных вредных агентов (Приложение 6).

Вы точно нащупывали у себя лимфоузлы, когда у вас болело горло. Это такие «шишечки» под челюстью, они могут болеть, когда их трогаешь.

2.4  Тромбоциты (кровяные пластинки)

Кровяные пластинки, которые также называют тромбоцит‎ы, отвечают за остановку кровотечений. Они очень маленькие, но их много. Размер тромбоцита — всего 2–4 микрометра, то есть в 2 раза меньше Эритроцита и в 20 раз меньше Лейкоцита.

Если происходит повреждение стенок кровеносных сосудов, то они очень быстро закупоривают повреждённое место, образуя сгусток, и таким образом кровотечение останавливается.

Слишком низкий уровень тромбоцитов (встречается, например, у больных лейкоз‎ом) проявляется в носовых кровотечениях или кровоточивости дёсен, а также в мелких кровоизлияниях на коже. Даже после самого незначительного ушиба могут появляться синяки, а также кровоизлияния во внутренних органах. (Приложение 7)

  • Кстати, тромбоциты на самом деле не клетки, а пластинки, или «осколки» мегакариоцитов — гигантских многоядерных клеток, которые обитают в костном мозге.

Практическая работа

  1. Забор крови. Для того чтобы сдать кровь, нужно прийти в лабораторию, где лаборанты берут кровь из пальца или вены. Это немного страшно, но почти не больно.
  2. Анализ. Потом кровь помещают в специальный анализатор, где проверяют её состав и распечатывают анализ. Он нужен доктору, чтобы оценить здоровье человека.
  3. Мазок. Часть крови помещают на специальное стекло, размазывают её тонким слоем и красят. После окраски разные клетки выглядят по разному. А эритроциты становятся фиолетовыми.
  4. Оценка. Мазок смотрят в микроскоп, оценивая как выглядят клетки и сколько их.

Заключение.

Кровь – один из органов человека. Одинаково важный с другими. Без крови не может существовать ни один орган, так как она приносит всем питание и кислород и уносит продукты распада. Но без других органов кровь не может быть полезна. Без легких – нет кислорода, без пищеварительной системы – питательных веществ, без сердца – кровь не течет… В организме связано всё и важно, чтобы все органы работали хорошо. Тогда человек будет здоров!

Я обязательно продолжу изучать строение организма! Летом я планирую посетить мастер-класс «Юный стоматолог», а в следующем году подготовить новый доклад. Тему пока еще не знаю, но она обязательно вас заинтересует!

Литература:

  1. Физиология человека /Под ред. Г. И. Косицкого.—. Ф50 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Медицина, 1985. 544 с, ил. В пер.: 2 р. 20 к. 150 000 экз.
  2. https://blood5.ru/knowledge/5-zanimatelnyx-faktov-o-donorstve-krovi/
  3. Кровь. Состав крови - развивающий мультфильм для детей  https://yandex.ru/video/preview/15738677880980207771
  4. Лекция Центра общественного здоровья и медицинской профилактики КОГБУЗ «МИАЦ, ЦОЗМП» «Музей здоровья. Кировская область». Цикл занятий «Тело и что им управляет». Занятия «Сердце и кровеносная система. Профилактика заболеваний у детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Кожа - особый орган человека"

Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье....

Приложение. Человек без органов чувств.

Приложение. Человек без органов чувств....

Системы органов человека.

Презентация. Окружающий мир 4 класс. Системы органов человека...

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме. На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс

Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс...

Интерактивный плакат по теме: "Системы органов человека"

Данная презентация (интерактивный плакат) будет полезна на уроках окружающего мира и внеклассных (внеурочных) занятиях, направленных  на спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся.Возрастна...

КР по окружающему миру "Системы органов человека" (3 класс)

Контрольная работа по теме: «Человек - часть природы. Строение тела человека»...