Духовно-нравственное воспитание воспитание на уроках в начальной школе
материал

Важным фактором, который оказывает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок принимает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.

 Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание школьников первостепенной задачей современной образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno_nrav.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание — это сложная, запутанная и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще, как индивидуум. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, любовь, патриотизм. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Это духовная культура семьи и школы, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и школе, которым живут родители и педагоги — люди, составляющие ближайшее социальное окружение, — оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

При работе над проблемами нравственного воспитания младших школьников, надо учитывать их возрастные особенности:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. При их нарушении дети выражают свое осуждение нарушителю.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети младшего школьного возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы. Необходима постоянная смена видов деятельности.

3. Неполнота нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми школьник должен овладеть. Требования к результатам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В соответствии со стандартом осуществляется:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
  2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»)

а) любящий свой народ, свой край и свою Родину;

б) уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

в) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

г) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

д) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

е) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

ж) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Одна из задач нравственного воспитания – правильно организовать деятельность ребенка, которая выступает как критерий его нравственного воспитания. А возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Мы бы хотели более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

На уроках дети учатся самостоятельной работе, работе в группах, учатся быть коллективом, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться выслушивать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать другим и принимать помощь.

Огромное влияние на детей оказывают народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ прочитанных литературных текстов, обсуждение сказочных ситуаций и характеров героев и их поступков способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни.

Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия, храбрости, мудрости, честности. Мальчики хотят быть похожими на этих героев, считая их идеалом. Читая былины, учащиеся знакомятся не только с героическим эпосом своего народа, но и историей своей Родины, своего края, учатся ценить и уважать старших.


Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички выражают заботу, любовь, нежность, веру в благополучное будущее. В них высмеиваются человеческие недостатки и пороки, восхваляются положительные качества человека.

Народная сказка способствует формированию определённых духовно-нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна-девица (умница, помощница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, храбрый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка — далёкая перспектива, к которой он будет стремиться.

Используя на уроках литературного чтения произведения о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, учитель побуждает учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать моральный выбор, формирует нравственную позицию. Материалы учебников по литературному чтению позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

На уроках окружающего мира ориентир идёт на ценности семьи, добра, патриотизма, труда. Много тем связанных с формированием духовно-нравственного воспитания. Для углубления, детям задаются проекты.

Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым
классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографии рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. Далее ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России, например «Музей путешествий» и др.
Используя метод проектов, ребята расширяют кругозор о родном крае, стране в целом.

Мы под нравственным воспитанием младших школьников понимаем процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Результатом нравственного воспитания является отношение младшего школьника к своим обязанностям, к деятельности, к одноклассникам и другим людям.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе

В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка....

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»

Мастер-класс по проведению урока  "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....

Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

Экологическое воспитание учащихся  на уроках в начальной школе....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе

Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...

Духовно-нравственное воспитание воспитание на уроках в начальной школе

Важным фактором, который оказывает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребено...