Методическое сопровождение к дидактическому пособию «Обобщающие понятия» для обучающихся 1-4 классов (2 вариант)
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Данный дидактический материал предназначен для обучающихся 1-4 классов (АООП 2 вариант). Вариативность и практическая значимость его использования заключается в ежедневном использовании в урочное время на таких учебных предметах, как: «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация» и во внеурочной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 971.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа No12 г. Иркутска»
г. Иркутск, б-р Рябикова 4в, т.300-235, Shkola-internat12@yandex.ru
Методическое сопровождение
к дидактическому пособию «Обобщающие понятия»
для обучающихся 1-4 классов (2 вариант)
Разработчик пособия: учитель
ГОКУ СКШ No12 г. Иркутска
Михайлова Елена Александровна
Иркутск
2024г.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Актуальность. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями недостаточно сформировано мышление, воображение, восприятие, у них низкая продуктивность памяти. Наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, несформированность сенсорных эталонов, точности движения пальцев рук. Кроме того, наблюдаются трудности в формировании познавательной деятельности. Познание окружающего мира детьми младшего школьного возраста строится на основе целесообразной деятельности детей в соответствии с их личными интересами и целями. Большинство обучающихся не способно доводить начатое дело до конца. Я решила систематизировать знания детей, расширить их кругозор, словарный запас, усовершенствовать игровые способности.
Новизна. Дидактическая игра «Обобщающие понятия» предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, заданий, что стимулирует игровую активность детей. Игра решает задачи различных образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие), это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе деятельности с данным дидактическим пособием, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта школьного образования.
Адресованность пособия. Я работаю в коррекционной школе. Моим обучающимся очень нравиться развивающий мультфильм «Синий трактор». На основе этого мультфильма я сделала дидактическую игру по ознакомлению с обобщающими понятиями. Мультфильм непринужденно знакомит детей с разными животными и их голосами. Звери весело едут «по полям» в прицепе и издают звуки, трактор также может менять цвет. Заниматься по нему вдвойне интересней. Поем песенку: Синий трактор едет к нам…», спрашиваем кто что ест (зайчик и др. животные?) ребенок выбирает и кладет в тележку и так же со всеми животными и их едой, можно спросить обучающихся мимо каких деревьев проезжает трактор, можно обыграть ситуацию, что из мебели перевозит трактов в своей тележке и т.д.
Эта игра развивает зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, координацию движений, закрепляет название животных, их внешний вид, звуки, которые они издают (му-му, бе-бе), связную речь, умение правильно строить предложения, память, знание цвета, развитие музыкальных способностей. В ходе игры отрабатываются обобщающие понятия по разным темам.
Цель: Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия; формирование представлений обучающихся об окружающем мире.
Задачи:
- Учить выделять характерные признаки того или иного животного.
- Развивать мыслительные операции (анализа, сравнения, классификации), наблюдательность, произвольность внимания, развивать коммуникативную направленность речи, связную речь.
- Формировать учебное поведение в индивидуальной и фронтальной работе, воспитывать бережное отношение к природе родного края, интерес к окружающему миру.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Обогащать пассивный словарный запас.
Оборудование: трактор, прицепы, самодельные (заламинированные) карточки для фиксирования изменений материала, над которым работаем в данный момент:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, …...
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива, …...
Ягоды – малина, клубника, ежевика, арбуз, черника, …….
Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, …..
Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака, …..
Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, …...
Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова, …..
Мебель – стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа, …...
Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце, …..
Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы, …..
Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, ……
Игрушки – юла, кукла, машинка, кубик, …….
Разнообразность и доступность д/материала для самостоятельной деятельности детей. Имеется свободный доступ к дидактическим материалам, пособиям, которые хранятся в конвертах, и используются для деятельности детей как на уроке, так и вне урока.
Безопасность. Данное пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности.
Методическое сопровождение. Игра представлена съёмными карточками, которые каждый ребёнок способен самостоятельно переместить в прицеп, благодаря самоклеящимся липучкам. Данный дидактический материал предназначен для обучающихся 1-4 классов (АООП 2 вариант). Вариативность и практическая значимость его использования заключается в ежедневном использовании в урочное время на таких учебных предметах, как: «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация» и во внеурочной деятельности. В зависимости от цели и задач урока, учитель может использовать пособие на любом этапе урока как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе. Так, например, на уроке «Математические представления» для закрепления и отработки количественных представлений учитель может предложить такие задания:
- Посчитай сколько домашних животных едет в прицепе? Посчитай и назови диких животных. При изучении обобщающего понятия «Посуда» можно предложить сложить кружки в один прицеп, а тарелки в другой или разложить посуду по цветам.
- Посчитай сколько фруктов в первом прицепе, сколько во втором? Найди нужную карточку. Можно предложить сравнить, где больше фруктов.
- Назови по порядку, что находится в каждом прицепе. Назовите, что находится в четвертом прицепе?
4. Какое сегодня число? (5). Найди прицеп номер 5. Поставь в окошечко. Какое число было вчера? (или «перед 5», в зависимости от возможностей обучающихся. Ребёнок визуально опирается на ряд чисел). Какое число будет завтра (после 5)? Сколько всего дней в неделе? (прицепов должно быть не меньше 7).
Аналогичная работа проводится с материалом, над которым работаем в данный момент (можно брать любое обобщающее понятие). Карточки обновляются, уровень сложности от года в год повышается в зависимости от класса, индивидуальных особенностей обучающихся. Например, на уроке «Речь и альтернативная коммуникация» для отработки обобщающего понятия «деревянный, стеклянный», выставляем карточки не только предметов из дерева, стекла, а также и металлические предметы, ученики должны определить и отобрать карточки с предметами из дерева в один прицеп и из стекла в другой прицеп.
На уроке «Окружающий природный мир» начинать работу с можно с наблюдения за каким-то объектом, состояния живой и неживой природы. Эта работа может быть итогом всей работы на уроке, если тема вписывается в работу (например, беседа об изменениях в жизни животных, отличие деревьев и кустарников и т.п.). В прицепах можно расселить животных, которые готовятся к зимней спячке или разместить карточки по прицепам: в один с деревьями, в другой с кустарниками.
На уроке «Человек» можно начинать работать с классификации одежды, сначала обучающийся на слух находит заданный предмет одежды и складывает ее в прицеп, тем самым отрабатывается обобщающее понятие «одежда». Далее усложняем задания: в прицеп складываем одежду, которая соответствует сезонным изменениям, где обучающиеся учатся соотносить время года и одежду, погоду одного дня и одежду на этот день, устанавливая при этом причинно-следственные связи с помощью наводящих вопросов.
Количество карточек на первых этапах должно быть минимальным, постепенно их число увеличивается, повышается уровень сложности при выборе нужной. Дополнительные карточки должны находиться всегда «под рукой», в специально отведённом для них месте.
Во второй половине дня учитель (воспитатель) имеет возможность продолжить работу использую данное дидактическое пособие. Благодаря работе с дидактическим пособием «Обобщающие понятия», решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи в работе с детьми, обучающимися по АООП (вариант 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями
Программно – методическое обеспечениекоррекционно – развивающей деятельностиучителя – логопеда с обучающимися 1-го классас фонетико – фонематическими нарушениями...

Дидактическое пособие по орфографии для учащихся 2-4 классов на основе краеведения
Актуальность. Язык - одно из чудес, созданных человеком. Это его душа, его история, его прошлое, настоящее и будущее, это живое и бесконечное общение поколений, тесная связь между предкам...

Учебно-методическое пособие "Организация домашнего задания обучающихся в начальных классах"
В учебно-методическом пособии обозначены особенности подходов к организации домашней работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС НОО, рассмотрены такие понятия, как «домашняя работа» и «домашнее ...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...

Презентация для обучающихся 1-2 класса ( 2 вариант обучения) по предмету "Человек" на тему "Семья.Дом" ХАЗОВА А.А,
Данная презентация предназначена для обучающихся 2 варианта обучения, она содержит в себе картинки и пиктограммы по теме: человек, мальчик, девочка, мужчина, женщина, семья, дом, квартира, помещения в...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...

Методическая разработка дидактического пособия «Разноцветные цветы» (авторский вариант)
Учитель: учитель Пересторонина Юлия ПетровнаГБОУ школа №565 Кировского р-на г. Санкт-ПетербургаСоавтор: учитель Казакова Наталья АлександровнаГБОУ школа №565 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга П...

















