Шахматная школа
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Шахматная школа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.14 МБ | |
| 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Шахматная азбука» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.
Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме
Рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.22 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2022 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются шахматы.
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
.Задачи программы:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие обучаемых
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Место проведения : МБОУ ОСОШ №1 .
Количество часов: 1 час в неделю (25- 30 минут.)
Сроки реализации: 2022-2023 г.
Участники программы: учащиеся 1 классов.
Шахматная школа
Учебно – тематический план (1-4кл.)
1кл. -33 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.
№ | темы | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Шахматная доска и фигуры | 4 | 2 | 2 |
2 | Ходы и взятие фигур | 16 | 6 | 10 |
3 | Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат». | 16 | 6 | 10 |
4 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | 16 | 4 | 12 |
5 | Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта. | 20 | 6 | 14 |
6 | Особенности матования одинокого короля. | 14 | 4 | 10 |
7 | Тактические приёмы и особенности их применения. | 14 | 4 | 5 |
8 | Начальные сведения об зндшпиле. | 16 | 4 | 12 |
9 | Начальные сведения об миттельшпиле. | 16 | 4 | 12 |
10 | Подведение итогов | 4 | - | 4 |
итого | 135 | 40 | 95 |
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска, поля, линии и обозначения. Легенды о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2.Ходы и взятие фигур.
Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Ударность и подвижность игр.
Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.
Угроза, нападение, защита, двойной удар.
Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур.
Моделирование на шахматном материале.
Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.
3 Цель и результат шахматной партии.
Понятие «шах», способы защиты от шаха.
Открытый и двойной шах.
Понятие «мат».
Обучение алгоритму матования в один ход.
Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.
Практика.
Решение упражнений на постановку мата и пата.
Различное количество ходов.
4.Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита, размен.
Ценность фигур.
Единица измерения ценности.
Защита, размен, виды размена.
Материальный перевес.
Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика. Решение арифметических и логических задач.
5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Классификация дебютов.
Мобилизация фигур.
Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.
Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.
Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Практика. Игровая практика.
6. Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями.
Матовые и патовые позиции.
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Управление качеством матования.
Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.
7 Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.
Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.
Освобождение пространства.
Перегрузка, комбинаторика, комбинации.
Мельница как алгоритм с циклами.
Эстетика шахматных комбинаций.
Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.
8.Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Роль оппозиции. Отталкивание.
Треугольник, прорыв, игра на пат.
Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.
Построение моста , активность фигур.
Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9.Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте.
Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.
Пешечные слабости, форпост, позиции короля.
Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.
Вскрытие и запирание линий , блокада.
Практика .Отработка на практике миттельшпиля.
Поведение итогов года.
Презентация, соревнование.
Тематическое планирование 1 класс.
(далее буквой «т» обозначена теория, буквой «п» практика.
№ | Тема занятия | Дата проведения | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД |
1 | Вводный урок | 6.09 | Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учится использовать знако- символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. 2 Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах- матах) учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. | Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролиро-вать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. | Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружаю- щих. Ориентиро- ваться на становление гуманис- тических ценностей. Формиро-вать социально -ориентирова- нный взгляд на мир. Форми-ровать уважительное отношение К иному мнению и культуре других народов. Учиться понимать свою социальную роль развивать самосто- ятельность и оветствен- ность. Развивать навыки сотрудни- чества со взрослыми и сверстни-ками. Учиться относиться бережно к матери- альным и духовным ценностям. |
2 | Место шахмат в мировой культуре | 13.09 | ||||
3 | Роль шахмат в воспитании и развитии личности | 20.09 | ||||
4 | Шахматная доска и фигуры.(т, п.) | 27.09 | ||||
5 | Шахматная доска и фигуры (т., п.) | 4.10 | ||||
6 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 11.10 | ||||
7 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 18.10 | ||||
8 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 25.10 | ||||
9 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 8.11 | ||||
10 | Сильнейшие шахматисты мира.(т) Поля, линии, обозначения.(п) | 15.11 | ||||
11 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 22.11 | ||||
12 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 29.11 | ||||
13 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 6.12 | ||||
14 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 13.12 | ||||
15 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 20.12 | ||||
16 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 27.12 | ||||
17 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 10.01 | ||||
18 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 17.01 | ||||
19 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 24.01 | ||||
20 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 31.01 | ||||
22 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 14.02 | ||||
23 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 21.02 | ||||
24 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 28.03 | ||||
25 | Угроза, нападение, защита, двойной удар. Дидактические игры на маршруты фигур.(п.) | 7.03 | ||||
26 | Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.). | 14.03 | ||||
27 | Моделирование на шахматном материале.(п.) | 21.03 | ||||
28 | Моделирование на шахматном материале.(п.) | 4.04 | ||||
29 | Рокировка. Правила её выполнения.(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 11.04 | ||||
30 | Рокировка. Правила её выполнения.(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 18.04 | ||||
31 | Упражнения на шахматной доске. | 25.04 | ||||
32 | Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения при игре на турнирах(п.) | 2.05 | ||||
33 34 | Шахматный турнир.(п.) | 16.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы ...

тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.
Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...

проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""
Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» подразумевает постепенное проникновение шахмат...

программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Рабочая программа к курсу «Шахматная школа» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.Курс "Шахматы – школ...

Программа по внеурочной деятельности «Шахматная школа»
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стерж...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...

