СИПР
материал (1 класс)

Чудайкина Анастасия Викторовна

Специальная индивидуальная программа развития (АООП НОДА 6.4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.А.Петряева

Рассмотрено

на заседании ППк

Протокол № 1

От                2024  г.

Согласовано:

Родитель (законный представитель)

_______________.

 «21» __августа__ 2024г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Курагинской СОШ №1

_____________

Приказ № _     от _         2024г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на 2024 — 2025 учебный год

ФИО обучающегося

Вариант АООП

Вариант 6.4.

Класс

1 (дополнительный)

Форма обучения

Индивидуальное обучение на дому

Куратор

Учитель начальных классов: Чудайкина А.В.

пгт. Курагино, 2024г.


Структура СИПР:

Содержание

Стр.

1

Общие сведения об обучающейся

3

2

Общая характеристика развития обучающегося.

3

3

Индивидуальный учебный план

6

4

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

9

5

Содержание образования

10

6

Ожидаемые результаты обучения и развития

13

7

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

19

8

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9

Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

20

10

Потребность в присмотре и уходе

21

Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) разработана на основе АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант стандарта 6.4), которая учитывает специфические образовательные потребности обучающегося с тяжелые множественные нарушения развития (далее - ТМНР).

СИПР позволит обеспечить ребёнку возможность повысить свою социальную компетенцию (максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности), предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь, постоянно  отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватное возможностям ребёнка содержание образования.


  1. Общие сведения об обучающемся:

Дата рождения:

Адрес места жительства:

Мать:

Отец:

        Поступила в МБОУ Курагинскую СОШ №1 на основании заявления родителя _____ от ______, в котором указана потребность обучения ребенка по АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 6.4), что подтверждает заключение ПМПК _______

  1. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка

        По результатам психолого-медико-педагогического обследования ________имеет особенности в психическом и физическом развитии. Не имеет отклонений в поведении. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

        При обследовании в комфортных условиях и в процессе целенаправленного обучения, идет на сотрудничество с взрослыми. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Ограничен объём знаний об окружающем мире. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью. Новый материал усваивается с трудом и даже после многочисленных повторений. Уровень сформированности психических процессов не соответствует возрастной норме:

- восприятие недостаточно дифференцировано, замедленное, характерна узость объема восприятия, нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно. Снижено зрительное восприятие, нарушены пространственно-временные представления;

- внимание ниже возрастной нормы, характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью, низким объемом внимания, быстрой утомляемостью, сонливостью. На занятиях быстро устаёт, начинает зевать, отвлекается, наступает состояние охранительного торможения. Игровое предъявление задания может послужить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания;

- память механическая, объём памяти заниженный, запоминает с трудом и быстро забывает. Испытывает наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память;

- моторика сильно нарушена, не передвигается самостоятельно, сидеть может только в зафиксированном положении, нуждается в постоянной помощи и надзоре. Не держит самостоятельно ручку, карандаш. При работе «рука в руке» дает удержать руку. Движения недостаточно скоординированы, замедлены, неловки. Наблюдается недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук, плохая переключаемость с одного движения на другое. Затрудняется выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации. Выполняет несложные задания по образцу. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. Не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности.

- речь невнятная, страдают все стороны речи - фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. Желания выражаются с помощью искаженных слов, которые очень трудно понять. Обращенную речь понимает. Имеются дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, с трудом усваивает значения слов, недостаточно развит фонематический слух, отсутствует звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, мысли не формулирует. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Проявляется слабость регулирующей функции мышления, некритичность мышления. Сниженная скорость мыслительных процессов. Обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется, что проявляется в вялости, сонливости, в резком снижении внимания, в появлении ошибок. Деятельность. Не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью.

В связи с особенностями здоровья, девочка не способна  к выполнению требований или инструкций.

Отношение к учебной деятельности позитивное. Очень рада встречам с педагогом, эмоционально реагирует на приветствия. Работоспособность средняя. Темп деятельности – низкий. Динамика обучения слабая.

Ребёнок быстро привык к появлению учителя в доме, к прикосновениям. К заданиям относится с интересом. Продуктивный контакт затруднен. Произвольное внимание на очень низком уровне, требуется постоянная смена деятельности. Интерес к играм и игрушкам достаточно высокий.

Во время занятий, учитель старается подбадривать ребенка улыбкой, положительными оценками совместных действий.

Психологические особенности:

  • значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти;
  • слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения;
  • низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;
  • преобладает наглядно-действенный тип мышления;
  • познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи: понимает обращенную речь; самостоятельная речь отсутствует.

Особенности межличностного взаимодействия:

  • высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности;
  • существенное снижение устойчивой работоспособности.

У ребёнка отсутствует контроль выделений, пользуется памперсом. Девочка нуждается в уходе и присмотре. Ей постоянно нужна помощь взрослого.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы, одевание, кормление осуществляется взрослым. Требуется полная постоянная помощь в приёме пищи, выполнении гигиенических процедур, одевании, раздевании и других режимных моментов.

Задачи на текущий период:

- формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

- обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков;

- развитие личности в его индивидуальности, успешной социальной адаптации и интеграции;

- достижение планируемых результатов освоения СИПР;

- осуществление индивидуально ориентированной ПМП помощи обучающейся с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМП комиссии и ИПР);

- организация оздоровительной деятельности;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

Ожидаемые результаты реализации СИПР

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом

3.Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:

  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;
  • выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;
  • определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);
  • различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);
  • знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом).

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;
  • показывать на себе, на картинном материале части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве предметов, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира.

  1. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому на 2024-2025 уч.год

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов

Количество

часов в год

Подготовительный класс

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Общение и чтение

2

66

Письмо

0,5

17

Математика

Математические представления

2

66

Окружающий мир

Развитие речи и окружающий природный мир

2

66

Человек

Жизнедеятельность человека

0,25

8,25

Домоводство (самообслуживание)

0,25

8,25

Искусство

Музыка

1

33

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

2

66

Технология

Предметные действия

0,5

17

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

0,5

17

Коррекционные курсы:

Сенсорное развитие

1

33

Предметно-практические действия

1

33

Альтернативная коммуникация

1

33

Двигательное развитие

1

33

Предельно допустимая нагрузка

16

530

Режим обучения:  

Обучение ведется в режиме 5 – дневной учебной недели.

Форма обучения — на дому.

Продолжительность  занятия - 25 минут. Соблюдается охранительный режим.

Продолжительность учебного  года - 33 учебных недели в соответствии с Календарным графиком школы.

Каникулы:  по общей циклограмме.

Расписание уроков индивидуального обучения на дому

Первая четверть

Дни недели

Урок

Предметы

Время проведения

Вторник

1

Математические представления

12.30 -12.50

2

Общение и чтение

12.55 – 13.15

3

Изобразительное искусство

13.20 – 13.40

4

Сенсорное развитие

13.45 – 14.05

Среда

1

Общение и чтение

11.40 – 12.00

2

Математические представления

12.05 – 12.25

3

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 – 12.50

4

Предметно-практические действия

12.55 – 13.15

Четверг

1

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 -12.50

2

Альтернативная коммуникация

12.55 – 13.15

3

Двигательное развитие

13.20 – 13.40

Пятница

1

Изобразительное искусство

12.30 -12.50

2

Предметные действия

12.55 – 13.15

3

Адаптивная физическая культура

13.20 – 13.40

4

Музыка

13.45 – 14.05

Вторая четверть

Дни недели

Урок

Предметы

Время проведения

Вторник

1

Математические представления

12.30 -12.50

2

Общение и чтение

12.55 – 13.15

3

Изобразительное искусство

13.20 – 13.40

4

Сенсорное развитие

13.45 – 14.05

Среда

1

Общение и чтение

11.40 – 12.00

2

Математические представления

12.05 – 12.25

3

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 – 12.50

4

Предметно-практические действия

12.55 – 13.15

Четверг

1

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 -12.50

2

Альтернативная коммуникация

12.55 – 13.15

3

Двигательное развитие

13.20 – 13.40

4

Человек

13.45-14.05

Пятница

1

Изобразительное искусство

12.30 -12.50

2

Предметные действия

12.55 – 13.15

3

Адаптивная физическая культура

13.20 – 13.40

4

Музыка

13.45 – 14.05

Третья  четверть

Дни недели

Урок

Предметы

Время проведения

Вторник

1

Математические представления

12.30 -12.50

2

Общение и чтение

12.55 – 13.15

3

Изобразительное искусство

13.20 – 13.40

4

Сенсорное развитие

13.45 – 14.05

Среда

1

Общение и чтение

11.40 – 12.00

2

Математические представления

12.05 – 12.25

3

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 – 12.50

4

Предметно-практические действия

12.55 – 13.15

Четверг

1

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 -12.50

2

Альтернативная коммуникация

12.55 – 13.15

3

Двигательное развитие

13.20 – 13.40

4

Домоводство (самообслуживание)

13.45- 14.05

Пятница

1

Изобразительное искусство

12.30 -12.50

2

Предметные действия

12.55 – 13.15

3

Адаптивная физическая культура

13.20 – 13.40

4

Музыка

13.45 – 14.05

Четвертая  четверть

Дни недели

Урок

Предметы

Время проведения

Вторник

1

Математические представления

12.30 -12.50

2

Общение и чтение

12.55 – 13.15

3

Изобразительное искусство

13.20 – 13.40

4

Сенсорное развитие

13.45 – 14.05

Среда

1

Общение и чтение

11.40 – 12.00

2

Математические представления

12.05 – 12.25

3

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 – 12.50

4

Предметно-практические действия

12.55 – 13.15

Четверг

1

Развитие речи и окружающий природный мир

12.30 -12.50

2

Альтернативная коммуникация

12.55 – 13.15

3

Двигательное развитие

13.20 – 13.40

Пятница

1

Изобразительное искусство

12.55 -13.15

2

Общение (письмо)

13.20 – 13.40

3

Музыка

13.45 – 14.05

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям

(1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год): 

Уровень освоения действий/операций и сформированность представлений и умений

Условные обозначения

- не выполняет действие или не узнает объект

0 баллов

- выполняет действие с помощью или не всегда узнает объект

0,5 баллов

- выполняет действие самостоятельно или узнает объект

1 балл

Минимальное количество баллов свидетельствующее об успешном освоении содержания какого либо учебного предмета и СИПР в целом составляет не менее 70% от максимально возможного количества баллов, набранных за овладение обучающимся действиями/операциями, представлениями и умениями прописанными в СИПР.

Оценка освоения СИПР обучающимся

по итогу реализации программы

Направления системы оценки

Результативность

1

оценка сформированности БУД

2

оценка достижений обучающихся по учебным предметам и коррекционным курсам

3

оценка динамики развития обучающихся

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) направлена на формирование элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, которые обеспечивают овладение содержанием образования обучающимся.

Программа формирования базовых учебных действий является важным компонентом СИПР и, согласно требованиям ФГОС, включает задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
  2. Формирование учебного поведения.  
  3. Формирование умения выполнять задание.
  4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Структура базовых учебных действий включает:

  • мотивационный компонент учебной деятельности;
  • операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
  • регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Существует четыре группы БУД: 1) личностные; 2) коммуникативные; 3) регулятивные; 4) познавательные.

Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- выполнение инструкций педагога:

  • «На»

  • «Посмотри»

  • «Дай»

  • «Еще»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия:

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

- коррекция негативизма

  1. Содержание образования в условиях обучения на дому

Предметные области

Учебные предметы

Наименование разделов Краткое содержание

1

Язык и речевая практика

Общение и чтение

Письмо

Коммуникация  

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Использовать альтернативное средство коммуникации в данном случае не целесообразно. Добиться механического повторения услышанного.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.

2

Математика

Математические

представления

Представления о цвете

Цвет, назначение предметов (зеленый, красный, синий и желтый). Различение и сравнивнение предметов по цвету. Соотнесение цвета с геометрической фигурой такого же цвета.

Представления о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («квадрат», «круг»).

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов.

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей.

3

Окружающий мир

Развитие речи и окружающий природный мир

Неживая природа

Знать на какой планете мы живем; чем солнце отличается от земли; что такое сутки и занятия людей в течение суток.

Работать с иллюстрациями; беседовать, рассматривать картинки. Выбор нужного предмета, картинки из представленных.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли и солнца. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

4

Человек

Самообслуживание

Представления о себе.

Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Семья – знания отличий членов семьи. Представления различия между взрослыми и детьми.

5.

Технология

Предметные действия

Работа с природным материалом:

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Работа с засушенными листьями (аппликация, букет).

Работа с пластилином:

Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Лепка бубликов, баранок, шариков, орешков («Гусеница на листочке»). Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.

6

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием ортопедических приспособлений). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Коррекция двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

7

Коррекционно-развивающая область

Коррекционный курс "Основы коммуникации"

Формирование различных форм общения (вербальных и невербальных), соответствующих возможностям обучающегося, формирование альтернативных форм коммуникации; тренировка различных коммуникативных умений. Обеспечение условий для общения детей со взрослыми.

Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности"

Формирование различных видов деятельности: предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Формирование мотивации к деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межанализаторного взаимодействия.


  1. Ожидаемые результаты по предмет ной области «Язык и речевая практика»

возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Реагирует на собственное имя

Приветствие жестом (пожать руку), звуком.

Прощание жестом (помахать рукой), звуком.

Выражение согласия действием (движения головой, рукой).

Выражение несогласия действием (движения головой, рукой).

Узнавание и различение по именам членов семьи и педагога.

Понимание слов обозначающих цвет:

красный,

желтый,

синий,

зеленый.

Понимание слов обозначающих предмет;

кружка

тарелка

ложка

стул

яблоко

банан

шапка

куртка

ботинки

мяч

кубик

Понимание слов обозначающих действие:

кушать

пить

спать

мыться

гулять

Произнесение звукоподражаний и звукокомплексов

Ммм - мама

аааа

ббб - баба

ппп – папа

да

Уметь действовать с карандашом с помощью взрослого

%  усвоения:

Ожидаемые результаты по предмет ной области «Математика»

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Узнает и различает круг

Узнает и различает квадрат

Понимает и различает: большой — маленький предмет

Понимает инструкцию «руки вверх - вниз»

Узнает и различает: день - ночь

Узнает и различает: один

Узнает и различает: много

Узнает и различает: точка

Узнает и различает: линия

%  усвоения:

Ожидаемые результаты по предмет ной области «Окружающий мир»

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Понимание слов обозначающих животных:

кошка

собака

заяц

лиса

Понимание слов обозначающих природные явления:

снег

дождь

солнце

Понимание слов обозначающих овощи и фрукты:

огурец

помидор

яблоко

банан

Понимание слов обозначающих растения:

цветок

дерево

Понимание слов обозначающих части суток:

день

ночь

Понимание слов обозначающих времена года:

зима

лето

%  усвоения:

Ожидаемые результаты по предмет ной области «Окружающий мир»

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду

узнавание (различение) частей тела:

голова

туловище

руки

ноги

пальцы

узнавание (различение) частей лица человека:

глаза

нос

рот

щеки

лоб

подбородок

Понимание и различение «моё – чужое»

Различает одежду по погоде: холодно - тепло

Знает последовательность действий при умывании

Знает последовательность действий при одевании

Владеет навыком приема пищи ложкой.

%  усвоения:

Ожидаемые результаты по предмет ной области «Искусство»

Изобразительное искусство

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Оставляет графический след карандашом

Оставляет графический след кистью

Оставляет графический след пальцем

Выполняет последовательность действий работы с красками и кистью

Выполняет действие: рвет бумагу на куски

%  усвоения:

Музыка

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Различает быструю, медленную музыку, выполняет соответствующие движения

Определяет начало и конец звучания музыки, вступает в танец и заканчивает его в соответствии.

Различает и узнает звучание музыкальных инструментов:

дудочка

бубен

металлофон

Выполнение отдельных движений под музыку:

хлопки в ладоши

покачивание

кружение

%  усвоения:

Ожидаемые результаты по предмет ной области «Физическая культура»

Содержание обучения, возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания.

Результативность*

Выполняет упражнения для кисти рук:

сжимает разжимает пальцы в кулак

сведение и разведение пальцев

повороты кистью: ладонь кверху, книзу

Ходьба в заданном направлении (к игрушке).

Выполнение подскоков на месте по сигналу

Прыжки, слегка продвигаясь вперед.

пролезание на четвереньках под дугой, рейкой.

Ловля мяча, брошенного учителем.

Выполняет поднятие и опускание рук под руководством учителя

Выполняет наклоны туловища

Лежа на животе: отведение рук в стороны, вперед, вверх.

 Лежа на спине: сгибание и разгибание ног.

%  усвоения:

Коррекционные курсы.

Сенсорное развитие:

Основные задачи на период реализации СИПР:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).

Индивидуальные планируемые результаты по курсу

Результативность*

Узнает и различает:

шар

куб

Умеет дифференцировать большие и маленькие предметы

Умеет производить выбор по величине на ощупь по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч»)

Сличает цвета

Дифференцирует предметы по цветам

 дифференцирует пищу по вкусовым признакам (сладкий, кислый)

дифференцирует по температурному признаку (горячий,  холодный)

%  усвоения:

Предметно-практическая деятельность:

Основные задачи на период реализации СИПР:

-формирование интереса к действиям с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

Индивидуальные планируемые результаты по курсу

Результативность*

перекладывает сыпучие материалы с одной емкости в другую с помощью ложки.

вылавливает ложкой из воды предметы.

сминает материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой).

разрывает материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

мнет пластилин в руках, отщипывать кусочки.

нанизывет на штырь колечки

катает машинку за веревочку

складывает из кубиков «Башенку», «Дорожку»

%  усвоения:

 Альтернативная коммуникация:

Основные задачи на период реализации СИПР:

- Принятие ребенком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистами,

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков, жестов.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, мимики, коммуникативных таблиц, тетрадей, пиктограмм.

- Использование доступных жестов для передачи сообщения.

Индивидуальные планируемые результаты по курсу

Результативность*

Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека:

стол

стул

шкаф

кружка

чашка

ложка

крыша

окно

дверь

день

ночь

Узнает и показывает на фото членов семьи

Понимает и показывает пиктограммы:

кушать

пить

гулять

одеваться

умываться

плохо

хорошо

туалет

%  усвоения:

Двигательное развитие:

Основные задачи на период реализации СИПР:

- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Индивидуальные планируемые результаты по курсу

Результативность*

Действия с мячом:

ловит

бросает

пинает

Перешагивает через препятствия

Пролазит под веревочкой

Идет по прямой линии с грузом на голове

Отталкивается руками от пола лежа на мяче

Подтягивается лежа руками к педагогу

%  усвоения:

Программа внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельность  осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • нравственное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное развитие личности.

 Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для развития индивидуальности ребенка;
  • формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

   Основными организационными формами внеурочной деятельности,  на основе которых реализуется содержание программы,  являются: режим труда и отдыха,  проекты,  спортивно-развлекательные мероприятия,  дни здоровья,  беседы,  и др.

     Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают:

  • развитие мотивов предметно-практической деятельности;
  • формирование эстетических потребностей и чувств;
  • развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и
  • сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • в разных социальных ситуациях;
  • развитие интереса к предметно-практической деятельности, к
  • трудовым действиям.

Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий,  таких как: игры,  занятия в кружках по интересам,  конкурсы,  соревнования («веселые старты»), праздники,  реализация доступных проектов и др.  Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ,  разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.

Название

мероприятия

Планируемая деятельность

ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке.

«Новый год»

присутствие на новогоднем празднике, атрибуты праздника

«Масленица»

знакомство с атрибутами праздника, прослушивание  потешек, напевов

23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия».

8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, поздравительная открытка.

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений.

Прогулки на улице

игры с мячом, с игрушками

  1. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

Учитель-дефектолог – ______________ реализует коррекционные курсы «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация»; проводит уроки по всем учебным предметам

Учитель-дефектолог – ______________ реализует коррекционные курсы «Сенсорное развитие».

  1. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

«Математические представления»: различные по форме, величине, цвету наборы материала;  пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. Использование разнообразного дидактического материала в виде:  предметов различной формы, величины, цвета,  изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др., оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам, 

«Окружающий природный мир»: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания, применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. 

«Речь и альтернативная коммуникация»: наборы дидактического материала; карточки с изображением времен года, профессий человека, домашних и диких животных, растений,  специально подобранные предметы,  графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),  алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),  электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). 

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится доступной.

Предметные действия: средства, расширяющие представления и обогащающие жизненный опыт детей с ТМНР. В частности, сенсорные средства, воздействующие на различные чувственные анализаторы и вызывающие положительные реакции обучающихся на окружающую действительность.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий.

        При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

  1. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  Программа обеспечивает сопровождение семьи,  воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в полугодии и по запросу родителей);

Индивидуальные консультации родителей по темам:

«Приемы и методы обучения ребенка с ТМНР»

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

Участие родителей в разработке СИПР;

посещение родителями уроков/занятий; консультации родителей по темам:

«Организация обучения обучающихся с УУО в условиях дома».

«Содержание обучения обучающихся с УУО».

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Информирование электронными средствами;

регулярные беседы с педагогом.

  1. Потребность в присмотре и уходе полная, осуществляется в рамках режима дня ребенка в условиях обучения на дому, силами учителя и родителей.

Режим дня обучающегося

Время

Режимные моменты

Лица, участвующие в образовании, и их взаимодействие.

12.30 — 12.50

Учебные занятия

Учитель, родитель

12.50 — 12.55        

Время отдыха

Учитель, родитель

12.55 – 13.15

Учебные занятия

Учитель, родитель

13.15-13.20

Время отдыха

Учитель, родитель

13.45-14.05

Учебные занятия

Учитель, родитель

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:  бумажные полотенца, влажные салфетки, памперсы, вода для питья.

Подписи специалистов и родителей:

Учитель,

учитель-дефектолог:

Родители:                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

СИПР

индивидуальная программа развития предназначена для учащихся с ОВЗ...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....