Организация работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по АООП НОО.
учебно-методический материал

Панфилова Любовь Геннадьевна

Мастеркласс по формам и методам работы с обучающимися по АООП в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по АООП НОО.

 Добрый день коллеги! Меня зовут Панфилова Любовь Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Агрыз. По высшему образованию являюсь логопедом-дефектологом. Поэтому увлекаюсь изучением детей с ОВЗ и их обучением, соответственно. Сегодня хочу поделиться с вами своими наработками в данной области.

 Ежегодно в России растет количество детей с ОВЗ. Они поступают к нам в школу. И родители понимают, что их ребенок должен получить хотя бы минимум знаний для последующей адаптации в обществе. Поэтому создают специальные условия для обучения своих детей. Проходят обследования, ПМПК. В конечном итоге получают рекомендации и заключения о АООП НОО. Именно об этом пойдет речь на сегодняшнем мастер-классе.

 Что такое АООП НОО?

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для определенной категории обучающихся, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Внимание на слайд. Перед вами варианты Адаптированных программ. В зависимости от отклонения в развитии детей, созданы несколько вариантов, которые учитывают особенности нарушений обучающихся. Более подробно рассмотрим программу для детей с ЗПР вариант 7.1.

 Имея в опыте работы большое количество приемов и методов, технологий формирования грамотности чтения и смыслового чтения, мы столкнулись с тем, что они не всегда эффективны в работе с обучающимися с ЗПР. Использование приемов в их классическом варианте приводит к тому, что дети с ЗПР выпадают из учебного процесса, остаются в стороне не в силах на равных принимать участие в работе класса.

В связи с этим возникла острая необходимость изучения и разработки адаптированных приёмов формирования читательских умений обучающимися с ЗПР на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Остановимся на них подробнее.  Разыграем несколько ситуаций на разных уроках. Те учителя, которым при входе я выдала солнышко – будут учениками с ЗПР, а остальные  - здоровые обучающиеся.

1 ситуация: Прием «Титры»

Вы – ученики 1 класса. Идет внеурочное занятие по русским народным сказкам. На листочках название. Нужно ее пересказать.

Ученики с солнышком – для вас даю картинку. Остальные воспроизводят по памяти.

Дети с ЗПР затрудняются в устном ответе без визуальной опоры. Поэтому в данном случае мной была использована наглядность как опора для пересказа.

Ситуация 2. Прием «Пазл» урок обучения грамоте.  Звуко-буквенный анализ слов.

Группа обычных учащихся: Ребята – вам дана звуковая схема. Составьте пожалуйста к ней все возможные слова из слогов, которые находятся перед вами. (слоги-слияния слова мама, каша, лужа, мука)

Группа учащихся с ОВЗ: «Перед вами слова. Подберите карточку с соответствующим цветом к каждой букве слова»

Данный прием ориентирован на то, что бы дети с ОВЗ научились различать согласные буквы от гласных и закрепили данное умение. При использовании приема необходимо учитывать то, что дети знают буквы и умеют читать.

Ситуация 3. Прием «Анаграммы» урок математики, решение задач.

Внимание на слайд. Перед вами схематический рисунок к задаче.  

Группа обычных учащихся: Какое действие нужно использовать в решении задачи? Какой запишем пример?

Группа с ОВЗ: Составьте задачу к схематическому рисунку.

Включенность детей группы с ЗПР прослеживается на этапе анализа наглядности. Им же можно задать вопрос о выборе действия. А дети основной группы должны выполнять это задание полностью самостоятельно, без помощи взрослых.

Ситуация 4. Примем «Мозговой штурм» задание, ориентированное на развитие речи младших школьников во внеучебное время.

Задание – составить рассказ по сюжетной картинке. – для здоровых детей.

Составить текст по наводящим вопросам для детей с ОВЗ.

Данный прием предполагает общую включенность в учебный процесс. Облегченной формой считается помощь взрослого в виде наводящих вопросов.

Ситуация 5. Прием «Уголки» урок окружающего мира по теме «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Перед вами знаки поведения на природе. Какие знаки перед нами? Объясните, что изображено?

Сначала дети с ОВЗ: Что нельзя делать на природе?

Тут же вопрос – Как надо защищать природу?

Принцип данного приема заключается в противоположных вопросах для детей. Самый простой вопрос, с которым справятся дети группы ОВЗ – вопрос на основе наглядности. Противоположный вопрос, ответ на который не содержится на наглядности будет адресован основной группе детей.

Свой мастер-класс хотелось бы завершить высказыванием, которое нашла с просторов интернета:

К каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, не смотря на имеющиеся нарушения.

Поэтому все свои приемы я выстраивала на основе тех умений, с которыми ребенок бы справился. По своим наблюдениям я могу сделать вывод, что если такой малыш чувствует свою значимость и знает, что его мнение тоже учитывается классом – он понимает всю серьезность ситуации и в нем просыпается ответственность и стремление быть как все.

Спасибо за внимание.

Ситуация 1

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/14-20220111_175913.jpg

Ситуация 1

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52e56d8d4dd2079562fe0f6e240ecfd9b3c8bcd2-8235878-images-thumbs&n=13

Ситуация 2

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/14-20220111_175913.jpg

Ситуация 2

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52e56d8d4dd2079562fe0f6e240ecfd9b3c8bcd2-8235878-images-thumbs&n=13

Ситуация 3

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/14-20220111_175913.jpg

Ситуация 3

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52e56d8d4dd2079562fe0f6e240ecfd9b3c8bcd2-8235878-images-thumbs&n=13

Ситуация 4

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/14-20220111_175913.jpg

Ситуация 4

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52e56d8d4dd2079562fe0f6e240ecfd9b3c8bcd2-8235878-images-thumbs&n=13

Ситуация 5

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/14-20220111_175913.jpg

Ситуация 5

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=52e56d8d4dd2079562fe0f6e240ecfd9b3c8bcd2-8235878-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности подхода к отбору речевого материала при организации внеклассных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху"

Статья содержит сведения, которые могут представлять интерес для педагогов общего и дополнительного образования, участвующих в процессе педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха...

Методическая разработка по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Клубный час "По стране Правознайки"

Цель: Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формиро...

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходим...