"Роль игры в образовательном процессе" учебно-методический материал
методическая разработка

Калинина Светлана Владимировна

Продукт игры- наслаждение ее процессом ,конечный результат -развитие реализуемых в ней способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_obrazovatelnom_protsesse.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в образовательном процессе

Как отмечает О.С.Газман: «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит огромную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребёнка, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, необходимые личности ребёнка для выполнения или социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки».

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, педагогами и психологами разных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

Игра – многогранное понятие.

Она означает занятие, отдых, забаву, соревнование, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности.

Игра- есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самовыражения.

Игра – первая ступень деятельности ребёнка – дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.

Игра – есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства. В игре познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

С.А.Шмаков делит все игры на 4 группы. За основу классификации берёт человеческую деятельность.

1. Физические и психологические игры:

- двигательные

- экспромтные игры и забавы

- освобождающие игры и забавы

- лечебные игры

2. Интеллектуально-творческие игры

- предметные

- сюжетно-интеллектуальные

- дидактические

- игровые методы обучения

3. Социальные игры

- творческие сюжетно-ролевые

- деловые игры

4. Комплексные игры

(коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В обучении школьников, в развитии их познавательной активности, особая роль принадлежит дидактической игре.

Педагоги всех времён понимали, что в игре ребёнок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

Важнейший психологический секрет игры в том, что она построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно, так как в основе любой дидактической игры лежит какая то «тайна», неизвестность результата.

Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Её мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевании первенства своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Дидактическая игра – (от греческого) поучающая.

Это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создаётся на уроках с помощью игровых приёмов и ситуаций.

Игровой приём выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры. В учебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, а может быть одним из занимательных элементов, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт значительно обеднён, не зафиксирован, и не обобщён.

Умственно- отсталым детям для усвоения учебного материала, для усвоения способов ориентировки в окружающем, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше времени, больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроения, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"

В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...

Игра в образовательном процессе и её роль в развитии способностей младших школьников

В школе автор работет уже много лет. За плечами большой практический багаж, да и в школе за это время произошло много изменений. В свое время использовались различные педагогические технологии, а вот ...

Роль экскурсий в образовательном процессе

В статье раскрывается необходимость и важность проведения экскурсий для лучшего усвоения материала....

Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата

"Личный еженедельник первоклассника" предназначенный для учащихся образовательной системы "Школа 2100" помогает формировать самооценку младшего школьника....

Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)

Мастер-класс на тему: «Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

Логопедические находки «Роль лэпбуков в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Одной из подачи речевого материала младшему школьнику может стать использование на логопедических занятиях дидактического средства- лэпбук. Работа с лэпбуками позволит разнообразить работу учителя-лог...

Роль ритмики в образовательном процессе

Роль ритмики в образовательном процессе...