Роль ритмики в образовательном процессе
статья

Шошина Наталья Александровна

Роль ритмики в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ritmiki_v_obrazovatelnom_protsesse.docx13.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ритмики в образовательном процессе

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза. Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:

— все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);

— динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

— форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают

задачи:

— развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);

— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;

— формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, подскоки, галопы, шаги, чередование движений).

2) Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т.д.

3) Музыкальные игры (сюжетные и несюжетные).

Урок ритмики формируется как комплексный:

  1. ОР упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины,

укрепление осанки, прыжки. (используются музыкально–ритмические упражнения)

  1. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями. Имитационные упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.(используются музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры)
  2. Этюды, танцы, игры или творческие задания.

На уроках музыки можно использовать различные музыкально-ритмические движения, например:

1) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями:

— острый шаг: («Щелкунчик»);

— приставной шаг: («Голубой вагон»);

— переменный шаг: («У дороги чибис»).

2) Упражнения на различные музыкальные ритмы :

— Игра «Запомни мелодию» (Все делятся на команды, присваивается мелодия (полька, вальс, галоп, марш, мазурка))-каждая группа вступает на свою мелодию

3) Упражнения на различные регистры:

— На каждый, предлагаемый регистр разучивается и исполняется определенное движение. Ученики выполняют движения при звучании определенной мелодии.

4) Упражнения на различные ритмы.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; бального — боковой галоп, шаг польки, валь сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Ритмика решает важные задачи на этапе начального хореографического образования:

— Укрепляет психическое и физическое здоровье в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.);

— Поддерживает и развивает увлечение занятиями хореографией;

— Развивает художественно-творческие способности.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения. Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

«Дети — наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»

Ссылки:

1. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования, методическое пособие. М., 2008.

2. Мелик-Пашаев А.А. Для чего нужно искусство в школе? // Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования / под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 6. М., 2002. С. 63−75.

3. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2006.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса

Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса....

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"

В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...

Роль экскурсий в образовательном процессе

В статье раскрывается необходимость и важность проведения экскурсий для лучшего усвоения материала....

Логопедические находки «Роль лэпбуков в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Одной из подачи речевого материала младшему школьнику может стать использование на логопедических занятиях дидактического средства- лэпбук. Работа с лэпбуками позволит разнообразить работу учителя-лог...

Ритмика в образовательном процессе.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связа...

Роль родителей в образовательном процессе школьников

В этой статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями....