НПК Чтение-лучшее лечение
материал

Андросова Надежда Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_chtenie-luchshee_lechenie.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

     1Введение

       Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость книготерапии - «лекарства для души».

Как показывает ряд исследований последних лет, читатели все чаще обращаются к книге с целью решения своих психологических проблем, ищут в них поддержку и помощь.

Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым недугом. Книга в сознании нашем, это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Однако книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. В этом и заключается актуальность исследовательской работы.

Цель: обосновать положительное влияние книги на здоровье человека

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

определить, какие произведения художественной литературы оказывают лечебное влияние на человека;

показать ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы;

составить список книг, рекомендованных для книготерапии

Для этого провести поиск материала в интернете, провести анкетирование среди одноклассников и обработать полученные данные, рассказать сверстникам, как это интересно.

Объект исследования: художественная литература

Предмет исследования: литературные жанры. 

Гипотеза: предполагаю,что если дети и родители узнают о том.что книга не только развивает и учит,но и лечит,то читать и покупать книги станут чаще и будут больше читать,даже,когда болеют.

Методы исследования: анализ и синтез, анкетирование, поиск материала в интернете.

        2.Основная часть

1.1.Возникновение книготерапии

   Книготерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II и висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

   Лечение с помощью книг применялось еще в Греции. Пифагор, крупный ученый - математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

   Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и оказывали тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали книгу «лекарством для души». Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово.

   В Европе начало излечения книгой положили первые церковные служители. Книги религиозного содержания приносили верующим успокоение и надежду.

   В эпоху Возрождения книготерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII веке в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».

   Однако научное обоснование книготерапия получила лишь в начале ХХ века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году.

    В России книготерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов книготерапии сыграли труды Н. Рубакина. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение».

    В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов. Книготерапия Активно использовалась в медицине. Врачи видели свою конкретную задачу лечения книгой в том, чтобы «подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной ситуации», и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой - на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.

   Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

         1.2. Краткая характеристика литературных жанров, важных для книготерапии

Психологи предлагают перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для книготерапии, и дает им краткие характеристики:

 — фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. Используется, преимущественно, в книготерапевтической работе с детьми.

 — классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия.

— духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих.  Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире.. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции

— биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья.

— юмористическая и сатирическая литература позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе.

— научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.

— детектив, приключенческая литература в книготерапии занимает значительное место, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь — это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени.  Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости.

— драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества. А еще ееть другие :

— юридическая литература

 — специальная медицинская литература

— критическая литература и публицистика,-  педагогическая литература,— философская— узкопрофессиональная литература.

          1.3. Сказкотерапия

   Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства.Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Часто Для детей — это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия.

    Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, — значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

    А.М.Горький утверждал, что «именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности».

Все сказки едины в одном — желании помочь ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать, наблюдать и понимать себя: как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего появляются у меня те или иные «хотения»? — размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок. Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы: «Что такое счастье и в чем оно? — В богатстве, любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели для этого непременно нужны трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?»

     «Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», — вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу... Она — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее...» — так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки замечательный философ И.А.Ильин. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми богата наша жизнь. Человек спрашивает сказку, она ему отвечает.

     Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти раненую детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

     Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

     Иногда уход в сказку — это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

     Категории Добра, Любви, Веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других. Например, в книгах В.Драгунского «Денискины рассказы», В. Голявкина «Мой добрый папа», прочитанных вместе с учителем или родителями.

    В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.

    В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

    Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. Нехитрая И, но к месту рассказанная сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

      В сказкотерапии широко используется терапевтическое воздействие жанров народной и авторской сказки. Сказка отражает модели поведения, ценностей, убеждений, жизненных ситуаций. Важной чертой сказки является то, что в ней добро всегда побеждает зло.

      Библиотерапевтическое воздействие оказывают разнообразные формы работы:
· Инсценировки любимых сказок;
· Литературные конкурсы "Угадай литературного героя", "По дороге в сказку";
· Творческая семейная игра "Расскажи сказку";
· Литературный час "В стране великих сказочников";
· Игры "Сотвори свою сказку", "Время сказок и добрых чудес";
· Праздники сказок;
· Игры-путешествия "По сказочной стране", "По следам сказочного героя";
· Вернисаж портретов Бабы Яги;
· Конкурсы рисунков, сочинений, рукописных книг;
· Беседа "слово Лечит ... В. Орлова".

     В сказкотерапии идея одухотворенности окружающего мира, природы дает богатый инструментарий для развития личности юного читателя, и тесно переплетается с экотерапией.

       1.4Э к о т е р а п и я

Эта библиотерапевтическая методика наиболее доступна.

    Включение книги о героеживотном в библиотерапевтический процесс проходит после участия ребенка в реальной ситуации, связанной с конкретными животными (наблюдение за домашними любимцами, подкормка птиц зимой, спасение бездомных животных и т.д.), затем эмоциональная реакция ребенка закрепляется и развивается в ходе чтения книги о таком же животном и подобной ситуации.

    Формы работы экотерапии разнообразны и познавательны:
· Инсценировки стихотворений С. Маршака "Волк и лиса", "Усатый, полосатый", С. Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Как мужик корову продавал", "Птичий двор" и др.;
· Комментированное чтение сказок Кисилева "Как кукушки лес спасли", "Про умных куличков";
· Чтения "по цепочке" В произведений.Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка;
· Путешествия и экскурсии по книгам о заповедниках и заказниках;
· Написание мини-сочинений в защиту бездомных и домашних животных;
· Оформление и совместное пополнение картотеки-игрушки: "Животные - герои книг", "Собака - твой друг", "Птицы, рыбы, звери";
· Экологический тренинг "Радость человека - творить добро";
· Создание в библиотеке совместными усилиями библиотекаря и детей "зеленых зон", живого уголка или комнаты природы;
· Проведение дог-шоу, турниров "Мисс Кис-кис".
Экотерапия придает Большое значение знакомству с произведениями композиторов, художников-пейзажистов, писателей и поэтов, запечатлевших природу в своем творчестве. В рамках этой темы проводятся:
· Тематические композиции "Союз природы и искусства", "Природа в изображении художников", "Летний пейзаж на картинах художников";
· Вечера-портреты "Певцы русского леса", "Великий певец моря";
· Конкурсы чтецов стихотворений о природе, рисунков "Природа глазами детей".


       1.5. Юмористическая литература

     Большую роль в лечении играет книгой и юмористическая литература. Её можно использовать для успокоения. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее книготерапевтического воздействия. Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. «Немалая задача — воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, — писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, — которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами». Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления. Юмор — смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным. 

     Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям.

       Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К.И.Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», — вспоминал позднее писатель.

      Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей — юмористов: А.Барто, С.Маршак, Б.Заходер, Д.Хармс, С.Михалков и другие — в области поэзии, Е.Шварц, Н.Носов, Ю.Сотник, Л.Давыдычев, В.Драгунский, В.Голявкин, Э.Успенский — в области прозы. Назрела необходимость осмыслить их художественный опыт воздействия на душу читателя смехом, использовать произведения этих авторов в книготерапевтической деятельности.

    Таким образом, юмористическая книга, воздействуя добротой и смехом на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка. В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами.

                                                         Анкета

                                                       Дорогой друг!

Нас интересуют вопросы, связанные со Сказкотерапией (лечение книгой последствием чтения). Ваши ответы на вопросы анкеты нам очень помогут. Выберите тот вариант, который вам походит, и обведите цифру рядом с ним. Если вариант не походит, напишите свой ответ в отведенном для этого месте. Большое спасибо за участие в исследовании.

1 Нравятся ли Вам книги?

1.Да,нравятся.7 чел.          2.Нет,не нравятся.       3.Нравятся красивые книги.18ч.

2. Когда Вы болеете,читаете ли Вы что –нибудь?

.1.Да, читаю. 12ч   .2.Нет  Не читаю. 3ч.    .3.Мне читают.    .4.Хочу,чтобы мне читали.8ч.

3. Какие произведения Вам больше нравятся?

.1.Сказки.15ч.    2.Рассказы      .3.Приключения.4 чел.      .4.Литература о природе  .5.Юмористическая литература. 6 ч.   6 .Другое

4.    Разделяете ли Вы мнение о том. что сказки помогают выздороветь?                        

 1.Да19ч           2.Нет.  2ч.           3.Не знаю.    

5. Из каких произведений Вам   запомнились  сказочные персонажи?И почему?

     Персонаж   Незнайка                   Почему? Он никогда не унывает.

                         Буратино                                  Красивый.смелый,ухаживает                  за Мальвиной  

                          Аленушка                               Очень любит брата,смелая

                          Золотая рыбка                       Выполняет желания старика

И др.                                      

         1.7.Результаты исследования

Мы провели анкетирование, связанное с книготерапией. В анкетировании  участвовало 25 учащихся младших классов.

Анализируя результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы:

-Дети любят сказки.хотя не знают такого названия,как сказкотерапия.

-Дети хотят.чтобы кижки были необычные,красочные,с сюрпризами.

-Читая.дети  выздоравливают быстрее.

_-Читая сказки,у детей развивается воображение,поднимается настроение,улучшается аппетит и развивается любовь к книге.

В наше время часто приходится слышать о баснословно дорогих лекарствах и методах лечения. В развитых странах мира давно поняли, что традиционная медицина с ее микстурами и таблетками сохраняет здоровье лишь на 10%. В основном же здоровье определяется образом жизни самого человека, а лечение недугов более эффективно осуществляется всем тем, что составляет социум человека, различными видами искусства. Книготерапия является самой доступной из всех методов. Необходимо лишь совместное участие в лечебном процессе врача и учителя, имеющего знания в области книготерапии. 

Значит моя гипотеза верна. Книга не только развивает, но и лечит. И родители, узнав об этом, я надеюсь, будут приобретать книги детям.

                                                               

                                                                                                                                 Приложение1

                                                           Анкета

                                                       Дорогой друг!

Нас интересуют вопросы, связанные со Сказкотерапией (лечение книгой последствием чтения). Ваши ответы на вопросы анкеты нам очень помогут. Выберите тот вариант, который вам походит, и обведите цифру рядом с ним. Если вариант не походит, напишите свой ответ в отведенном для этого месте. Большое спасибо за участие в исследовании.

1 Нравятся ли Вам книги?

1.Да,нравятся.          2.Нет,не нравятся.       3.Нравятся красивые книги.

2. Когда Вы болеете,читаете ли Вы что –нибудь?

.1.Да, читаю.    .2.НетНе читаю.     .3.Мне читают.    .4.Хочу,чтобы мне читали.

3. Какие произведения Вам больше нравятся?

.1.Сказки.    2.Рассказы      .3.Приключения.      .4.Литература о природе  .5.Юмористическая литература.    6 .

4.    Разделяете ли Вы мнение о том. что сказки помогают выздороветь?                        

 1.Да           2.Нет.             3.Не знаю.    

5. Из каких произведений Вам   запомнились  сказочные персонажи?И почему?

     Персонаж                                          Почему?                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Лечение любовью"

Верьте в своих детей....

выступление "Лечение сказкой"

Доклад по теме "Лечение сказкой"Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову -терапия сказками. Но не надо путать: сказка –это одно, а сказка терапия- совершенно другое. Все дело в том, ч...

10 способов лечения ларингита.

10 способов лечения ларингита.Ларингит – это изменение голоса до неузнаваемости из-за проблем с голосовыми связками. Изменение голоса происходит из-за того что отёкшие или раздражённые голосовые связк...

Методики лечения глазных болезней

Краткое описание методик лечения глазных болезней. ...

Профилактика и лечение простудных заболеваний

Осенью дети часто бывают подвержены простудным заболеваниям. Как предотвратить и как лечить эти грипп, бронхит, ларингит и фарингит....

Проект «Сказочное лечение душ…»

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями...

Дыхательная гимнастика при лечении заикании

В данной работе представленны основные этапы работы работы над дыханием при лечении заикания...