Программа по «Очумелые ручки»
рабочая программа
Программа по «Очумелые ручки» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности, носит деятельный характер обучения и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии обучающихся, легко интегрируется, адаптируется для различных возрастных групп обучающихся, ориентирована на метапредметные и личностные результаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе «Очумелые ручки»
Разработчик программы – педагог начальной школы
Вид программы – модифицированная программа дополнительного образования
Срок реализации программы – 1 год.
Программа по «Очумелые ручки» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности, носит деятельный характер обучения и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии обучающихся, легко интегрируется, адаптируется для различных возрастных групп обучающихся, ориентирована на метапредметные и личностные результаты.
Цель программы - создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, при обучении основам бисероплетения.
Обучение обучающихся, по программе создаёт благоприятные условия для личностного развития детей, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественном, нравственном развитии, познавательной и творческой самореализации, выявление и поддержку талантливых обучающихся. У детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по бисероплетению, развивается умение анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели. Занятия по бисероплетению способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления, заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы.
Пояснительная записка
Работа с разными природными материалами, бумагой, нитками, спичками, пластилином и бисером имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю (всего 33 часа за учебный год).
Данная программа художественного творчества «Умелые ручки» рассчитана на четыре года обучения учащихся 7 - 11 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, выявлять и развивать творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
К концу обучения обучающиеся должны знать:
∙ название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
∙ название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
∙ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
∙ Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия
из теста в удмуртской кухне).
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
∙ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
∙ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
∙ анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
∙ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
∙ интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
∙ познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
∙ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
∙ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
∙ устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ планировать свои действия;
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
∙ адекватно воспринимать оценку учителя;
∙ различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ проявлять познавательную инициативу;
∙ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
∙ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
∙ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
∙ формулировать собственное мнение и позицию;
∙ договариваться, приходить к общему решению;
∙ соблюдать корректность в высказываниях;
∙ задавать вопросы по существу;
∙ контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
∙ владеть монологической и диалогической формой речи;
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ высказываться в устной и письменной форме;
∙ анализировать объекты, выделять главное;
∙ осуществлять синтез (целое из частей);
∙ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙ использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
∙ развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
∙ расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
∙ познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
∙ использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
∙ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
∙ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
∙ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
∙ сформировать навыки работы с информацией.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в
различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами.
Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Материально-техническое обеспечение программы
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика
(трафареты, шаблоны и пр.);
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
♣ компьютер
♣ медиапроектор
Инструменты и приспособления:
♣ простой карандаш
♣ линейка
♣ ножницы канцелярские с закругленными концами
♣ кисточка для клея и красок
♣ иголки швейные
♣ доски для работы с пластилином
Материалы:
♣ Пластилин, гуашь
♣ бумага цветная для аппликаций
♣ двухсторонняя цветная бумага
♣ картон белый и цветной
♣ ткань: ситец, бязь, хлопок, шерсть и т.д.
♣ природный материал ( шишки, каштаны, листья и т.д.)
♣ крупы ( пшено, гречка), макароны
♣ гофрированная бумага
♣бумажные салфетки (разных цветов)
♣ бросовый материал (спичечные коробки, крышки, пластиковые бутылки, CD-дискии т.д.)
♣ нитки швейные, для вязания
♣ клей ПВА
♣ ватные диски, ватные полочки, вата
♣ бисер, бусины, леска для бисероплетения.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
4. Не делать резких движений во время работы.
5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
6. При работе швейной иглой одеть напёрсток.
7. Осторожно пользоваться конторским клеем.
8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой:
∙ Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
∙ Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
∙ Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Учебно–тематический план программы «Очумелые ручки»
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа в год)
№ п.п. | Тема | Количество занятий | Форма проведения | ||
Теория | Практика | ||||
Работа с пластилином – 8 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с техникой «пластилинография» Рисунок на пластилине. | 0,5 | 0,5 | Комбинированное занятия | |
2 | Работа в технике «пластилинография». «Осенние деревья». | 1 | Практические занятия | ||
3 | Работа в технике «пластилинография». «Подсолнух» | 2 | |||
4 | Работа в технике «пластилинография». «Морские звездочки» | 2 | |||
5 | Работа в технике «пластилинография». «Ваза с цветами» | 2 | |||
Работа с природным и подручным материалом -8 ч. | |||||
6 | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев. | 0,5 | 0,5 | Комбинированное занятия | |
7 | Панно из семян «Чудо дерево». | 1 | Практические занятия | ||
8 | Изготовление композиции «Павлин». | 1 | |||
9 | Изготовление игрушек. «Собачка». | 1 | |||
10 | Изготовление игрушек. Пингвины. | 2 | |||
11 | Изготовление игрушек. «Барашек» | 2 | |||
Работа с тканью и нитками – 6 ч. | |||||
12 | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. «Веселые человечки» | 0,5 | 1,5 | Комбинированное занятие. | |
13 | Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток. «Елочка» | 2 | Практические занятия | ||
14 | Игрушка из ниток и картона «Осьминог». | 2 | |||
Работа с бисером – 11 ч. | |||||
15 | Из истории возникновения и использования бисера и стекляруса. Цветоведение. | 1 | Комбинированное занятие. Практическое занятие. | ||
16 | Ознакомление с технологической картой-схемой. Упражнения для начинающих «Петелька» | 0,5 | 0,5 | Практические занятия | |
17 | Упражнения для начинающих «Листик» | 1 | |||
18 | Делаем насекомых. ««Стрекоза» | 1 | |||
19 | Делаем насекомых. «Божья коровка» | 1 | |||
20 | Делаем животных. «Мышонок» | 2 | |||
21 | Плетение цветов «Букет подснежников», «Мак»», «Ромашки» | 3 | |||
22 | Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. | 1 | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, требованиями к поведению учащихся во время занятия, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Раздел 1. Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин). Знакомство с техникой «пластилинография». Изготовление объёмных поделок и композиций из пластилина:
Рисунок на пластилине.
«Осенние деревья».
«Подсолнух»
«Морские звездочки»
«Ваза с цветами»
Раздел 2. Работа с природным и подручным материалом. Знакомства с легендами и приданиями о растениях, сроки и особенности сбора природного материала, хранение, виды поделок из природного и подручного материала. Инструменты и приспособления при работе с природным и подручным материалом, правила использования и безопасной работы. Ознакомление с техникой изготовления поделок из природного материала. Изготовление поделок из природного и подручного материала.
Композиция из засушенных листьев.
Панно из семян «Чудо дерево».
Изготовление игрушек. «Павлин».
«Собачка».
«Пингвины»
«Барашек».
Раздел 3. Работа с текстильными материалами. Знакомство с видами тканей и ниток, свойствами ткани и ниток. Умению красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. Узнает название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани и работе с тканью и нитками. Правилам безопасности труда при работе с тканью и нитками. Правилам личной гигиены.
Аппликация из ткани «Веселые человечки»
Аппликация из ниток «Ёлочка».
Игрушка из ниток «Осьминог», «Кукла-мотанка».
Раздел 4. Работа с бисером. Знакомство с основными приёмами бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление поделок из бисера. Прикрепление элементов композиции к основе.
«Листик»
«Стрекоза»
«Божья коровка»
«Мышонок»
«Букет подснежников»
«Мак»
«Ромашка».
Литература
- Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Сталкер, 2015г.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 2014г.
- Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2014г.
- Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г. (Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги).
- Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2015г.
- Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 2012г.
- Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир книги», 2014г.
- Мешакина Л.В. Мозайка из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2014г.
9. Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки Шаг за шагом. – Идз. «Клуб семейного досуга», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Очумелые ручки"
Прграмма кружка содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование...

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Очумелые ручки Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый.Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма сост...

Рабочая программа внеурочной деятельности Очумелые ручки
Данная рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС, сождержит календарно-тематическое планирование по курсу "Очумелые ручки"с 1по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Очумелые ручки"
Программа содержит пояснительную записку и планирование занятий учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" для 2 класса
Данная учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Очумелые ручки" для 2 класса, программа отвечает требованиям ФГОС....

Программа кружка «Очумелые ручки»
Программа кружка «Очумелые ручки» составлена в помощь учителю при проведении уроков труда и кружковой работы. Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педаго...

