Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Бубнова Мария Сергеевна

Данная учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Очумелые ручки" для 2 класса, программа отвечает требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochumelye_ruchki.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

  СОГЛАСОВАНО                                                           УТВЕРЖДАЮ

 Зам. директора по УВР                                             Директор МОУ «СОШ № 2»

 __________/_________/                                           _____________ / Байкова Л.П./

«______» ________20____ г.                                 «___» ______________ 20____ г.

                                                                                                                     

                                                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                                                 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Очумелые ручки»

                                                                        название предмета, курса

(базовый уровень)

для 2 класса

        Составитель

Бубнова М.С., учитель начальных классов

г. Воскресенск

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю. 
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи

·  развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

·  учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

·  воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т. д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.

Программа рассчитана на детей 2 класса 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Обучение определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия дети под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Учебно-тематический план

1.  Вводная беседа. -1ч.

2.  Моделирование на плоскости ( из кругов, треугольников, квадратов). -4ч

3.  Аппликация из бумаги плоская и объемная. 19ч

4.  Оригами - 4ч.

5.  Аппликация из меха –2ч.

6.  Аппликация из ткани. -6ч.

7.  Вязание косички и аппликация из косичек. -8ч.

8.  Плетение из бумаги.-4ч.

9.  Объемное моделирование. -6ч.

10.  Проект. -8ч

11.  Изготовление сувениров. -6ч.

Содержание учебных тем

Вводная беседа

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности

Моделирование на плоскости.

-Рассказ «Из истории бумаги»

-Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. Конструктивные свойства бумаги. Разметка по шаблону. Моделирование на основе природных форм : квадрат, круг.

Аппликация из бумаги плоская и объемная.

-Правила рационального использования материалов.

-Последовательность действий и технологических операций.

-Вырезание деталей из бумаги по заданному контуру.

-Приемы склеивания.

Оригами.

-Приемы складывания. Художественное конструирование на основе приемов симметричного вырезания.

Аппликация из меха.

-Особенности работы с мехом.

-Особенности вырезания меха.

Аппликация из ткани.

-Особенности вырезания ткани.

-Знакомство с техникой пэчворк.

-Конструктивные и декоративные свойства ткани.

Плетение косичек и аппликация из косичек.

-Использование ниток в аппликации.

Плетение из бумаги.

-Разметка по линейке.

-Создание плоских и объемных изделий.

Объемное моделирование.

-Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Развитие фантазии и творческого воображения.

Проект.

-Разработка идеи. Подбор материалов. Групповое изготовление изделий. Анализ проделанной работы.

Изготовление сувениров.

-Использование бросовых материалов Развитие фантазии

К концу обучения учащиеся должны знать:

-название и назначение материалов – бумага, ткань , нитки.

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, линейка;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги и ткани с помощью клея.

Календарно-тематический план по внеурочной деятельности «Очумелые ручки»

п/п

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1. 

Вводное занятие

1.09-5.09

2. 

Машинка из геометрических фигур

1.09-5.09

3. 

Портреты из геометрических фигур

8.09-12.09

4. 

Птичка из геометрических фигур

8.09-12.09

5. 

Пингвин из геометрических фигур

15.09-19.09

6. 

Симметричная аппликация «Необитаемый остров»

15.09-19.09

7. 

Продолжение аппликации «Необитаемый остров»

22.09-26.09

8. 

Симметричная аппликация «Тележка»

22.09-26.09

9. 

Симметричная аппликация «Орнамент»

29.09-3.10

10. 

Продолжение симметричной аппликации «Орнамент»

29.09-3.10

11.

«Лилия»

6.10-10.10

12.

Закладка для книг

6.10-10.10

13.

«Рыбка»

13.10-17.10

14 

Продолжение аппликации «Рыбка»

13.10-17.10

15.

«Коровка»

20.10-24.10

16.

Продолжение аппликации «Коровка»

20.10-24.10

17.

«Выбери прическу»

27.10-31.10

18 

«Лебеди»

27.10-31.10

19.

«Петушок»

10.11-14.11

20.

Продолжение аппликации «Петушок»

10.11-14.11

21.

«Ваза с цветами»

17.11-21.11

22.

Продолжение аппликации «Ваза с цветами»

17.11-21.11

23.

«Львенок»

24.11-28.11

24.

Продолжение аппликации «Львенок»

24.11-28.11

25.

Заяц

1.12-5.12

26.

Лиса

1.12-5.12

27 

Сова

8.12-12.12

28.

Бабочки

8.12-12.12

29.

Собачка

15.12-19.12

30.

Кошка

15.12-19.12

31.

Открытка к празднику

22.12-30.12

32.

Продолжение работы «Открытка к празднику»

22.12-30.12

33 

«Оля и Коля»

12.01-16.01

34 

Продолжение работы «Оля и Коля»

12.01-16.01

35 

«Паучок» из ниток

19.01-23.01

36 

Продолжение работы «Паучок»

19.01-23.01

37 

Вязание или плетение косичек

26.01-30.01

38.

Продолжение изготовления косичек

26.01-30.01

39.

«Лев»

2.02-6.02

40.

Продолжение работы «Лев»

2.02-6.02

41.

«Лебедь»

9.02-13.02

42.

Продолжение работы «Лев»

9.02-13.02

43.

Изготовление мартеничек.

16.02-20.02

44 

Продолжение изготовления мартеничек

16.02-20.02

45 

Плетеная закладка для книг

23.02-27.02

46.

«Плетень»

23.02-27.02

47.

Продолжение работы «Плетень»

2.03-6.03

48.

Плетеные картинки

2.03-6.03

49.

Фонарик

16.03-20.03

50.

Объемные шары

16.03-20.03

51.

Коробочка

30.03-3.04

52.

«Айболит»

30.03-3.04

53.

Продолжение работы «Айболит»

6.04-10.04

54 

Собачка

6.04-10.04

55.

Солнышко (из конусов)

13.04-17.04

56 

Цыпленок

13.04-17.04

57

.  Продолжение работы «Цыпленок»

20.04-24.04

58.

Заяц

20.04-24.04

59 

Попугай

27.04-1.05

60.

Продолжение работы «Попугай»

27.04-1.05

61 

Проект

4.05-8.05

62.

Проект

4.05-8.05

63.

Проект

11.05-15.05

64.

Проект

11.05-15.05

65.

Проект

18.05-22.05

66.

Проект

18.05-22.05

67 

Проект

25.05-29.05

68 

Проект

25.05-29.05

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Список литературы.

·  А. Бахметьев, Т. Кизяков “Оч. умелые ручки”

·  Н. С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

·  С. И.Гудилина “Чудеса своими руками”

·  А. М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

·  М. А.Гусакова “Аппликация”

·  М. А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

·  М. М.Калинич, Л. М.Павловская, В. П.Савиных “Рукоделие для детей”

·  Н. М.Конышева “Умелые руки”

·  Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...