Выступление на РМО начальных классов по теме "Современные подходы к формированию смыслового чтения"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Если педагог будет использовать приёмы и методы быстрого и эффективного чтения, то он получит читающего ученика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Современные подходы к формированию смыслового чтения.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии… Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Восприятие текстов младшими школьниками Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; Слабость анализа и синтеза прочитанного; Зависимость от небольшого жизненного опыта; Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность; Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; Преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Виды чтения: 1. Просмотровое 2. Ознакомительное - поисковое 3. Смысловое (критическое, изучающее) Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.
Качества навыка чтения: • правильность • беглость • сознательность • выразительность
Этапы становления навыка чтения Аналитический этап Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте
Синтетический этап Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе
Этап автоматизации Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное
Приёмы реализации • Обязательные ежедневные упражнения в чтении; • Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов; • Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления; • Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе. Работа над правильностью и беглостью чтения приёмы: • Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; • Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения. Работа над сознательностью чтения • Приём зеркального чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла; • Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе) • Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания. Пропуски можно увеличивать, тогда в памяти ребёнка будут закрепляться целостные образы букв и их сочетаний, что совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария, нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
Чтение строчек с прикрытой основой Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память. Расширяется объём памяти, так как необходимо удерживать в памяти сразу несколько слов
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи
Этапы работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе
II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5. Выразительное чтение
III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Методические приёмы обучения смысловому чтению:
- «Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно , задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить , понимает ли он читаемый текст».
Дети работают в группе или в паре, по очереди читают текст , слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
2. «Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведёт своеобразный диалог с автором.
- «Чтение с остановками»
Цель : управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: « Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы» Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка»
4.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока.
«Тонкие» вопросы- это вопросы, требующие простого, односложного ответа;
Толстые вопросы – это вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?
Классификация вопросов Б.Блума Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
5. »Верные и неверные утверждения»
Это универсальный приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный приём даёт возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и перейти к изучению темы урока.
6.Приём «Уголки» Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательство положительных качеств героя, используя текст, другая отрицательные , подкрепляя ответ словами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения.
Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт
сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем. Необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если педагог будет использовать приёмы и методы быстрого и эффективного чтения, то он получит читающего ученика.
В работе по формированию осмысленности чтения можно использовать такие упражнения для понимания смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстраций к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
9. Работа по вопросам учителя, учебника, учеников друг другу
10. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
11. Восстановление логической последовательности текста.
12. Восстановление деформированного текста
13. «Громкие чтения
Также можно использовать приёмы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
В статье даётся определение понятию "смысловое чтение", раскрываются срособы смыслового чтения, виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"
Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"
Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдель...

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как у...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документо...
"Формирование смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных...

Обобщение опыта учителя начальных классов МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школы по формированию смыслового чтения на предметных уроках и во внеурочной деятельности.
Статья посвящена рассмотрению понятия «Смысловое чтение», особенностям его формирования у младших школьников. Акцентируется внимание на современных методах и приёмах формирования смысловог...
