Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
статья по чтению на тему

В статье даётся определение понятию "смысловое чтение",  раскрываются срособы смыслового чтения,  виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов  при формировании навыков смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_smyslovogo_chteniya_sredstvami_umk_pnsh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения средствами  

УМК «Перспективная начальная школа»

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

 Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Существуют различные способы смыслового чтения.

  1.  Аналитический, или структурный.

Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

  1.  Синтетический, или интерпретационный.

      Цель этого способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.  При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат — понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т. д.).

  1.  Критический, или оценочный. Цель его — оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются:

  1. Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
  2. Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
  3. Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. 
  4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываюся в задание».

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Проблема 5. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

В Программе по литературному чтению ПНШ говорится: «Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания».

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ «ПНШ»

  • Тексты и материалы учебников и тетрадей на печатной основе (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы).
  • Фрагменты словарей.
  • Репродукции картин.
  • Хрестоматии.
  • Наглядные демонстрационные и раздаточные материалы.
  • Электронные образовательные ресурсы.
  • Ссылки на дополнительные источники.

В УМК «Перспективная начальная школа» можно выделить: виды текстов учебника по стилю: художественные, научно-популярные, а так же по типу: тексты-объяснения, тексты-рассуждения, тексты-описания (в том числе опытов), тексты-инструкции, тексты заданий и вопросов учебника, тексты проверочных заданий (в том числе и тестового характера), тексты-предупреждения, тексты-образцы докладов и сообщений обучающихся, тексты определений, правил, сведений, тексты для дополнительного чтения.

В комплект заложен инструментарий для поиска и обработки информации.

На уроках в начальной школе по данному комплекту применяются следующиеприёмы работы с текстом: анализ заголовка текста, формулировка вопросов по теме текста, предположения о содержании текста; o деление текста на смысловые части, составление плана; o установление последовательности мыслей, поступков, явлений, характеристика героев, объектов и явлений, прогнозирование хода развития явления или процесса, выявление причинно- следственных связей; o определение главной мысли текста, формулирование собственного мнения о прочитанном; o ответы на вопросы к тексту, цитирование, формулировка вопросов по прочитанному; o сравнение текстов; o дополнение информации текста информацией справочников, энциклопедий, карт, схем; в представление полученной информации в виде таблицы, схемы, рисунка, перечня вопросов.

Текст учебника должен быть проработан на уроке: прочитан, проанализирован, информация по возможности обработана, оценена и обобщена.

Система вопросов и заданий учебника помогает лучше понять информацию текста.

Задания рабочих тетрадей позволяют лучше понять информацию текста учебника, обработать (сжать, дополнить, сгруппировать, …) и оценить информацию.

Пример задания на   ОБРАБОТКУ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Пользуясь схемой, составь характеристику одного из видов облаков по плану: 1.Название.

2. Какую форму имеют.

3. На какой высоте образуются.

4. Из чего состоят.

Поиск информации в тексте, структурирование, обработка, представление в нужном виде, оценка и применение для решения учебно- практических задач позволяют детям справляться с проверочными заданиями тестового характера и комплексными проверочными работами.

СИСТЕМА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ИМЕЕТ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ формирования основных умений смыслового чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Реализация ФГОС НОО средствами УМК "Перспективная начальная школа"

В данной статье рассматриваются  возможности УМК "Перспективная начальная школа" в реализации ФГОС НОО....

Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация "Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»...

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"

Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как у...