Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
материал (1,2,3,4 класс) на тему
Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizacionno_doklad.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1
Смоленская область
«Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения средствами
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель Анискина Валентина Анатольевна
2012 г.
СЛ - 1
Концептуальной основой разработки развивающей личностноориентированной системы обучения «Перспективная начальная
школа» стал системно-деятельностный подход к обучению, отраженный в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Г. Асмолова и других, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру деятельности учащихся.
СЛ - 2
Основная идея этого УМК заключается в том, что каждый ребенок должен развиваться, исходя из его индивидуальных особенностей (возраста, интересов, склонностей, способностей) в условиях так организованной учебной деятельности, когда ученик становится равноправным участником процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Перспективная начальная школа» рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает формирование общих универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
СЛ - 3
Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники действительно представляют собой комплект по целому ряду оснований.
СЛ - 4
Необычны и сами учебники. У всех учебников есть:
1.Общие теоретические позиции;
2.Система взаимных ссылок и маркировок. При изучении некоторых тем по одному предмету, есть ссылки на страницы учебников по другим предметам. Например, в учебнике по русскому языку 4 класса, есть ссылка на учебник по окружающему миру 4 класса «Открой первую часть учебника «Наш мир» на с. 70» и.т.д. Во всех учебниках применяется единая маркировка, что позволяет ребенку нацелиться на определенный этап, включиться в учебный процесс.
СЛ - 5
3. Общие цели каждого года обучения.
4. Общие сквозные герои. Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников, одноклассников (старшей сестры, младшего брата - Маши и Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, бабушки и дедушки, родственники со своими биографиями и именами. Герои комплекта вместе с учащимися становятся непосредственными участники приключений и событий. Вместе с героями дети проживают жизненные моменты, сопереживают им, всегда стремятся помочь, с большим желанием ждут встречи с героями учебников, с интересом выполняют их задания.
СЛ – 6
СЛ - 7
5. Единое коммуникативное пространство;
6. Единая внешняя интрига, которая распространяется на все учебники по всем учебным предметам. Здесь создается вымышленная топографическая и историко-культурная среда, некое жизненное пространство, внутри которого получают «гражданство» авторы и все участники проекта «Перспективная начальная школа». У героев УМК есть конкретное место проживания c названием, историей, определенным рельефом местности; родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями. На страницах учебника показан дом, где живёт семья Ивановых, главных героев, речка Татьянка. Про эту речку говорится и в других учебниках по разным предметам. Учебный материал, основанный на жизненном опыте ребенка, подается очень доступно
СЛ - 8
Все учебники комплекта опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОСам. Их цель - научить школьников:
- общаться с одноклассниками и взрослыми;
- обосновывать собственную точку зрения;
- уважать другую точку зрения;
- владеть устной диалогической речью
- смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения; Например, в учебнике Математика 1 класса при изучении темы «Перестановка слагаемых» главные герои по-разному считают количество цветков, но результат у них получается одинаковый, или в учебнике по окружающему миру понятие Родина рассматривается с разных сторон. Родина – это и то место, где ты родился и живёшь и огромное государство.
СЛ - 9
Все учебники включают в содержание механизмы формирования общих универсальных учебных действий, что соответствует новым ФГОС:
- учат читать язык условных обозначений;
- искать информацию в словарях и справочниках;
- работать сразу с несколькими источниками информации;
- ориентироваться в библиотеке;
- понимать структуру книги;
- знакомят с интернет-адресами по доступным темам;
- учат работать самостоятельно
СЛ - 10
- учат работать с алфавитом как с поисковой системой;
- ориентироваться на страницах «содержание» и «оглавление». На слайде показано, что уже с 1 класса ребята знакомятся с аппаратом книги и учатся самостоятельно находить нужное произведение.
СЛ - 11
Все учебники максимально инструментальны и практико-ориентированы:
- включают в свой состав от 5 до 8 учебных словарей (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов и.т.д)
- делают словари важнейшим инструментом выполнения заданий (при выполнении большинства упражнений ребята обращаются к словарям)
- учат работать с таблицами и правилами;
- формируют простейший теоретический инструментарий по каждому базовому предмету (для анализа математических и языковых закономерностей, явлений художественной культуры и окружающего мира);
СЛ - 12
- приучают пользоваться простейшими инструментами (лупой, рамками); Рамка нужна для того, чтобы из всей картины выделить какой-либо персонаж и более внимательно его рассмотреть;
Сл – 13
- работая с лупой, ребята замечают неброские, незаметные детали, то, что не увидишь обычным взором. В данном случае, то, что отражается в глазах зайца;
СЛ - 14
- вводят не только графическое, световое, но и смысловое маркирование значимых фрагментов текста (каждому цвету соответствует определённая смысловая и эмоциональная нагрузка);
СЛ - 15
Овладение учащимися универсальными учебными действиями
происходит в контексте разных учебных предметов
Следует заметить, что УМК «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования всего комплекса УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Задания во всех учебниках построены таким образом, что позволяют активизировать познавательную деятельность ребенка, развивают самостоятельность и инициативу в обучении, формируют сознательный интерес к предмету. Ребенок не просто получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал небольшое открытие.
СЛ - 16
Формирование некоторых личностных УУД я рассмотрела на примере учебника по русскому языку 1 класса, который, на первый взгляд и на учебник не похож. Учебный материал излагается сказочными персонажами, с которыми дети путешествуют по Волшебному лесу, спасают обитателей, помогают, одновременно постигая тайны русского языка и решая определённые языковые проблемы.
По моему мнению, система заданий, ориентирующая детей на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи героям, позволяет формировать личностные УУД. Например, задания «Помоги Мише (Маше) объяснить что-то или подтвердить его точку зрения, доказать что-то или ответить на вопрос».
СЛ - 17
Или смыслообразование – это организация участия детей в восстановлении нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи. Задания типа «Помоги Маше (Мише) навести порядок в библиотеке: расставить книги на полки»; «Помоги Маше (Мише) выручить этих животных (вернуть им способность двигаться, вернуть им признаки, освободить их детенышей из плена и т. д.). Для этого тебе надо сделать/освоить то или это»:
СЛ - 18
Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «Вернись к упражнению № 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»:
СЛ - 19
Формирование некоторых познавательных УУД я рассмотрела на примере учебника Азбуки. Это работа с текстом и иллюстрациями. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, иллюстрациям, поиск нужных частей текста, нужных строчек:
СЛ - 20
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, например: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. И анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков (преобладание шума и чередование звонких-глухих)
СЛ - 21
Подведение под понятие. Например, формирование понятия «звук» через анализ моделей или формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне.
СЛ – 22
Установление причинно-следственных связей между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных.
Установление причинно-следственных связей между разным звучанием мягкого/твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
СЛ - 23
Благодаря учебнику по математике под редакцией А.Л.Чекина, ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».
СЛ – 24
В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н.Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, размещенные художественные репродукции имеют отличное качество. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка такие человеческие качества как доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы.
СЛ - 25
Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что позволяет формировать коммуникативные УУД
Анализ уроков и внеурочной деятельности по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка. Формирование УУД прослеживается на протяжении всего курса обучения. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению. Одним из основополагающих принципов Стандарта является реализация личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, поэтому концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Стандарта.
СЛ - 25
Использованная литература:
- Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.А. Захарова, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, О.Н. Федотова, А.Л. Чекин, Н.А. Чуракова. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Выступление на городском августовском совещании учителей"«Развитие начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»
Выступление на городском августовском совещании учителей начальных классов. Презентация....
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...
Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья по теме "Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации ФГОС"....