Организация работы ГПД для детей с ОВЗ (ТНР)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бухарина Алена Анатольевна

Задачи ГПД. Режим дня , формы работы в ГПД для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы ГПД для детей с ОВЗ( ТНР).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Группы продленного дня в общеобразовательных организациях могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня в зависимости от смены обучения детей. При этом обучение 1, 5, 9 - 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

В основе деятельности ГПД находится запрос родителей на оказание помощи по присмотру и уходу за детьми, возникающих в силу объективных обстоятельств, а также сотрудничества с семьей в вопросах воспитания, развития творческих способностей обучающихся в ГПД в рамках внеурочной деятельности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, просветительской деятельности.

Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

Просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными задачами ГПД являются:

- организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей (законных представителей) в силу объективных обстоятельств и/или наличия такой потребности;

- создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны его родителей (законных представителей) в силу объективных обстоятельств и/или наличия такой потребности;

- организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- организация просветительской деятельности вне рамок образовательных программ (например, организация образовательного пространства ГПД с учетом специальных знаний в рамках следующих направлений: художественно эстетическое просвещение, санитарное просвещение, психологическое просвещение, научное просвещение, политическое просвещение, экономическое просвещение и др.)

- возможность организации внеурочной деятельности по ФГОС в рамках режима работы ГПД.

Основные формы работы в группах продлённого дня:

 • Практические занятия

• Ролевые игры

• Конкурсы

• Праздники

• Прогулки

• Беседы

• Викторины

• Чтение научно-популярной литературы

 • Экскурсии

• Развивающие и подвижные игры на свежем воздухе

• Проекты

Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся:

  • бытовой,
  • учебой,
  • досуговой и др.

Бытовая деятельность включается во все основные виды деятельности. Она обхватывает  весь режим учебно-воспитательной работы, создаёт его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, эстетического,  нравственного, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.

Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой, этот вид деятельности строго регламентирован и длится от 1часа 30 минут до 2часов 00 минут. Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на неё возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.

Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую деятельности. С точки зрения всестороннего воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм.

   Прогулка – это одна из форм работы с детьми во время активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что даёт возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и своими правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе прогулки идёт интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем.

   Физический труд – форма активного отдыха в группе продленного дня. В учебно-воспитательном процессе физический труд выполняет двоякую цель: с одной стороны он преследует воспитательные задачи, с другой – способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятие физическим трудом  даёт детям достаточную физическую нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. В группах продленного дня, где занятия физическим трудом проводятся систематически, наблюдается бережное отношение учеников к школьному имуществу, к труду технического персонала школы. Трудовая работа в паре или в составе группы исключает размолвки и конфликты между детьми.

Примерный режим группы продленного дня для учащихся начальных классов с ОВЗ

Время

Вид деятельности

Задачи

12:50-

13:20

Приём детей

Корректировка внешнего вида, поведения,

настроения учащихся. Обеспечение

психологического комфорта. Воспитание

культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. Проведение занятий воспитательной направленности.

13.20-

13.50

15.55-16.10

Обед

Полдник

Воспитание культуры поведения в столовой,

уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, формирование уважения к труду сотрудников столовой.

13:50-

14:50

Отдых и деятельность на открытом

воздухе

Проведение прогулок, подвижных и спортивных игр на свежем воздухе. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении с одноклассниками, играх, соревнованиях.

14:50-

15:30

Внеурочная деятельность

Развитие творческих возможностей,

ответственности и самостоятельности.

15:35-

15:55,

16:15-17:00

Самоподготовка

Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. Консультации по учебным предметам для учащихся с низкой успеваемостью или подготовка к олимпиадам  учеников с высоким уровнем успеваемости.

17:00-

18:00

Отдых и деятельность на открытом воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Формирование умения вести себя в свободном общении с одноклассниками, играх, соревнованиях.

18:00-18:30

Ужин

Воспитание культуры поведения в столовой,

уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, формирование уважения к труду сотрудников столовой.

18:30-19:00

Свободное время - игры по интересам,

 уборка класса.

Уход домой.

Восстановление сил, работоспособности, формирование умения вести себя в свободном общении со сверстниками, играх, уборка помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Презентация "Организация работы по подготовке детей к обучению в школе"

Подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Правильно организованная работа групп предшкольной подготовки - залог успешного обучения дет...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обу...