«Цифровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников»
материал (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная педагогическая конференция
«Педагогическое мастерство - 2025»
Секция: «Методы, средства и приёмы повышения эффективности образовательной деятельности»
«Цифровые технологии
как средство развития познавательной активности
младших школьников»
Графова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ п. Белоярский
Новобурасского района
Саратовской области
имени Бабушкина А.М.»
2025
Содержание
Введение………………………………………….…………3
Цифровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников……………………………………………4
Практическая часть…………………………………………6
Заключение……………………………………………..……10
Список литературы………..……………………….………..11
Приложение 1. Конспект урока в 4 классе по теме «Рельеф Cаратовской области»……………………………………………………………12
Введение
«...всеми возможными способами нужно
воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению»
Я. А. Каменский
Современное образование – это непрерывный процесс. В настоящее время компьютеры становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Определяющим условием своего становления как педагога считаю стремление к использованию подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями.
Актуальность методической разработки обусловлена необходимостью включения в образовательный процесс цифровых технологий, что определяется существующей в настоящее время общественной потребностью научить ребёнка работать с информацией.
В настоящее время информационная грамотность и культура – это залог успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Современный человек должен уметь самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и отражают стремление к активному познанию и самореализации личности.
Цифровые технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в познавательный мир, где им предстоит самостоятельно искать информацию, анализировать её и передавать другим.
Чем раньше младшие школьники узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться современными методами получения информации и преобразования её в знания.
Цель работы: повышение компетенции педагога через развитие познавательной активности младших школьников с использованием цифровых технологий в урочной и деятельности.
Задачи:
1) проанализировать педагогический опыт по развитию познавательной активности с использованием цифровых технологий;
2) разработать конспект урока с использованием цифровых технологий, направленных на развитие познавательной активности;
3) научить детей ориентироваться и комфортно существовать в мире информации.
Практическая значимость работы состоит в разработке конспекта урока и с использованием цифровых технологий, направленных на развитие познавательной активности учащихся.
Цифровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников
Познавательная активность – это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражающее умственный отклик на процесс познания.
Цифровые технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, который умело, эффективно владеет технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Цифровые технологии способствуют осознанному усвоению знаний учащимися.
Я считаю, что при внедрении цифровых технологий в образовательный процесс они оказывают большое познавательное и воспитательное значение.
Они помогают активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объём выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки исследовательской деятельности.
В процессе организации учебного процесса с использованием цифровых технологий у учащихся начальной школы на протяжении четырех лет формируются следующие исследовательские умения:
- видение проблемы и постановка цели (под руководством учителя);
- определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;
- поиск недостающей информации;
- установление причинно-следственных связей;
- рефлексивные умения.
На уроках с использованием цифровых технологий у учащихся формируются следующие УУД:
• поиск и выделение необходимой информации;
• осмысление прочитанной и услышанной информации;
• извлечение необходимой информации;
• определение основной и второстепенной информации;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
При подготовке к урокам большую часть информации учитель и учащиеся получают с помощью Интернета.
Но не только на уроках можно применять компьютерные технологии. Например, в курсе «Окружающий мир» значительная часть тем посвящена экологическому воспитанию. Темы этих уроков («Красная книга России», «Береги воду», «Лекарственные растения» и т.д.) предоставили учащимся возможность через Интернет самостоятельно исследовать предложенную программой проблему, осуществить субъективный выбор объекта, подготовить и оформить материал, провести его презентацию в классе. Ребят привлекает прежде всего процесс работы с компьютером: не учебник задает вопрос, а сам школьник, точно сформулировав запрос, просит компьютер предоставить нужную информацию, т.е. происходит опосредованное компьютером общение ребенка с Сетью. Ученик понимает свою значимость как инициатора, организатора, одним словом, активной стороной этого общения. Ребенок ощущает свою значимость и ответственность, что не может положительно не сказаться на его самооценке.
Практическая часть
Рассмотрим применение цифровых технологий в процессе обучения младшего школьника на примере урока окружающего мира по теме «Рельеф Саратовской области» (Приложение 1).
Цель урока – формировать представление о рельефе Саратовской области.
На этапе организации класса ученик выразительно прочитал стихотворение на фоне музыкального сопровождения.
Целеполагание: учитель предложил учащимся ответить на вопросы:
«О какой области идет речь в стихотворении? Какие слова вам помогли это определить? «Сегодня мы с вами начинаем раздел краеведение».
Этап актуализации знаний: актуализация знаний учащихся осуществляется с помощью сайта «learningapps» и вопросов: «Что вы видите на этих изображениях», «Эти географические объекты находятся в России?», «Как можно назвать эти объекты один словом?». Ваша задача соединить название с географическим объектом. «С чего мы начнем изучение родного края?» «Назовите тему сегодняшнего урока», «Сформулируйте цель урока».
Изучение нового материала с использованием цифровых технологий
Учитель - Посмотрите внимательно на экран, что мы видим?
Ученики – контурную карту Саратовской области с границами внутри.
Учитель – Как вы думаете, что это за границы?
Ученики – границы рельефов.
На экране представлена контурная карта Саратовской области и названия рельефа. Ученики с помощью подсказок, которые появляются в специальном окне заполняют карту на экране и у себя на столах в печатном варианте.
После заполнения контурной карты идёт изучение рельефа с использованием презентации и видеоматериала.
Этап рефлексия: учащиеся актуализировали полученную информацию, сделали обобщения и выводы по проделанной работе на уроке:
«Что мы сегодня узнали? Перечислите формы рельефа Саратовской области?»
На уроке младшие школьники оценивают занятие с помощью созданного мною для них приложения «Найди пару», где необходимо найти своё имя и подходящий смайлик. Веселый смайлик – урок мне понравился, я узнал много интересного. Задумчивый смайлик – мне было трудно на уроке. Грустный смайлик – мне требуется помощь. Когда ребенок делает выбор смайлика он может прокомментировать свою позицию.
Кроме платформы «learningapps» я использую и другие.
Для закрепления темы урока в качестве домашнего задания я часто использую платформу УЧИ.РУ, младшим школьникам нравится эта платформа интересными и яркими заданиями. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.
Школьнику достаточно от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте УЧИ.РУ, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс. Учащиеся с большим интересом выполняют на платформе не только те задания, которые им даю, но и участвуют в олимпиадах и марафонах.
Участие в дистанционных формах олимпиад оптимизирует учебный процесс, повышает мотивацию в обучении, так как каждый ученик может принять участие в олимпиаде, несмотря на уровень его подготовки.
В период дистанционного обучения использую такую платформу, как Google Формы, которая позволяет создавать для учащихся тест по пройденным темам. Я учитываю количество времени, которое ребенок может провести, сидя за компьютером и не перегружаю их. Данная платформа облегчает работу не только учителя, но и позволяет учащемуся сразу узнать отметку, на которую он выполнил тестирование, а также узнать в каких заданиях он допустил ошибки для самоанализа. Это платформа отлично подходит и для этапа первичного закрепления знаний по пройденной теме урока.
Такая платформа, как Яндекс. Учебник, помогает в подготовке к ВПР, на уроках русского языка, окружающего мира, математики выделяю на этот раздел 10 минут. Задания по подготовке к ВПР собраны в Копилке тематических подборок ВПР: Веселая проверочная работа и во вкладке «готовимся к ВПР». Работаем с текстом, постоянно появляются новые задания.
На этапах первичной проверки понимания, актуализации знаний, обобщении и систематизации знаний часто использую эту платформу. Это возможно и с аккаунта учителя, при необходимости работы в классе следует нажать на кнопку «Посмотреть, как ученик», после этого класс видит задания на экране. Часто используем карточки для разминки на математике «Устное умножение», «Деление на однозначное». На уроках русского языка в классе мы пользуемся карточками по обобщённым темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д.
Яндекс.Учебник — эффективный инструмент для дистанционного обучения. Он позволяет продолжить образовательный процесс без потери качества. В отличие от бумажных учебников, онлайн-задания современные и актуальные для детей. Кроме того, система сразу же даёт обратную связь: хвалит ребёнка за правильные ответы и предлагает подсказки при ошибках. Задания разрабатывают опытные методисты с помощью нейропсихологов и экспертных организаций: Института русского языка имени В. В. Виноградова и Центра педагогического мастерства. Все задания составлены с учётом ФГОС начального общего образования.
Преимуществами пользования программой для меня являются: единый доступ к заданиям из разных учебников и рабочих тетрадей; удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ; аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика; экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий; автоматизированная проверка домашних работ.
Преимуществами пользования программой для учеников являются: интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям; домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени; результат можно увидеть сразу после решения; легко наверстать учебную программу, если пропустил занятие.
В подготовке к урокам использую информационный ресурс «Инфоурок». Здесь нахожу карточки с заданиями на определенную тему, презентации, видеоуроки, анализирую их, редактирую и использую на уроках. Я могу не только воспользоваться готовыми заданиями, но и отправлять туда свой готовый материал по урокам.
Вывод: анализируя интерес учащихся 4 класса к использованию на уроках цифровых технологий, можно сделать вывод, что они оказывают положительное влияние на развитие познавательной и творческой активности. Это способствует подготовке младших школьников к самостоятельному решению возникающих проблем, развитию навыков самообразования и самоконтроля; созданию благоприятной обстановки для достижения успеха, что положительно влияет учебную деятельность.
Заключение
Таким образом, цифровые технологии являются необходимым компонентом обучения в начальной школе, так как они эффективно влияют на развитие познавательной активности младших школьников.
Применение цифровых технологий позволяет сделать учебную деятельность более интересной и красочной для обучающихся, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся к выполнению различных заданий.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, способствовать развитию логического и критического мышления, воображения, самостоятельности и мотивации обучающихся.
Данная работа подтвердила значение цифровых технологий и их влияние на познавательную активность младших школьников.
Список использованной литературы
- Агибалова, В. В. Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности / В. В. Агибалова.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной. – Москва : Просвещение, 1984. – 176 с. – ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Божович, Л. И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения / Л.И. Божовчи // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. – Москва : АПН РСФСР, 1955. –С. 50-55. – ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва : Просвещение, 1985. – 143 с. – ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Бурлакова А. А. Суровцева И. В. Компьютер на уроках в начальных классах. Добываем знания с помощью компьютера. // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
- https://www.yaklass.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main, https://infourok.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников
В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...
