Картотеки игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, творческих способностей
картотека

Картотеки игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотеки игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, творческих способностей

«Буквы»

Игра способствует:

  • развитию мышления, смекалки.

Материалы и оборудование: мел, или лист бумаги формата А1, маркеры.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников: не ограничено.

Продолжительность игры: до 20 минут.

Описание игры.
Ведущий пишет на доске (листе бумаги) несколько начальных букв, обозначающих цифры при счете. Например: О, Д, Т, Ч (это первые буквы названия чисел 1, 2, 3, 4…)...
Участникам необходимо догадаться, какая будет следующая буква.
Ответ:
П, Ш, С, В и т.д. (первые буквы названия чисел: 5, 6, 7, 8 и т.д.).

«Вода»

Игра способствует:

  • развитие смекалки.

Материалы и оборудование: стакан и графин с водой.

Игровая площадка: любое помещение.

Количество участников: не ограничено.

Продолжительность игры: до 20 минут.

Описание игры.
Ведущий предлагает участникам выполнить следующее задание: «Необходимо выпить стакан воды, держа его в левой руке, а в правой – графин с водой. При этом не быть в комнате, но и не выходить из нее. Нельзя садиться, стоять, ложиться, прыгать, ходить, танцевать».
Правильный ответ: человеку необходимо расположиться в проеме двери таким образом, чтобы его ноги были в комнате, а туловище перегибалось через порог.

«Кружки»

Игра способствует:

  • развитию воображения;
  • развитию мышления.

Материалы и оборудование: мел, или лист бумаги формата А1, листы бумаги формата А4 по количеству участников, маркеры.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников: не ограничено.

Продолжительность игры: до 20 минут.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

На листе бумаги даны 9 кружков (рисунок 1). Их необходимо соединить, не отрывая руки, четырьмя линиями, причем нельзя проводить дважды по одной линии.

игры1

«Поход»

Игра способствует:

  • развитию мышления, смекалки;
  • развитию внимательности.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Внимание!!! Ведущий должен хорошо знать имена участников.

Количество участников: до 20 игроков.

Продолжительность игры: 15-20 минут.

Описание игры.
Ведущий, говорит: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)». После чего он предлагает всем участникам вместе с ним сходить в поход. Только необходимо догадаться: кто какие вещи возьмет с собой. Тот, кто догадается – идет в поход, а остальные – продолжают думать.
Участники говорят «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)», а ведущий решает: брать их в поход или не брать. В поход с ним идут игроки, выбравшие два предмета,
названия которых начинаются с той же буквы, что и их имена. Например участник Дима может взять с собой дрель и дрова, а участница Наташа – нитки и нафталин.

«Ножницы»

Игра способствует:

  • развитию мышления, смекалки.

Материальное обеспечение: ножницы, стулья.

Игровая площадка: игра может проходить как в помещении, так и на улице.

Количество участников: 15-20 игроков.

Продолжительность игры: 15- 20 минут.

Описание игры.
Участники садятся на стулья, образуя круг.
Ведущий начинает передавать ножницы, предварительно вращая ими в разные стороны. При передаче ножниц он
будто бы непроизвольно закидывает ногу за ногу и говорит, что именно так правильно их (ножницы) передавать.
Второй участник предварительно вращает ножницами, а затем передает третьему игроку, говоря, что это и есть правильная передача ножниц, а третий участник – четвертому и так по кругу. Ведущий комментирует этот процесс, фиксируя: правильно или неправильно участники передают ножницы.
Суть игры заключается в том, что каждый игрок должен догадаться, что при передаче ножниц он должен закинуть ногу за ногу. Это и будет считаться правильной передачей ножниц.

«Прямо – накрест»

Игра способствует:

  • развитию смекалки, наблюдательности.

Материальное обеспечение: ножницы, стулья.

Игровая площадка: игра может проходить как в помещении, так и на улице.

Количество участников: 15- 20 игроков.

Продолжительность игры: до 20 минут.

Описание игры.
Участники садятся на стулья, образуя круг.
Ведущий начинает передавать ножницы другому игроку и говорит: «Прямо» или «Накрест». Это
зависит от позиции ног того, кто в данный момент передает ножницы. Если они скрещены, то ведущий говорит: «Накрест». Если ноги стоят прямо, то он говорит: «Прямо».
Далее участники передают друг другу ножницы в любой последовательности, и каждый из них при передаче ножниц говорит, как именно он их передает: «Прямо» или «Накрест». Ведущий, незаметно обращая свое внимание на позицию ног участника, фиксирует правильность сказанного и сообщает об этом участнику.
Задача участников – отгадать признак, по которому ведущий определяет правильность передачи ножниц и комментария игрока.

«Ассоциации»

Игра способствует:

  • развитию внимательности;
  • развитию воображения.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников:15-20 игроков.

Продолжительность игры: до 25 минут.

Описание игры.
Участники игры садятся, образуя круг. Среди них выбирается ведущий. Он выходит из помещения, а группа выбирает участника, и каждый придумывает ему характеристику. При составлении характеристики игроки используют определение погоды, названия цветов, деревьев, предметов одежды и другое.
Приглашается ведущий, который, находясь в центре круга, начинает задавать по кругу каждому игроку по одному вопросу. Например: «Если это книга, то какая она?», «Если это фильм, то какой его жанр?», «Если это дом, то какой он?». С помощью полученных ответов ведущий пытается составить образ участника, выбранного группой. Завершив круг вопросов, ведущий должен сказать, кого из участников загадала группа.
Если он угадал, то выбирают следующего ведущего. Если нет – ему предлагают еще раз задать вопросы всем участникам игры и принять другое решение.
Если все попытки оказались неудачными, группа раскрывает свой секрет.

«Придумай рисунок»

Игра способствует:

  • развитию воображения.

Материалы и оборудование: листы бумаги с изображением геометрических фигур, карандаши, фломастеры и т.п.

Игровая площадка: для игры подходит любое помещение. Игра может проходить и на улице.

Количество участников: до 25 игроков.

Продолжительность игры: до 15 минут.

Описание игры.
Участникам раздаются листы бумаги с изображенными на них геометрическими фигурами, и, предлагая, дополнить каждую из них до появления определенного образа.

игры

После выполнения задания, результаты представляются всей группе.

«Подсчитай-ка!»

Игра способствует:

  • развитию мышления;
  • развитию внимательности.

Материалы и оборудование: листы бумаги, с изображенными геометрическими фигурами.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников: до 30 игроков.

Продолжительность игры: до 20 минут.

Описание игры.
Ведущий предлагает участникам подсчитать количество треугольников в изображенных фигурах.

игры2

«Змейки»

Игра способствует:

  • развитию смекалки;
  • развитию мышления.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки или карандаши для каждого участника.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников: 20 –25 игроков.

Продолжительность игры: до 20 минут.

Описание игры.
Один из участников называет имя существительное из пяти букв. Все остальные записывают это слово и за десять минут пытаются вспомнить наибольшее количество слов с таким расчетом, чтобы первая буква начального слова по одному разу встречалась во всех последующих словах и располагалась определенным образом – «змейкой».
Например,
ковер
у
кроп
бе
кон
пал
ка
сачо
к
бел
ка
за
каз
с
кала
крест
Затем ведущий предлагает нескольким участникам прочитать свои варианты. Листы с работами могут быть вывешены в помещении, где проходила игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство с...

"Развитие познавательных и творческих способностей детей"

Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Индивидуальная программа "Звездочка", направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка.

В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любозна­тельны и полны желания учи...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...