Мастер- класс для учителей начальных классов
консультация (3 класс)

Проблема школьной дисциплины в течение долгих лет является предметом особого внимания всех педагогов. И в современном мире она не теряет своей актуальности, а лишь обостряется. Школьники стали более активными, самостоятельными, инициативными, свободными в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склоняются к безусловному следованию правил дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_podderzhaniya_dmstsipliny_v_klasse.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приемы поддержания дисципл

СЛАЙД

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам некоторые примеры методов и приемов поддержания дисциплины на уроках в начальной школе. В первую очередь, эта информация будет полезна для молодых специалистов.

Проблема школьной дисциплины в течение долгих лет является предметом особого внимания всех педагогов. И в современном мире она не теряет своей актуальности, а лишь обостряется. Школьники стали более активными, самостоятельными, инициативными, свободными в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склоняются к безусловному следованию правил дисциплины.

     Особое внимание дисциплине, как мы знаем, уделяется в первом классе. Детки переживают не только адаптацию в новых условиях, но и внутренние психологические и физиологические изменения. Все же проблема дисциплины сохраняется на протяжении всей начальной школы.

СЛАЙД

Я сегодня расскажу и представлю вам несколько приемов и методов, которые помогают мне справляться с этими проблемами.  

Можно очень долго и много говорить на эту тему и опираться на опыт выдающихся педагогов и психологов, но не всегда бывает так, как в книгах, и не к каждой ситуации можно применять ту или иную систему методов.

СЛАЙД

Есть известное выражение «Даже если Вы очень хороший учитель, об этом никто не узнает, если у Вас проблемы с дисциплиной». И с этим трудно не согласиться.

СЛАЙД

СЛАЙД

Перечислим некоторые формы нарушения дисциплины в школе: разговоры школьников на уроках, хождение во время уроков, прогулы, опоздания, грубое отношение к окружающим, невыполнение домашнего задания, драки и т. д.

СЛАЙД «Дисциплина в школе»

Виды мер воздействия должны быть определены в Уставе школы.

Но необходимо помнить, что применение методов физического и психического воздействия на школьников крайне недопустимо.

СЛАЙД

Причинам нарушения дисциплины мы можем отнести; отсутствие единых требований, отсутствие родительского контроля, отсутствие навыков самостоятельной работы, неосознанность значимости знаний и образования, отсутствие чёткой организации урока, недостаточность дифференцированных заданий.

Перейдем непосредственно к тем, которые проверены на практике мною и приносят свои плоды.

Слайд «Элементарные методы».

    Работа в классе- это все равно что театр одного актера. Актер-  конечно же, сам педагог, а ученики- это зрители. И вот вовремя моего представления, задние парты превращаются в галерку и плавно шум переходит в гул, который невозможно остановить.

Что делать?

Уйти с авансцены. Я отхожу в конец кабинета и встаю между парт, и наступает тишина, а головы впереди сидящих учеников плавно поворачиваются на 180 градусов. И вот обеспечена концентрация внимания на несколько минут.

Также в моем классе быстро становится шумно и громко от того, что сама говорю громко.

Я перехожу на шепот или басы и не смущаюсь, если первая пара реплик растворилась в этом шуме.

Продолжаю, как ни в чём не бывало. Ученики постепенно, один за другим, реагируя на непривычное, начинают ко мне прислушиваться.  Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда моей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание ко мне. Например, это всем известные «таааак», «одиин, двааа, трии» и так далее.

Слайд «Эстафеты на скорость»

   Если я вижу, что ситуация выходит из-под контроля, то я применяю эстафеты на скорость.  Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любые слова: например, существительные женского рода, имена литературных героев или города. Повторяться нельзя!

«Система баллов»

Расчертить ватман по урокам. Разделить класс на две команды девочек и мальчиков и выставлять баллы за поведение на уроке, в конце урока подвести итог и наградить команду орденами или медалями. Можно соревноваться неделями и подготовить для детей большее поощрение.

Слайд «Правила»

Также в классе разрабатываю правила. Затрачиваю на их отработку и объяснения несколько дней, и они начинают работать

  1. Правило правой руки. Когда поднимаю правую руку вверх- все молчат, когда левую- можно пошуметь. Чередую несколько раз, затем работаю на привлечение внимания только к правой руке.
  2. Когда закончил работу, встань около своего места. Это влияет не только на дисциплину, но и позволяет отдохнуть.
  3. Веселый будильник. Завожу будильник несколько раз в течение урока. Звонок установлен на нем тихий. С определенной периодичностью будильник на уроке звонит, это говорит о том, что нужно встать со своих мест. От того, что нотка на звонке будильника тихая, они боятся его прослушать. Можно использовать небольшой колокольчик для подачи школьного звонка.

Слайд «Система красных карточек»

За несоблюдение правил поведения на уроках, учащиеся получают красную карточку. После того как ученик набирает максимальное количество карточек, вручается значок злостного нарушителя и остается у него до тех пор, пока не появится следующий претендент, но этого может и не возникнуть, тогда после самоанализа предлагается ребенку реабилитация. Она проходит с проговаривания «в чем я был не прав…»

 Данная «санкция» особенно «нравится» детям, посещающим секции футбола.

Особого внимания требует урок изобразительного искусства, когда ребята приступают к выполнению практической части урока. В этот момент, чтобы творческий процесс не перешел в высказывания мыслей вслух и в длительные переговоры, я применяю чтение вслух. Выбираю произведение по теме, или дополнительный материал в рамках темы, или выдержки из биографий великих художников и зачитываю вслух. Если во время рисования включить классическую музыку, также можно поддерживать хорошую дисциплину в классе.

Слайд «Правило настольной книги»

С первого учебного дня учащиеся приносят в класс свою любимую книгу. И она ставится на отдельную подставку на край стола. Нужна она для того чтобы успокоиться от физического и эмоционального перевозбуждения, полученного на перемене. Возвращаясь со звонком, они перевозбуждены, и чтобы успокоиться, я предлагаю открыть книгу и в течение нескольких минут ее почитать, по истечению также звенит будильник, книга закрывается и начинаем работать.

Тем самым, совмещаю полезное с приятным: отрабатывать технику чтения и наладить дисциплину.

«Взгляд орла - пристальный взгляд учителя на нарушителя дисциплины, «сели- встали», различные «шумомеры»- все эти приемы известны многим присутствующим здесь. Но какие бы методы мы не применяли, понимаем, что в работе с некоторыми детьми приходится проявлять особенное терпение, а иногда и прибегнуть к помощи психологов и социальных педагогов. Думаю, у каждого из нас, здесь присутствующих, имеется такой опыт.

Но всё же, залогом дисциплины служит правильно подготовленный урок, где много материала для разного уровня развития детей. Когда каждый переживает ситуацию успеха.

СЛАЙД

Пусть всеми вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно развиваются правильно, даже не смотря на неизбежность отдельных ошибок и просчётов с нашей педагогической стороны.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Мастер-класс для учителей начальных классов Открытка "Букет для мамы"

Творческая деятельность занимает огромную часть в обучении младших школьников и имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Помогает раскрыть творческий потенциал, развивает мышление, воспри...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...