Формирование психологически безопасной образовательной среды
методическая разработка

Жукова Надежда Александровна

УРОК- Как метод реализации инновационных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obrazovatelnoy_sredy.docx146.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа № 493

                                                                           Воспитатель Жукова Надежда Александровна

Методические рекомендации педагогам.

Формирование  психологически  безопасной  образовательной  среды посредством реализации инновационных педагогических технологий.  

Психологическую безопасность обучающихся на уроке Л. М. Митина (известный российский психолог в области педагогической психологии, профессор) в своих работах определяет  как  «специфическое  эмоциональное  состояние,  обусловленное  переживанием психологического  благополучия,  защищенности,  комфорта,  отсутствием  тревоги,  страха, стрессов, возникающих в результате взаимодействия учеников с учителем». Ведущее место в создании  пространства  безопасности,  психологического  комфорта  на  уроке  принадлежит учителю и эффективное взаимодействие «учитель – ученик» играет в этом важную роль. По мнению Л.М. Митиной, главное условие и гарант обеспечения психологической безопасности — это осознанная профессиональная позиция учителя (педагога) в отношении этого аспекта их профессиональной деятельности. Урок (занятие) — это та территория, на которой  «властвует»  учитель  (педагог),  в  силу  его  возможной  доминантности,  поэтому, именно на занятии сохраняется риск нарушения основ психологической безопасности. Автор считает основными шагами по сопровождению учителя (педагога), следующие:

1) децентрация позиции педагога;

2) осознание  деструктивной  роли  психологического  насилия  во  взаимодействии

людей;

3) расширение навыков диалогического общения

4) повышение степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных

моделей поведения;

5) овладение  эффективными  педагогическими  технологиями  с  использованием

психологической  составляющей  образовательного  процесса  с  целью  снижения  всех  форм

психологического насилия;

6) активизация процессов самопознания, важности самоизменения;

7) освоение культуры педагогической рефлексии.

В  рамках  личностно-ориентированного  подхода  проблема  децентрации  позиции учителя  (педагога)  рассматривается  в  качестве  ведущей.  К.  Роджерс,  Дж.  Фрайберг предлагают учителю (педагогу) исследовать свой арсенал методов с целью организации более эффективной работы группы.  

Основными  шагами  по  обеспечению  этих  условий являются следующие:

1. Создание ситуации успеха:  На мотивационном этапе: авансирование успеха, снятие страха, внесение мотива.  На операционном этапе: скрытое инструктирование, выбор возможностей, поддержка активности. На результативном этапе: самооценка, положительная обратная связь.  
2.
Положительная обратная связь при оценке действий обучающихся: отметить/ учесть  затраченные  силы,  сравнить  их  с  собой  в  динамике,  подчеркнуть  значимость достигнутых результатов, выдвинуть конструктивные предложения, высказать уверенность в наличии  ресурса,  использовать  опору  на  внутренние  стимулы  (интерес,  стремление  к самосовершенствованию). Примерным вариантом аспектов анализа занятия или иной педагогической технологии, позволяющий  оценить  в  том  числе  степень  психологической  безопасности  может  быть

следующий (таблица 1)

Снижение доминантности педагога на занятии (уроке) возможно посредством освоения им  диалогово-рефлексивных  практик.  Этому  способствуют  интерактивные  педагогические технологии,  которые  активно  применяются  в  современном  образовательном  процессе. Основанием данных технологий являются принципы активного социально-психологического обучения. Педагог в этом случаи выступает в роли модератора, фасилитатора, и работает с классом как с группой. А межличностные  умения  педагогов  позволяют  им  быть  посредниками  процесса  обучения.  Педагоги  предоставляют обучающимся свободу и возможность учиться и учатся вмести с ними. Такие педагоги чаще проявляют  эмпатию,  отвечают  на  чувства  обучающихся,  используют  идеи  школьников  в текущем  учебном  взаимодействии,  вступают  с  ними  в  диалог,  хвалят,  общаются  более конгруэнтно,  связывают  учебное  содержание  с  конкретным  опытом  отдельных  учеников (объяснения,  нацеленные  на  удовлетворение  непосредственных  потребностей  учеников), улыбаются обучающимся.

Образовательный процесс в классах данных педагогов обладает следующими чертами:

•  учебные  цели  ставятся  педагогам  и  обучающимися  в  ходе  совместного планирования;

•  классная  комната  организована  адекватно  потребностям  класса  и  в  ней  многое,

сделанного руками школьников;

•  в работе меньше жестких временных ограничений, больше свободы от временных

рамок и более гибкая последовательность заданий;

•  педагог делает акцент на продуктивности и творчестве, а не оценивании;

•  осуществление осмысленных проектов является более важным критерием успеха, чем выполнение тестов.

 Монументальными исследованиями М. Либермана, И. Ялома, М. Майлса доказано, что предельно высокая эффективность группы может быть достигнута, когда ведущий проявляет: −  высокий  уровень:  заботы  об  участниках,  придания  смысла  выполняемой деятельности. −  средний уровень: структурирования группы и группового процесса, эмоционального стимулирования участников.

Авторы  выделяют  основными  инструментами  для  достижения  позитивных  целей бучения в сотрудничестве следующие возможные действия педагога (ведущего группы):

Приемы эмоциональной стимуляции: −  демонстрация высокого уровня самораскрытия;

−  побуждение участников к открытому выражению чувств; −  побуждение участников к самораскрытию; −  вступление в конфронтацию.

Забота: −   обеспечение информацией; −  оказание поддержки; −  защита; −  похвала;

−  выражение симпатии, тепла, принятия; −  выражение искренности и заинтересованности.

Придание смысла: −  обеспечение информацией; −  объяснение, разъяснение; −  интерпретация происходящего; −  обобщение.

Исполнительская функция: −  установление границы; −  установление правил, норм; −  постановка целей;  −  задает темп, распределяет время;   предлагал процедуры, упражнения, задания.

Инновационные  уроки  (занятия)  для  младших  школьников  являются  одним  из факторов  формирования  благоприятной  психологической  среды.  Умелое  их  применение педагогом усиливает процесс формирования личности обучающегося и позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на мотивацию, создание благоприятного  психологического  климата  в  детском  коллективе.  Убыстрение  темпа современной жизни требует более активного использования инновационных уроков. Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать  в  игровой,  увлекательной  и  доступной  для  детей  форме.  Урок  должен  не  только увеличивать запас систематических знаний обучающихся, но и воспитывать в них желание и умение  учиться. Эмоциональный фон  урока  может помочь детям лучше и глубже  усвоить содержание  материала.  Учитывая  возрастные  и  психологические  особенности  младших школьников, учителю необходимо стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью. Инновационный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом к отбору  содержания  учебного  материала;  к  сочетанию  методов  обучения;  к  внешнему оформлению.

Рассмотрим несколько таких инновационных уроков.

1.  Урок «пресс-конференция». Целью  данного  урока  является  повторение  материала  по  теме  или  какому-либо вопросу.  Урок состоит из основных четырех частей, таких как:  •  ответы «сотрудников» пресс-центра на вопросы «журналистов»; •  подготовка  и  оформление  редакционных  заданий:  каждый  «журналист»,  на основе полученных ответов на свой вопрос, пишет заметку в журнал;  •  отчет о проделанной работе; •  подведение итогов и выпуск «экспресс-газеты».

2.   Урок – соревнование. Цель урока – закрепление умения решать задачи разных типов.  Для проведения урока заранее формируются команды и жюри. Жюри осуществляет подбор заданий и готовит оборудование для постановки экспериментов и а также материал для кратких сообщений по теме.  Структура урока: •  начинается разминка (решение командами задач); •  демонстрируется опыт (требуется его объяснение); •  конкурс  капитанов  (решение экспериментальных  задач),  в  это  время прослушивается еще один рассказ. •  конкурс команд: самостоятельное решение расчетных задач «на время»; •  завершается  урок  подведением  итогов  и  объявлением  команды-победительницы.

3.  Уроки типа КВН.  Целью данного урока является повторение тех или иных разделов программы.  Примерная схема такого урока, следующая: занятие состоит из конкурсов – этапов: −  разминка  (задание  –  составить  рассказ  по  пройденной  теме.  Один  школьник начинает рассказ, другой продолжает и тому подобное); −  конкурс  «проверка  домашнего  задания»  (нужно  сыграть  сценку,  где  было  бы отражено главное в теме); −  решение задач с выбором ответа; −  конкурс  «угадай»  (один  обучающийся  из  команды  уходит  из  класса,  а  когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое понятие, входящее в данную тему, было загадано); −  конкурс  «артистов»  и  «художников»  («художник  команды»  уходит  за  дверь, демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают «художника», и для него «артист»  пантомимой  изображает  опыт,  «художник»  должен  его  узнать  и  изобразить рисунком); заключительный этап – подведение итогов.

4.   Уроки, которые проводят сами обучающиеся.  Педагог назначает (или школьники выбирают) «дежурного учителя», который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на «школьников» и «учителей». На первом этапе (5–6 мин.)  «учителя» тихо опрашивают своих «школьников» (каждый – одного) и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе (тоже 5–6 мин) все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции (объяснение). На третьем, самом продолжительном, этапе «дежурный учитель»  устно  опрашивает  класс;  по  ходу  этого  устного  опроса-беседы  школьники-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе «дежурного учителя».

5.  Урок – аттракцион.  Цель  урока  –  повторить  тему  в  занимательной  форме,  показать  практическое применение полученных знаний.  Структура данного урока: −  приветствие;  −  повторение во время опроса основных вопросов темы; −  объяснение правил аукциона; −  «продажа» предметов; −  музыкальная пауза; −  продолжение «продажи»; −  музыкальный финал, итоги. За  демонстрационным  столом  располагаются  ведущие  в  импровизированных костюмах. Перед ними – большой волчок, а вокруг него по кругу расположены продаваемые предметы. Ведущий  запускает  волчок;  стрелка  указывает,  какой  именно  предмет  будет «продаваться». Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать связь с пройденной темой. Выигрывает тот, кто до счета «три» последним дает ответ.

6.  Урок – заочная экскурсия.  Для  проведения  такого  урока  заранее  готовится  материал,  фотографии  и  так  далее, класс  разбивается  на  три  экскурсионные  группы,  каждая  из  которых  получает  комплект фотографий  (материалов).  Группы  по  очереди  ведут  экскурсию  по  «своим»  участкам. Заканчивается занятие «аукционом» деловых идей.  

7.  Урок – концерт. Данный урок можно провести как урок-обобщение – предложить школьникам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Школьники читают по очереди. Между выступлениями – небольшие паузы, когда звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках – концертах возрождается забытый жанр искусства – мелодекламация.

8.  Урок-игра «Морской бой». Цель такого урока – повторение и обобщение изученного материала.  Класс делится на эскадры, каждая из которых, в свою очередь, разбивается на корабли (крейсер, фрегат, подводная лодка). Эскадры поочерёдно задают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, он тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям  своей  эскадры.  Кто-то  потоплен,  кто-то,  набрав  нужное  количество  баллов, отправляется в плавание. Зная о таком предстоящем уроке, дети на протяжении изучения всей темы стараются хорошо усвоить материал (никто не хочет пойти ко дну). Вопросы и задания на этом уроке – это творчество учителя. Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  проведение  инновационных  уроков способствует формированию комфортной психологической среды в обучении и воспитании младших  школьников.  Результативность  нетрадиционного  обучения  школьников общеизвестна.  Такого  рода  обучение  соответствует  современным  реалиям.  Школьники  с желанием  занимаются  тем,  что  требует  не  только  знаний,  но  и  проявления  находчивости, самостоятельности и творчества.

C:\Users\User\Desktop\с флэшки\альбом\ФОТОШОП ПНГ для альбома\фон смайл\free-png.ru-10-197x200.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологически безопасной образовательной среды в школе

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....

«Модель психологически безопасной образовательной среды»

Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...

Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.

Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"...

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19980533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Психологическая безопасность образовательной среды

Круглый стол совместно с родительской общественность и педагогами...

1.5 Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды

1.5 Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды...