Внедрение современных образовательных технологий в коррекционной школе в рамках ФГОС для детей ОВЗ с нарушением интеллекта.
материал (2 класс)

Архипова Елена Валентиновна

Современная коррекционная школа сталкивается с задачей обеспечения качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует внедрения современных образовательных технологий, которые учитывают индивидуальные особенности таких обучающихся и способствуют их полноценной адаптации и развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»

Доклад.

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционной школе в рамках ФГОС для детей ОВЗ с нарушением интеллекта

                                                                                                            Подготовила

учитель-дефектолог

                                                                                                Архипова Е.В.

Введение

Современная коррекционная школа сталкивается с задачей обеспечения качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует внедрения современных образовательных технологий, которые учитывают индивидуальные особенности таких обучающихся и способствуют их полноценной адаптации и развитию.

Актуальность внедрения современных образовательных технологий

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальных методах и средствах обучения, обеспечивающих доступность образовательного процесса и развитие ключевых компетенций. Традиционные подходы уже не всегда отвечают этим требованиям. Современные технологии позволяют сделать процесс обучения более эффективным, интересным и соответствующим нормам ФГОС, направленным на формирование универсальных учебных действий и социализацию учащихся.

 Индивидуализация и дифференциация обучения
Особая организация учебного процесса с учетом уровня развития, способностей и потребностей каждого ребёнка, что обеспечивает максимальный комфорт и эффективность освоения материала.

Использование игровых технологий
Игра становится ведущей формой обучения и воспитания, создавая мотивацию и эмоциональный отклик, развивая когнитивные и коммуникативные навыки.

Проектная и исследовательская деятельность
Позволяет сформировать у детей умения применять знания в практических ситуациях, стимулирует развитие мышления и самостоятельность.

Интеграция цифровых технологий
Включение в учебный процесс обучающих программ, интерактивных пособий, мультимедийных ресурсов, адаптированных под возможности детей с интеллектуальными нарушениями.

Коррекционно-развивающие программы
Применение специальных упражнений и тренингов, направленных на развитие внимания, памяти, речи и эмоциональной сферы.

Практические аспекты внедрения технологий в условиях ФГОС

Создание индивидуальных образовательных маршрутов, базирующихся на диагностических данных и целях коррекции.

Организация комплексных занятий с использованием интерактивных досок, специальных компьютерных программ и методических материалов.

Включение в программу занятий ролевых и дидактических игр, направленных на развитие адаптивных навыков и социализацию.

Обучение педагогов новым методикам, обмен опытом и проведение мастер-классов для повышения профессиональной компетенции.

Взаимодействие с родителями для реализации единой коррекционно-развивающей стратегии.

  • Улучшение уровня обучаемости и усвоения учебного материала.
  • Повышение мотивации и интереса к процессу обучения у детей с интеллектуальными нарушениями.
  • Развитие коммуникативных навыков и адаптивного поведения.
  • Снижение эмоционального напряжения и агрессивности.
  • Гармонизация социальной адаптации и повышение качества жизни учащихся.

Технология игровой деятельности

Игра как основной метод обучения и воспитания. Применение сюжетно-ролевых, дидактических и развивающих игр, адаптированных под возможности детей.

Пример: Игра «Магазин» для развития навыков общения и счёта, «Пазлы» для формирования зрительно-пространственного восприятия.

Использование мультимедийных и интерактивных средств обучения

Интерактивные доски, обучающие программы с аудио- и видеоматериалами, сенсорные планшеты.

Пример: Обучающие компьютерные игры и приложения, которые развивают внимание, память и речь (например, программы для развития лексико-грамматического строя речи).

Адаптированные технологии проектной деятельности

Реализация мини-проектов, направленных на практическое закрепление полученных знаний.

Пример: Совместное создание простого коллажа или рассказа, что развивает когнитивные и коммуникативные навыки.

Технология развивающего обучения по системе З. А. Кадыровой

Сочетание обучения с развитием мышления и памяти через систему специальных упражнений и заданий.

Пример: Упражнения на классификацию предметов, развитие логических операций.

Технология эмоционально-волевого развития

Использование психогимнастики, арт-терапии и дыхательных упражнений для формирования эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Методические рекомендации по внедрению

Дифференцированный подход
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, подбирая формы и содержание занятий в соответствии с уровнем развития и интересами.

Пошаговое обучение
Делить сложные задания на последовательные этапы, обеспечивая эмоциональную поддержку на каждом из них.

Использование наглядных материалов
Включать в занятия пособия с яркими изображениями, игрушки, карточки, чтобы облегчить восприятие и запоминание.

Регулярность и системность занятий
Проводить игровые и обучающие мероприятия регулярно, формируя устойчивые навыки и последовательность обучения.

Активное вовлечение родителей
Информировать и обучать родителей применения игровых и обучающих методик дома для системного развития ребёнка.

Оценка эффективности
Внедрять систему мониторинга результатов через наблюдения, тестирования и коррекционно-развивающие диагностики.

Поддержка педагогов
Организовывать повышение квалификации, семинары и обмен опытом по применению современных технологий.

Эти технологии и рекомендации помогут повысить качество коррекционного обучения и воспитания, обеспечат адаптацию и поддержат развитие детей с интеллектуальными нарушениями в условиях ФГОС.

Заключение

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционной школе в рамках ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями является необходимым условием повышения качества обучения и воспитания. Системный подход к использованию инновационных методов способствует развитию индивидуального потенциала каждого ребёнка, формированию ключевых компетенций и успешной социализации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

"Современные образовательные технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

Данный матерал можно использовать для выступления на методическом объединении....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...

Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию описание основных педагогических технологий, который используют учителя начальных классов в своей работе....

Обобщение опыта работы. Тема: «Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Обобщение опыта работы. Тема: «Место современных педагогических технологийв начальной школе в рамках ФГОС»....