Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Креатив»
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
В последнее время в обществе большое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие, будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности.Для заинтересованности учащихся с ОВЗ техническим творчеством, исходя из социального запроса, была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Креатив» (далее адаптированная программа «Креатив»).
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Креатив». Сложность и объем учебного материала в адаптированной программе «Креатив» уменьшен и облегчен. Программа основана на построении индивидуального образовательного маршрута, уровень сложности изучаемого материала и выполняемых работ подбирается исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Креатив» для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Белоцерковская Людмила Васильевна,
старший педагог дополнительного образования
муниципального учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества», город Благодарный
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники
получили прекрасное образование, могли заниматься
творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя».
В.В. Путин.
Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся.
В последнее время в обществе большое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие, будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности.
Получение детьми с ОВЗ дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Дети с ОВЗ, не владея в достаточной мере навыками чтения, письма, разговорной речи, выбирают творческие средства самовыражения. Они являются для «особых» детей одновременно средствами адаптации к внешнему миру и средствами общения с этим миром. Занятие творчеством непосредственно связано с психическими функциями воспитанников: зрением, движением, координацией, речью, мышлением, является осознанной потребностью личности выражать собственные чувства.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям с ОВЗ развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Приоритетным направлением в работе с учащимися с ОВЗ является их социальная адаптация, коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы, а также формирование «позитивного поведения», через активное включение в различные виды социальной активности.
Для заинтересованности учащихся с ОВЗ техническим творчеством, исходя из социального запроса, была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Креатив» (далее адаптированная программа «Креатив»).
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Креатив». Сложность и объем учебного материала в адаптированной программе «Креатив» уменьшен и облегчен. Программа основана на построении индивидуального образовательного маршрута, уровень сложности изучаемого материала и выполняемых работ подбирается исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Адаптированная программа «Креатив» имеет техническую направленность. Направление программы – моделирование с элементами художественного конструирования. Уровень программы - ознакомительный
Актуальность программы заключается в том, что ее реализация отвечает цели Национального проекта «Молодежь и дети» - реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов. Программа ориентирована на решение задач социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации учащихся с ЗПР средствами технического творчества.
Занятия техническим творчеством способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера; развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга; формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца; воспитанию аккуратности и эстетического вкуса
Педагогическая целесообразность
Разработанная адаптированная программа ориентирована на детей с ЗПР. Целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия по конструированию и моделированию открывают детям с ЗПР путь к творчеству, развивают их фантазию и творческие возможности.
Новизна и отличительная особенность программы в том, что в процессе её реализации применяются STEM технологии позволяющие сочетать в ходе проведения занятий естественные науки, технологию, инженерию и математику. На таких занятиях ребенок охватывает сразу несколько областей знания, получает шанс использовать информацию, проверять факты на собственном опыте.
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Национальным проектом «Молодёжь и дети»;
3. Федеральным проектом «Все лучшее детям»;
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», с изменениями от 1.07.2025 № 1745-р;
5. Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 08.05.2025);
6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в ред. от 21 апреля 2023 г.).
9. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (с "Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»);
10. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
11. Постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2»;
12. Методическими рекомендациями ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы;
13. Законом Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз
"Об образовании";
14. Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ (новая редакция), приложение к письму РМЦ - филиал НГГТИ от 29.03.2024 г. № 53-04/33;;
15. Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22).
Адресат программы.
Программа предназначена для учащихся 6 – 17 лет. Зачисление в учебную группу проходит без специального отбора. Наполняемость группы 10-12 человек. Состав группы постоянный, разновозрастной. Обучающиеся с ОВЗ могут занимать как группе с нормативно развивающимися детьми, так и индивидуально.
Форма обучения: основная форма обучения по данной программе очная. При реализации программы также допускается очно – заочная форма обучения с учетом потребностей и возможностей учащегося и в зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки в регионе.
Объем программы
Программа реализуется на ознакомительном уровне, рассчитана на 1 год обучения, 144 часа.
Режим программы. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития. Особенности развития:
• Испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
• Слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
• Контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения или у ребенка нет (недостаточный) опыта общения со здоровыми детьми;
• Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки;
• Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха;
• Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения;
• Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);
• Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы;
• Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении данной программы.
Особенности организации образовательного процесса
Учет рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей учащихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей определяет ряд особенностей организации образовательного процесса:
• Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся с ЗПР в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана.
• Оптимальный режим с учетом темпа деятельности и истощаемости ребенка с ЗПР. Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой деятельности.
• Формы контроля, способы оценки достижений учащихся с ЗПР, продуктов их деятельности, адекватны возможностям детей. Достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, без сравнения с достижениями нормально развивающихся сверстников.
• Обучение предусматривает участие в конкурсах и фестивалях, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/не удачи.
При организации образовательного процесса необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, с другими взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
• в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечении индивидуального темпа обучения
Цель программы: развитие способностей обучающихся с ЗПР посредством творческой деятельности, создание условий для самореализации и развития.
Задачи:
Обучающие:
- формирование практических навыков в области конструирования и моделирования из различных материалов;
- освоение практических приемов и навыков конструирования и моделирования;
- формирование осознания роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- формирование кругозора и приобретение опыта работы в различных видах творческой деятельности, разными материалами.
Воспитательные:
• развитие и совершенствование эстетического вкуса;
• воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
• воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через техническое творчество;
• развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре;
• формирование устойчивого интереса к занятиям техническим творчеством;
• формирование навыков коммуникации и межличностного сотрудничества;
• воспитание аккуратности, прилежания, умения доводить начатую работу до конца.
Развивающие (включают коррекционные):
• развитие логического и образного мышления, пространственного воображения, памяти, внимания;
• развитие образного и ассоциативного восприятия окружающего мира;
• развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
• коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
• развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
• развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• развитие природных возможностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
• будут знать различные виды транспорта;
• будут понимать значение техники и изобретений в жизни человека и общества;
• освоят практические навыки конструирования и моделирования.
Личностные:
• адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- способность применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
• умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности; самостоятельно анализировать выполненную работу, устранить ошибки;
• формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
• формирование нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре;
• формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
• формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
• соотнесение целей с возможностями;
• определение временных рамок; шагов решения задачи;
• умение задавать вопросы и умение получать помощь;
• умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);
• способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
• способность работать в команде;
• выслушивание собеседника и ведение диалога.
Коррекционные:
• формирование умения контролировать собственное эмоциональное состояние, адекватно оценивать свои достижения;
• улучшение качеств познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, улучшение мелкой моторики и тактильного восприятия;
• формирование коммуникативных навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми, делиться своими мыслями, эмоциями, впечатлениями
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Тео-рия | Прак-тика | Форма аттестации (контроля) |
1. | Вводное занятие | 2 | 1,5 | 0,5 | Проверка знаний по ТБ |
2. | Автомобиль вчера, сегодня, завтра | 14 | 3 | 11 | Участие в конкурсе |
3. | Летим, плывем и едем | 16 | 3 | 13 | Участие в конкурсе |
4. | Единственной маме на свете | 16 | 4 | 12 | Выставка |
5. | Новогодний переполох | 20 | 4 | 16 | Участие в конкурсе |
6. | Спецтранспорт на службе людям | 12 | 3 | 9 | Кроссворд Участие в конкурсе |
7. | Защитникам Отечества – героя всех времен | 16 | 3 | 13 | Выставка работ |
8. | Инженер – звучит гордо! | 16 | 3 | 13 | Участие в конкурсе, выставка |
9. | Звездные дали | 12 | 2 | 10 | Участие в конкурсе |
10. | Моя Победа | 12 | 2 | 10 | Участие в конкурсе |
11. | Аттестация | 3 | 1,5 | 1,5 | Тестирование, выставка |
12 | Итоговое занятие. | 5 | 2 | 3 | Итоговая выставка. Творческий отчет «Страна мастеров». Виртуальная экскурсия. |
13. | Итого | 144 | 32 | 112 |
Содержание учебно - тематического плана
1 год обучения (ознакомительный уровень)
Вводное занятие
Теория. Ознакомление с планом работы объединения. Презентация поделок. Вводный инструктаж по правилам безопасной работы. ТБ при работе с ножницами, макетным ножом, клеем, клеевым пистолетом. Обзорное знакомство с техниками полигонального моделирования, бумагопластики, бумажного туннеля, модульного оригами, картонажа, тестопластика.
Практика: изготовление поделки из бумажной втулки
Автомобиль вчера, сегодня, завтра
Теория. История возникновения и эволюция развития автотранспорта. Автомобилестроение в России.
Практика. Изготовление автотранспорта из плоских разверток, объемных деталей, автомобилей на резиномоторе, пневмомоторе и т.д. Работа в различных техниках (по выбору учащихся или по заданному педагогом образцу).
Летим, плывем и едем
Теория. История возникновения воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Эволюция развития воздушного и водного транспорта. Россия – великая морская держава. Железные дороги в России. Железные дороги Ставропольского края и Благодарненского муниципального округа.
Практика. Изготовление воздушного, водного и железнодорожного транспорта из плоских разверток, объемных деталей по собственным чертежам или шаблону (по выбору учащегося). Работа в различных техниках (по выбору учащихся или по заданному педагогом образцу).
Единственной маме на свете
Теория. День матери. История праздника, традиции празднования.
Практика. Изготовление подарков и сувениров из природных материалов, массы для лепки, плоских разверток, объемных деталей (по выбору учащегося или заданному педагогом образцу). Работа в различных техниках (по выбору учащихся)
Новогодний переполох
Теория. История празднования Нового года в России. Символы Нового года в различных странах.
Практика. Изготовление новогодних поделок: символ года, новогодний поезд, грузовик с елкой, зимний дом, резиденция Деда Мороза, елка, Дед Мороз и т.д. Работа в различных техниках (по выбору учащихся или заданному педагогом образцу)
Спецтранспорт на службе людям
Теория. Виды спец. транспорта, его роль в жизни человека.
Практика. Изготовление спецтранспорта из плоских разверток, объемных деталей по собственным чертежам или шаблону (по выбору учащегося). Работа в различных техниках (по выбору учащихся или по заданному педагогом образцу).
Защитникам Отечества – героя всех времен
Теория. История праздники. Роль армии в государстве.
Практика. Изготовление подарков и сувениров к празднику, изготовление подарков и сувениров бойцам СВО. Изготовление моделей современного военного транспорта. Работа с различными материалами и в различных техниках (по выбору учащихся или заданному педагогом образцу)
Инженер – звучит гордо!
Теория. Профессия инженер. Манипуляторы, механизмы, пневматика и реактивное движение, гидравлика, балансиры, резиномоторы.
Практика. Изготовление действующих моделей и механизмов: манипуляторы, пневматика и реактивное движение, гидравлика, балансиры, резиномоторы (по выбору обучающегося или заданному педагогом образцу). Работа в различных техниках (по выбору учащихся или заданному педагогом образцу)
Звездные дали
Теория. Космонавтика: история, развитие, достижения.
Практика. Изготовление моделей ракет, космических станций, моделей солнечной систем и т.п. (по выбору учащихся или заданному педагогом образцу) из упаковочного картона, бумаги, массы для лепки, подручных материалов и т.д. Работа в различных техниках (по выбору учащихся или заданному педагогом образцу)
Моя Победа
Теория. День Победы. Благодарненский район в ВОв (посещение экспозиции в историко – краеведческом музее им. П.Ф.Грибцова). Маленькие герои большой войны. Техника ВОв. Знаменитые модели танков, самолетов, автотранспорта: Т-34, БМ-13 «Катюша», пушка ЗИС-3, ГАЗ М-1 — «полуторки» и т.д.
Практика. Изготовление техники ВОв из плоских разверток, объемных деталей по собственным чертежам или шаблону (по выбору учащегося или заданному педагогом образцу). Работа в различных техниках (по выбору учащихся или по заданному педагогом образцу).
Аттестация
Теория. Контроль знаний при помощи игры – викторины, кроссворда, игры – квеста и т.д.
Практика. Контроль умений и навыков учащихся посредством выполнения практического творческого задания. Участие в конкурсах и выставках различных уровней, научно – практических конференциях.
Итоговое занятие.
Теория. Проверка уровня освоения программы. Тестирование.
Практика. Итоговая выставка. Творческий отчет «Страна мастеров». Виртуальная экскурсия.
Обучение по программе строится на построении индивидуального образовательного маршрута учащегося. Возможна замена сюжета изделия в рамках темы по выбору учащегося.
1 год обучения
К концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности;
Правила организации рабочего места;
Особенности техник моделирования, бумагопластики, бумажного туннеля, картонажа, тестопластики;
Историю возникновения и эволюцию развития автотранспорта;
Историю возникновения воздушного, водного и железнодорожного транспорта;
Виды спец транспорта, его роль в жизни человека;
Достижение в области космонавтики в СССР и России;
Знаменитые модели танков, самолетов, автотранспорта: Т-34, БМ-13 «Катюша», пушка ЗИС-3 , ГАЗ М-1 — «полуторки» и т.д.
Должны уметь:
Правильно организовывать рабочее место;
Изготавливать поделки на заданную тематику с использованием техник моделирования, бумагопластики, картонажа, тестопластики;
Создавать макеты из плоских и объемных деталей;
Изготавливать поделки из бросового материала.
Способы и формы определения результатов обучения
Методика отслеживания результатов
В процессе проведения занятия используются следующие формы контроля уровня знаний, умений и навыков, получаемых детьми:
- педагогическое наблюдение за практической работой детей;
- самостоятельное выполнение работы;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, конкурсов внутри коллектива, опросов детей и родителей, выполнения диагностических заданий, участия в мероприятиях (открытых занятиях, конкурсах, викторинах, игровых программах, соревнованиях), выставки творческих работ, участие в конкурсах различных уровней, мероприятий с участием родителей, итоговых праздников для родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.;
-мониторинг: педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, ведение журнала учета); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка учащегося, оформление листа индивидуального образовательного маршрута, ведение портфолио, оформление фотоотчётов).
После изучения каждой темы и конце полугодий проводится промежуточная аттестация учащихся.
Дети принимают участие в выставках и конкурсах творческих работ различного уровня.
В начале учебного года для учащихся 1 года обучения проводится диагностический контроль с целью определения уровня подготовки детей к обучению. Диагностический контроль осуществляется в виде беседы, и наблюдения за выполнением простейшей практической работы. На основе анализа полученных результатов планируется работа. В середине и в конце учебного года - промежуточный контроль с целью определения уровня усвоения программы.
Промежуточный контроль проводится в виде наблюдения за выполнением практического задания и знанием теоретического материала, участия в конкурсах различных уровней, выставках. Это помогает оценить успешность выбранных форм и методов обучения и при необходимости скорректировать их.
Результативность усвоения программы определяется положительной динамикой развития каждого ребёнка.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный уровень | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, анкетирование, диагностика специальных возможностей |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения | Выставка, конкурс, творческая работа, опрос, открытое занятие, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка, конкурс, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей и др. |
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
беседа, опрос, наблюдение, выставки, фестивали, конкурсы, открытые и итоговые занятия, диагностика, диагностические игры, анализ выполнения программы, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, анализ приобретения навыков общения, самооценка учащихся, взаимное обучение детей. | грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, анкеты, протоколы диагностики, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио. | выставки, конкурсы, демонстрация моделей, готовые изделия, отчеты, итоговые занятия, открытые занятия, диагностические карты, тесты, аналитические справки, портфолио, защита творческих проектов, виртуальная экскурсия по выставке детских работ. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года: 1 сентября | Режим работы объединения: по расписанию 2 раза в неделю по 2 часа |
Окончание учебного года: 31 мая | Продолжительность занятий определяется образовательной программой: 45 минут х 2. Продолжительность перемены: 10 минут |
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель | Сменность занятий: 1 смена |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для реализации программы необходимо создание следующих организационно-педагогических условий (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого обучающегося);
• учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
• соблюдение комфортного психо-эмоционального режима;
• использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
• здоровьесберегающие условия;
Отбор и содержание предлагаемого материала должны соответствовать психофизическим особенностям обучающихся с ЗПР, прежде всего, уровню их эмоционального развития.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН. Помещение для занятий, должно быть хорошо освещено, проветриваемо, с соответствующим температурным режимом. Индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), доска, мел, мусорное ведро.
Образовательная деятельность должна быть алгоритмизирована. Педагогу необходимо предоставить учащимся план работы, а также при необходимости письменные/ наглядные /схематические инструкции.
Техническое оснащение занятий.
Мультимедийный проектор, презентации с алгоритмами работы при изготовлении изделий. Для занятий необходимо иметь: бумагу для черчения или ватман, цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), пенопласт, гофрокартон, упаковочный гофрокартон, клеевой пистолет, проволока, акриловые и гуашевые краски
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка металлическая, канцелярский нож, макетный нож, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Кадровое обеспечение.
По данной программе могут работать педагогические работники, имеющие необходимые навыки и освоившие соответствующую программу профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
Раздел 3. Воспитательная работа.
- Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество;
- приобретение детьми социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определены в соответствии с приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года». Они направлены на воспитание и формирование:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
- ориентации на создание устойчивой семьи на основе традиционных семейных ценностей народов России, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
- уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;
- установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;
- установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда;
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
- интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
- понимание значения техники в жизни российского общества;
- Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания детей при реализации программы является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке, о художественных произведениях и архитектуре, о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, путешественников, героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Практические занятия детей (конструирование и моделирование, подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх, групповых формах работы проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выставки— способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Культурно – массовые мероприятия, проводимые учреждением согласно плану воспитательной работы, способствуют возрождению традиций, воспитанию духовной культуры, привитию любви к своей малой Родине, формированию национальной идентичности и семейных ценностей, вовлечению родителей в воспитательное пространство.
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются следующие методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение); метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения);методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей); индивидуальных и возрастных особенностей детей и стимулирования; поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
- Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения при реализации программы в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Педагогическое наблюдение позволяет выявить положительные результаты, а также проблемы и трудности в достижении воспитательных задач программы.
Оценка творческих работ экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) позволяет отследить результативность реализации программы с точки зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих работах неизбежно отражаются личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка.
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных действий. Педагог, родители (законные представители) учащихся и сами учащиеся таким образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося. Анализ результатов воспитания направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Литература для педагога.
1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. –143 с 35
2. Галатонова Т. Е. Стань инженером. – М.: КТК «Галактика», 2020. – 120 с.:
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В. М: Владос, 2019. 167с.
4.Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2001. – 7 144 с.
5. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой: пер. с англ. / Стивен У. Мойе. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 127 с.
6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. – 224 с.
7. Ладалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001. – 208 с.
8. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. – М.: Академия развития, 2002. – 208 с.
Литература для обучающихся и родителей.
1. Галатонова Т. Е. Стань инженером. – М.: КТК «Галактика», 2020. – 120 с.:
2. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой: пер. с англ. / Стивен У. Мойе. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 127 с.
3. Ладалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001. – 208 с.
Приложение №1
Календарный учебно- тематический план
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1,5 | 0,5 | |
2 | Аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Автомобиль вчера, сегодня, завтра | 14 | 3 | 11 | |
4 | Летим, плывем и едем | 16 | 3 | 13 | |
5 | Единственной маме на свете | 16 | 2 | 14 | |
6 | Новогодний переполох | 20 | 4 | 16 | |
7 | Аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Спецтранспорт на службе людям | 12 | 3 | 9 | |
9 | Защитникам Отечества – героям всех времен | 16 | 3 | 13 | |
10 | Инженер – звучит гордо! | 16 | 3 | 13 | |
11 | Звездные дали | 12 | 2 | 10 | |
12 | Моя Победа | 12 | 2 | 10 | |
13 | Аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Итоговые занятия. | 5 | 2 | 3 | |
15 | Итого | 144 | 32 | 112 |
Примечание. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креатив» реализуется посредством построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. При работе над творческим проектом обучающийся имеет возможность выбрать, какую творческую работу он будет изготавливать в рамках данного творческого проекта, и в какой технике он будет работать. Например, при работе над творческим проектом «Летим, плывем и едем» обучающийся может выбирать модель какого вида транспорта он будет изготавливать (воздушный, водный или наземный), исходя из своих интересов, и самостоятельно выбирать технику выполнения работы, исходя из своих возможностей (готовая развертка, полигональное моделирование, моделирование из объемных деталей, моделирование по собственным чертежам, картонаж и т.д.)
Приложение №2
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения |
Информационный час «Имя трагедии-Беслан» | 03.09.2025 | |
КТД – посвящение в кружковцы «Город мастеров» | Октябрь | |
Выставка творческих работ «Мой первый шаг» | Октябрь | |
Праздничный концерт «Главные люди на свете!», посвященный Дню матери в России | Ноябрь | |
Праздник ко Дню защитника Отечества «Защитникам Отечества слава!» | Февраль | |
Праздничный концерт «8 марта-день чудесный!» | Март | |
Участие в акциях, конкурсах, фестивалях, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г. | Апрель-май. | |
Районная выставка декоративно-прикладного творчества «И внуки восславляют радость Победы» | Апрель-май | |
КТД- ежегодный творческий фестиваль «Творческая весна в ДДТ» | Апрель-май | |
Месячник « Мы выбираем здоровый образ жизни!» | Апрель | |
Реализация обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функции по контролю за порядком и чистотой в кабинете, уходом за учебным кабинетом, растениями и т.п. | В течение учебного года | |
Проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности с обучающимися в учебное время и во время проведения массовых мероприятий | В течение учебного года | |
Игровые программы, подвижные перемены | В течение учебного года | |
Размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,фотоотчетов об интересных событиях в МУ ДО «ДДТ» | Ежемесячно | |
Индивидуальное консультирование родителей c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. | По мере необходимости в течение учебного года | |
Проведение открытых занятий, мастер-классов, творческих мастерских для обучающихся и их родителей | в течение учебного года | |
Организация и проведение массовых семейных мероприятий (тематические концерты, выставки, конкурсы) | в течение учебного года | |
Освещение деятельности детского объединения в социальных сетях Вконтакте, МАХ, на официальных страницах и на официальном сайте МУ ДО «ДДТ» | Выкладка инфопостов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная программа для детей с ОВЗ (с задержкой психической развития)
Программа составлена для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР). В программе имеется рабочие программы и индивидуальный образовательный маршрут....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития ЗПР(вариант 7.2)1 ( дополнительный ) класс
Рабочая программа составлена в помощь учителю , работающему с детьми с задержкой психического развития....

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...

Адаптированная образовательная (рабочая) программа по окружающему миру для обучающегося с задержкой психического развития - 3 класс
Адаптированная образовательная (рабочая) программа курса «Окружающий мир» для обучающегося с задержкой психического развития (7.2.) - 3 классЛичностные результаты оцениваются по следу...
