«Ромашка Блума» как приём технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
учебно-методический материал
Очень важным при работе с текстом является осмысление полученной информации. Современные школьники далеко не всегда справляются с этой задачей. На уроках литературного чтения одним из основных приёмов осмысления полкченной информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся с трудом формулируют вопросы или не могут сформулировать вовсе. Методика «Ромашка Блума» направлена на то, чтобы помочь ребенку научиться задавать вопросы.
Психолог Б. Блум представил классификацию уровней познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС
«Ромашка Блума» как приём технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Ход мастер-класса
СЛАЙД . I. Презентация педагогического опыта учителя.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я вам продемонстрирую один из приёмов развития смыслового чтения, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум.
СЛАЙД Предложенная Б. Блумом теория разделяет образовательные цели на 3 группы: когнитивную, психомоторную и аффективную. То есть, данные цели можно обозначить как "Знаю", "Творю" и "Умею". В данном случае ребенку предлагается не готовое знание, а проблема. Ученик, опираюсь на свой опыт и знания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Прием получил название "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он основан на работе с текстом и может быть использован на разных ступенях обучения.
Очень важным при работе с текстом является осмысление полученной информации. Современные школьники далеко не всегда справляются с этой задачей. На уроках литературного чтения одним из основных приёмов осмысления полкченной информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся с трудом формулируют вопросы или не могут сформулировать вовсе. Методика «Ромашка Блума» направлена на то, чтобы помочь ребенку научиться задавать вопросы.
Психолог Б. Блум представил классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из них соответствует определённый тип вопросов, который ставит перед ребенком проблему:
- Знание – простые вопросы;
- Понимание – уточняющие;
- Применение – практические;
- Анализ – интерпретационные;
- Синтез – творческие;
- Оценка – оценочные.
СЛАЙД "Ромашка Блума" состоит из шести лепестков. Каждый лепесток в свою очередь содержит определенный тип вопроса. То есть, шесть лепестков = шесть вопросов:
СЛАЙД . Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, необходимо назвать определенные факты, вспомнить и воспроизвести информацию: "Что?", "Где?", "Когда?", "Как?". Вопрос нужно начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Эти вопросы как правило начинаются со слов: "Если я правильно понял, то …?", "То есть ты говоришь, что…?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Цель таких вопросов - предоставить ученику возможность для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Также иногда их можно задать с целью получить информацию, которая отсутствует в тексте, но подразумевается. Вопрос необходимо начать со слова – объясни…
Например, вопросы:
- «Вы имели ввиду, что …?»;
- «То есть ты говоришь, что …?»;
- «Можно ли считать, что …?».
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Такие вопросы часто строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему осенью опадают листья?».
Интерпретационные вопросы дают возможность найти новый подход к проблеме, получить более углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Отметим, что данные обучающие вопросы могут выполняют свою функцию только тогда, когда ребенок еще не знает ответа на него. В случае, если ученик уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
4. Творческие вопросы. Творческие вопросы
В данном виде вопросов всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз. В связи с этим, вопрос содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
- «Придумай, что случится, если …?»;
- «Что могло бы измениться …?»;
- «Какие события произойдут в рассказе после …?».
Ответы на такие вопросы хорошо развивают фантазию, а также помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
5. Практические вопросы. Необходимы для того, чтобы проверить связь теории и практики. Эти вопросы задаются, чтобы увидеть насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к определенной ситуации. Такой вопрос начинается со слова: «Предложи …»:
- «Предложи, что можно сделать из …?»;
- «Где еще можно использовать …?»;
- «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
6. Оценочные вопросы. Позволяют выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Оценочные вопросы задаются, начиная со слова: «Поделись …».
- «Поделись, как ты относишься к …?»;
- «Почему это хорошо или плохо?»;
- «Каким образом лучше поступить?».
Такие помогают задействовать эмоциональную сторону мышления и помогают лучше понять свои чувства и мысли. Также помогают научить задавать вопросы о более глубоких вещах, чем просто факты из текста.
Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках
Возможны два варианта:
•Вопросы учитель формулирует сам. Этот способ легкий и используется на первоначальной стадии, когда ученикам нужно показать примеры как работать с ромашкой.
•Вопросы формулируют учащиеся. Этот вариант требует подготовки от детей. Для этого нужен навык
СЛАЙД . Представление урока
1. Знакомство. Работа осуществляется в группах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.
2. Деление на группы по лепесткам ромашки (каждый цвет лепестка соответствует типу вопроса)
-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа будет работать по своему вопросу.
- У вас на столах лежат тексты рассказа Л.Н.Толстого «Акула» и карточка с типами вопросов, которые необходимо составить. Прошу прочитать произведение и приступить к составлению вопросов. Вам помогу клише. На первоначальном этапе использования данного приема лучше всего применять клише. Когда группа будет готова, поднимите руку.
3.Актуализация знаний
- А как вы знакомились друг с другом? (задавали вопросы)
Образец использования приема.
Чтение текста и составление к нему вопросов.
Размышление над текстом. Работа в группах.
-На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.
Первый вопрос простой, на него отвечаем односложно.
Второй вопрос уточняющий, он начинается словами
Если я правильно понял…
Далее – объясняющий вопрос
Почему?
Теперь вопрос творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.
Пятый вопрос – оценочный
Чем … отличается от …
Шестой лепесток-вопрос: свяжите теорию с практикой, дайте совет, рекомендацию.
Задание к группам
- Составьте вопросы по типам.
Рекомендации по использованию Ромашки Блума.
На уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
- Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
- Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
- Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
- Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
- Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
- Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.
IV. Заключительное слово педагога.
В заключении мне хотелось бы процетировать Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Благодарю вас, уважаемые коллеги, за работу и поддержку. Надеюсь, вам пригодится опыт в вашей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, о...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Испльзование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Развитие современной школы осуществляется посредством инноваций. Более подробно мне хочется остановиться на технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Технолог...

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития смыслового мышления на уроке литературного чтения по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»
Создание системы упражнений для развития у младших школьников умения задавать вопросы....