Мои разработки
план-конспект занятия (4 класс)

Ряплова Виктория Анатольевна

Мне очень хочется поделиться своими наработками — конспектами уроков и педагогическими планами. За время работы накопилось много материалов, в которые вложены не только усилия, но и поиск тех форм и приёмов, которые действительно «зажигают» интерес у учеников. Я верю, что обмен опытом — это путь к развитию не только для меня, но и для коллег, которые, возможно, найдут в моих идеях что-то полезное для себя, а я, в свою очередь, смогу обогатить свои подходы свежим взглядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryaplova_vneurochnoe_zanyatie_2_3.docx208.06 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект внеурочного занятия

Тема:«Как мы познаём мир»

Цель: создание благоприятных условий по расширению знаний окружающего мира через наблюдение и эксперимент, направленное на становление основ экологического сознания.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающей среде,неприятие действий, наносящих вред природе; воспитывать  способность внимательного отношения  к изменениям в природе.

Развивающие: развивать наблюдательность, познавательную активность, любознательность и самостоятельность в познании природных объектов и явлений; стимулировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать природные явления, устанавливать простые причинно-следственные связи; совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) при работе с информацией об окружающем мире.

Образовательные:закреплять и систематизировать знания о сезонных изменениях в природе, формировать представления о методах познания окружающего мира: «наблюдение» и «эксперимент»; обучать проведению несложных наблюдений и опытов по исследованию природных объектов и явлений;

Форма внеурочного занятия:комбинированное занятие-исследование с преобладанием практико-ориентированной и игровой формы.

Виды деятельности обучающихся на занятии:

коммуникативная деятельность (участие в учебном диалоге и обсуждении, слушание и понимание речи); познавательная деятельность (наблюдение); исследовательская деятельность (выдвижение гипотез, проведение опыта,  фиксация и анализ результатов); работа с информацией (чтение» визуальной информации; классификация и сравнение);регулятивная деятельность (самоконтроль и контроль по образцу; коррекция деятельности); практическая деятельность ( практическая работа (эксперимент), творческое применение). Рефлексивная (самооценка эмоционального состояния и активности).

Методы:

Метод проблемного изложения: Перед экспериментом создается проблемная ситуация («Как узнать, что будет?»), которая решается через выдвижение гипотез.

Частично-поисковый (эвристический) метод: Дети самостоятельно, под руководством педагога, находят ответы на вопросы (сравнивают снег и лёд, анализируют следы, делают выводы из опыта).

Исследовательский метод: Учащиеся выполняют роль учёных, самостоятельно проводя эксперимент по изучению свойств льда.

Игровой метод: Использование дидактических игр для актуализации знаний, тренировки внимания и закрепления понятий.

Метод дискуссии (элементы): Коллективное обсуждение результатов наблюдений и эксперимента.

Практический метод: Непосредственная работа с раздаточным материалом, проведение опыта.

Метод демонстрации: Показ видеофрагмента, фотографий, наглядных пособий (карточки, корзины).

Уровень достижения воспитательных результатов: 3-й уровень: получение опыта самостоятельного общественного действия.

Планируемые результаты:

Личностные:проявление познавательного интереса, активности и инициативности в изучении окружающего мира; готовность руководствоваться ценностью бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;становление ценностного отношения к родному краю и России, чувство сопричастности к её природному богатству.

Метапредметные:

Познавательные:умение проводить по предложенному плану несложное наблюдение и опыт для установления особенностей объекта изучения; умение находить закономерности в наблюдаемых фактах и данных;  умение работать с информацией об окружающем мире: извлекать, анализировать.

Коммуникативные:умение строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей, участвовать в обсуждении (диалоге) результатов наблюдений; умение воспринимать и формулировать суждения, корректно высказывать свое мнение, признавать возможность существования разных точек зрения.

Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия по её решению (наблюдение, эксперимент); умение осуществлять контроль по результату действия, корректировать свои действия при выполнении практической работы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соответствие полученных результатов поставленной цели.

Предметные:освоение базовых понятий «наблюдение», «эксперимент», «опыт»; получение первичных представлений о разнообразии природы; владение техникой простого наблюдения и фиксация выводов;понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире.

Оборудование и оформление:

  • Мультимедийный экран или доска для показа презентации/видео.
  • Карточки с крупными надписями: «НАБЛЮДЕНИЕ»«ЭКСПЕРИМЕНТ»«ГИПОТЕЗА»
  • Две нарисованные или вырезанные из бумаги «корзины» с соответствующими надписями для игры-сортировки.

Музыкальный/дидактический материал:

  • Подборка фотографий или слайдов для игр на внимание: «Следы на снегу» (3-4 разных варианта), «Морозные узоры» (крупный план).
  • Карточки с крупными надписями: «НАБЛЮДЕНИЕ»«ЭКСПЕРИМЕНТ»«ГИПОТЕЗА».
  • Две нарисованные или вырезанные из бумаги «корзины» с соответствующими надписями для игры-сортировки.

Ход занятия:

1. Организационный этап

1) Приветствие педагога:

У:. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не просто занятие, а настоящее научное путешествие!

2) Готовность к занятию:

У:. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим нашу готовность. У каждого на парте должно быть: прозрачный стаканчик с кусочком льда, стаканчик с теплой водой, краски, кисти, соль, ложечка, все остальное убираем с парт.

3) Мотивация:

У:.Ребята, мир вокруг нас — он как большая интересная книга. Но чтобы её прочитать, нужно знать волшебные буквы. Эти буквы — наши вопросы: "Почему?", "Как?", "Что будет, если?". Кто из вас сегодня готов задавать такие волшебные вопросы миру?»

О:.Дети выражают согласие.

У:.Прекрасно. Потому что сегодня мы будем учиться читать эту книгу природы вместе. Вы готовы?

О:. Да!

2. Подготовительный этап

1) Сообщение темы:

Подготовительный этап :

У:.Ребята, посмотрите на этот короткий фрагмент (показывает на экране 10-15 секундное видео, где крупным планом тает снежинка или идёт снег). Что вы видите? Что происходит?

О:.Снег тает! Вода капает!

У:.А как вы думаете, как мы можем узнать больше об этом процессе? Не просто увидеть, а понять его?

О:. Прочитать в книгах, посмотреть видео, спросить у кого-то.

У:.У учёных есть свои секретные способы. Сегодня мы их раскроем. Тема нашего занятия — «Как мы познаём мир».

2) Формулировка цели:

У:. Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

О:. Узнать как познаётся мир, кто в этом участвует.

У:. Верно. Цель нашего путешествия – стать на один день настоящими исследователями! Познакомится с способами познания окружающего мира.

3) Планирование деятельности:

У:.Сначала мы вспомним, что уже знаем о природе. Узнаем, чем наблюдение отличается от эксперимента. Затем потренируемся быть наблюдателями-поиграем в игру, где нужно быть очень внимательными. После этого мы превратимся  вэспериментаторов- проведём собственный опыт.

3. Основной этап

1) Актуализация имеющихся знаний:

У:.Ребята, какое сейчас время года за окном?

О:. Зима.

У:.Как вы поняли, что наступила зима?

О:.Увидели снег, почувствовали холод, надели тёплую одежду.

У:. Как преобразился мир с приходом зимы?

О:. Всё в снегу, реки скованы льдом, метели, мороз.

У:.Верно, вы обратили внимание, сопоставили факты. Это и есть начало научного пути!»

2) Актуализация опорных знаний:

Игра «Волшебный сугроб.

У:.Ребята, посмотрите, что это?

О:.Снег.

У: Верно, а это?

О:.Лёд.

У:.Верно. Я буду назвать вам характеристику, а ваша задача выйти к доске, определить к какому столбику мы её отнесем.

Прозрачный или мутный?

О:.Лёд.

У:.Верно. Белый?

О:.Снег.

У:.Верно.

Твёрдый?

О:.Лёд.

У:.Верно.

При сжатии может слипаться в комок?

О:.Снег.

У:.Верно.

Скользкий?

О:.Лëд.

У:.Верно. Вы справились с заданием, молодцы!

Picture backgroundPicture background

3)  изложение нового материала;

У:.Педагог вывешивает карточку «НАБЛЮДЕНИЕ». «Первый и самый важный инструмент учёного — это НАБЛЮДЕНИЕ. Это значит быть очень внимательным: долго рассматривать, слушать, чувствовать, ничего не меняя. Вы наблюдали, как падает снег? Как на стекле появляются морозные узоры?

О:. Да.

У:. Значит, вы уже немножко учёные-наблюдатели!»

У:. Вывешивает карточку «ЭКСПЕРИМЕНТ» «Но часто учёным хочется не просто посмотреть, а проверить: "А что БУДЕТ, если лёд нагреть?", "А можно ли нарисовать на снегу?". Тогда они проводят ЭКСПЕРИМЕНТ — специальный опыт, где они что-то делают с предметом и смотрят на результат. Сейчас мы с вами станем такими экспериментаторами!»

4) Закрепление полученных знаний (практическая часть – эксперимент):

У:.Объявляю нашу зимнюю лабораторию открытой!. Сегодня два задания: одно на наблюдение, другое — на эксперимент».

У:. Сейчас потренируемся быть наблюдателями- поиграем в игру. "Следы на снегу "

(Учитель показывает фотографии снежной поляны с несколькими видами следов: птичьи лапки, цепочка собачьих следов, следы человека.)

У:.Внимание на изображение! У вас есть 10 секунд, чтобы стать настоящими следопытами. Кто оставил свои следы на снегу?(Через 10 секунд изображение убирается.)

У:. Сейчас потренируемся быть наблюдателями- поиграем в игру. "Следы на снегу "

(Учитель показывает фотографии снежной поляны с несколькими видами следов: птичьи лапки, цепочка собачьих следов, следы человека.)

У:.Внимание на изображение! У вас есть 10 секунд, чтобы стать настоящими следопытами. Кто оставил свои следы на снегу?(Через 10 секунд изображение убирается.)

У:.Первая фотография. Чьи это следы?

О:.Следы человека, собаки.

У:.Верно. Смотрим следующую.

О:.Чьи это следы, ребята?

У:.Эти следы оставил зайчик.

0:.Верно, вы очень внимательные.

У:.Смотрим следующую.

Чью же это следы?

О:.Человека и птичек.

У:.Верно. Что могут рассказать эти следы наблюдателю?

О:. Кто и куда шёл, как давно.

Вы справились с заданием, но это ещё не всё, нам предстоит ещё быть наблюдателями.

У:.Следующее задание называется "Ледяные узоры на снегу"

(Учитель показывает фотографию фото морозного узора)

У:.Посмотрите на это волшебное стекло. Зима -настоящая художница.

Давайте рассмотрим, какие картины она здесь нарисовала?

О:. Рассматривают

У:. На что похожи узоры?

О:.На снежинки, на листья папоротника, на веточки кустов, на перья.

У:. Всё узоры  одинаковые  или разные?

О:. Разные.

У:. Верно.

Откуда, как вам кажется, начинается рисунок?

О:. С угла, с верху, с низу.

У:. Хорошо. Вы смогли рассмотреть красотку!

Теперь вы готовы  не только наблюдать, но и залатать главный вопрос учëного:" А что будет, если...? "- и переходить к эксперименту.

Эксперимент «Превращения льда»

Оборудование на каждого ребенка/на пару:

  1. Прозрачный пластиковый стаканчик 
  2. Чайная ложка с небольшим количеством тёплой воды.
  3. Блюдце или крышечка с небольшим количеством поваренной соли (½ чайной ложки).
  4. Кисточка и краски.
  5. Бумажное полотенце для уборки.

Ход проведения эксперимента:

Постановка проблемы и выдвижение гипотез.

У:.Ребята, прежде чем мы начнем наш опыт, я хочу познакомить вас с одним словом. Это слово — ГИПОТЕЗА. Кто-нибудь слышал такое слово?

О:.Да.

У:. На самом деле вы им пользуетесь каждый день, просто не знали, что оно так называется. Вот представьте: вы просыпаетесь утром, видите за окном серые тучи. И что вы думаете?

О:. Что будет дождь.

У:. Точно! Но вы же точно не знаете, пойдет дождь или нет? Вы это предполагаете. Или вы чувствуете запах блинов. Ваша догадка? От куда он появился?

О:. Мама печет блины.

У:.Совершенно верно! Это и есть гипотеза — это наше предположение, догадка, основанная на том, что мы уже видим или знаем. Ученый, прежде чем начать опыт, всегда говорит: «А я предполагаю, что будет вот так!» И потом проверяет, прав ли он. Давайте и мы сейчас сделаем научное предположение — выдвинем гипотезу.

У:. «Что, по-вашему, случится со льдом, если капнуть на него тёплой водой? Давайте выскажем своё предположение — это и будет наша первая гипотеза».

О:.Он растает, Потечёт, Станет мокрым.

У:.Правильно, большинство думает, что он начнёт таять. Нашагипотеза: Тёплая вода заставляет лёд таять быстрее. Давайте проверим!

1.

1.Воздействие тёплой водой:
«Возьмите пипетку (ложечку) и капните 2-3 капли тёплой воды прямо на середину вашего льдинки. Внимательно смотрите, что происходит на том месте, куда попала вода».

О:. Проверят.

У:. Мы были с вами правы? Подтвердилась наши гипотеза?

О:.Да.

У:.Педагог показывает соль. «А это — необычный помощник. Это обычная соль. Как вы думаете, что произойдет со льдом, если посыпать его солью? Ваши предположения?»

О:.Станет солёным, Ничего, Растает.

У:. Интересные идеи! Некоторые думают, что он растает. Давайте зафиксируем и эту гипотезу: Соль может растапливать лёд. Проверим и её!»

2.Теперь возьмите щепотку соли и посыпьте её на другой участок вашего льда. Можно даже немного вдавить. Смотрите не отрываясь! «Что вы видите и слышите сейчас? Где лёд тает быстрее: от воды или от соли?

О:. От соли.

У:.3. Воздействие краской (творческий этап и углубление наблюдения):
«А теперь самый красивый этап! Окуните кисточку в краску и коснитесь ею того места на льду, где вы насыпали соль, или просто капните на любую трещинку».

О:.Действия детей и наблюдения: Дети видят, как яркая краска начинает растекаться по образовавшимся от соли бороздкам и трещинам, создавая причудливые узоры. Она проникает внутрь льда, окрашивая талую воду.

У:.Куда побежала краска? Почему она так красиво растеклась? 

О:.Потому что соль проделала в льду дорожки и каналы.

У:.Вы не просто раскрасили лёд, вы увидели и сделали видимыми те изменения, которые произвела соль!

У:.Давайте подведем итоги нашего эксперимента. Что мы сегодня сделали? Мы не просто смотрели на лёд (это было бы наблюдение), а активно с ним работали. Мы его меняли! Мы проверяли наши предположения — гипотезы. И что мы узнали?

О:.Вывод 1: Тёплая вода заставляет лёд таять.

Вывод 2: Соль заставляет лёд таять ещё быстрее, разрушая его и создавая трещинки.

Вывод 3: В эти трещинки может проникать краска (или вода), и мы можем увидеть скрытые изменения.

У:.Это и был самый настоящий НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: мы задали вопрос «Что будет, если…?», предположили ответ, провели опыт, внимательно всё рассмотрели и сделали вывод.

4)  закрепление полученных знаний

У:.  Игра-сортировка «Корзина открытий» (наглядно-практическое)

На доске — две большие корзины (бумаги). На одной надпись/символ:  НАБЛЮДЕНИЕ. На другой: ЭКСПЕРИМЕНТ. Педагог показывает или называет действия/факты, дети решают, в какую корзину их «положить».  У меня есть волшебная корзина, куда я собрала все наши сегодняшние действия. Помогите мне их рассортировать! Если действие подходит для наблюдателя — кладём в левую корзину, если для экспериментатора — в правую.

У:.Рвссматривать морозный узор?

О:.  Наблюдение.

У:.Посыпать соль на лёд?

О:. Эксперимент.

У:.Рассматривать следы на снегу?

О:.Наблюдение.

У:.Капнуть краску, чтобы увидеть трещинки во льду?

О:. Эксперимент.

У:. Налить воду ко льду?

О:. Эксперимент

У:.Верно, ребята, вы справились с заданием.

Заключительный

1)  подведение итога занятия

У:.Давайте вспомним, какими двумя волшебными инструментами мы пользовались?

О:.«Наблюдение» и «Эксперимент»

У:.Чем они отличаются?

О:.Наблюдение- это значит быть очень внимательным: долго рассматривать, слушать, чувствовать, ничего не меняя. Эксперимент- специальный опыт, где что-то делают с предметом и смотрят на результат.

У:.Верно, Молодцы!. А с каким новым словом мы сегодня познакомились?

О: Гипотеза. Это наше предположение.

У: Совершенно верно! Сегодня вы все были в роли учёных: внимательными наблюдателями и смелыми экспериментаторами. Вы доказали, что познавать мир — это очень увлекательно!

2)  рефлексия

У:.Оцените свою работу. Если вам было интересно и тепло на нашей зимней станции — обнимите себя за плечи. Если было сложно, но вы справились — похлопайте себя по плечу. А если вы хотите дома поэкспериментировать с солью и льдом на морозе — поднимите вверх большой палец, как настоящий исследователь!

У:.Наше занятие закончено. Но наблюдать за зимой можно каждый день: за следами на снегу, за сосульками, за поведением птиц у кормушки. Будьте внимательны, и зима откроет вам все свои секреты. Спасибо за прекрасную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...