Мои разработки
план-конспект занятия (4 класс)
Мне очень хочется поделиться своими наработками — конспектами уроков и педагогическими планами. За время работы накопилось много материалов, в которые вложены не только усилия, но и поиск тех форм и приёмов, которые действительно «зажигают» интерес у учеников. Я верю, что обмен опытом — это путь к развитию не только для меня, но и для коллег, которые, возможно, найдут в моих идеях что-то полезное для себя, а я, в свою очередь, смогу обогатить свои подходы свежим взглядом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 208.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект внеурочного занятия
Тема:«Как мы познаём мир»
Цель: создание благоприятных условий по расширению знаний окружающего мира через наблюдение и эксперимент, направленное на становление основ экологического сознания.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающей среде,неприятие действий, наносящих вред природе; воспитывать способность внимательного отношения к изменениям в природе.
Развивающие: развивать наблюдательность, познавательную активность, любознательность и самостоятельность в познании природных объектов и явлений; стимулировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать природные явления, устанавливать простые причинно-следственные связи; совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) при работе с информацией об окружающем мире.
Образовательные:закреплять и систематизировать знания о сезонных изменениях в природе, формировать представления о методах познания окружающего мира: «наблюдение» и «эксперимент»; обучать проведению несложных наблюдений и опытов по исследованию природных объектов и явлений;
Форма внеурочного занятия:комбинированное занятие-исследование с преобладанием практико-ориентированной и игровой формы.
Виды деятельности обучающихся на занятии:
коммуникативная деятельность (участие в учебном диалоге и обсуждении, слушание и понимание речи); познавательная деятельность (наблюдение); исследовательская деятельность (выдвижение гипотез, проведение опыта, фиксация и анализ результатов); работа с информацией (чтение» визуальной информации; классификация и сравнение);регулятивная деятельность (самоконтроль и контроль по образцу; коррекция деятельности); практическая деятельность ( практическая работа (эксперимент), творческое применение). Рефлексивная (самооценка эмоционального состояния и активности).
Методы:
Метод проблемного изложения: Перед экспериментом создается проблемная ситуация («Как узнать, что будет?»), которая решается через выдвижение гипотез.
Частично-поисковый (эвристический) метод: Дети самостоятельно, под руководством педагога, находят ответы на вопросы (сравнивают снег и лёд, анализируют следы, делают выводы из опыта).
Исследовательский метод: Учащиеся выполняют роль учёных, самостоятельно проводя эксперимент по изучению свойств льда.
Игровой метод: Использование дидактических игр для актуализации знаний, тренировки внимания и закрепления понятий.
Метод дискуссии (элементы): Коллективное обсуждение результатов наблюдений и эксперимента.
Практический метод: Непосредственная работа с раздаточным материалом, проведение опыта.
Метод демонстрации: Показ видеофрагмента, фотографий, наглядных пособий (карточки, корзины).
Уровень достижения воспитательных результатов: 3-й уровень: получение опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые результаты:
Личностные:проявление познавательного интереса, активности и инициативности в изучении окружающего мира; готовность руководствоваться ценностью бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;становление ценностного отношения к родному краю и России, чувство сопричастности к её природному богатству.
Метапредметные:
Познавательные:умение проводить по предложенному плану несложное наблюдение и опыт для установления особенностей объекта изучения; умение находить закономерности в наблюдаемых фактах и данных; умение работать с информацией об окружающем мире: извлекать, анализировать.
Коммуникативные:умение строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей, участвовать в обсуждении (диалоге) результатов наблюдений; умение воспринимать и формулировать суждения, корректно высказывать свое мнение, признавать возможность существования разных точек зрения.
Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия по её решению (наблюдение, эксперимент); умение осуществлять контроль по результату действия, корректировать свои действия при выполнении практической работы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соответствие полученных результатов поставленной цели.
Предметные:освоение базовых понятий «наблюдение», «эксперимент», «опыт»; получение первичных представлений о разнообразии природы; владение техникой простого наблюдения и фиксация выводов;понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире.
Оборудование и оформление:
- Мультимедийный экран или доска для показа презентации/видео.
- Карточки с крупными надписями: «НАБЛЮДЕНИЕ», «ЭКСПЕРИМЕНТ», «ГИПОТЕЗА»
- Две нарисованные или вырезанные из бумаги «корзины» с соответствующими надписями для игры-сортировки.
Музыкальный/дидактический материал:
- Подборка фотографий или слайдов для игр на внимание: «Следы на снегу» (3-4 разных варианта), «Морозные узоры» (крупный план).
- Карточки с крупными надписями: «НАБЛЮДЕНИЕ», «ЭКСПЕРИМЕНТ», «ГИПОТЕЗА».
- Две нарисованные или вырезанные из бумаги «корзины» с соответствующими надписями для игры-сортировки.
Ход занятия:
1. Организационный этап
1) Приветствие педагога:
У:. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не просто занятие, а настоящее научное путешествие!
2) Готовность к занятию:
У:. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим нашу готовность. У каждого на парте должно быть: прозрачный стаканчик с кусочком льда, стаканчик с теплой водой, краски, кисти, соль, ложечка, все остальное убираем с парт.
3) Мотивация:
У:.Ребята, мир вокруг нас — он как большая интересная книга. Но чтобы её прочитать, нужно знать волшебные буквы. Эти буквы — наши вопросы: "Почему?", "Как?", "Что будет, если?". Кто из вас сегодня готов задавать такие волшебные вопросы миру?»
О:.Дети выражают согласие.
У:.Прекрасно. Потому что сегодня мы будем учиться читать эту книгу природы вместе. Вы готовы?
О:. Да!
2. Подготовительный этап
1) Сообщение темы:
Подготовительный этап :
У:.Ребята, посмотрите на этот короткий фрагмент (показывает на экране 10-15 секундное видео, где крупным планом тает снежинка или идёт снег). Что вы видите? Что происходит?
О:.Снег тает! Вода капает!
У:.А как вы думаете, как мы можем узнать больше об этом процессе? Не просто увидеть, а понять его?
О:. Прочитать в книгах, посмотреть видео, спросить у кого-то.
У:.У учёных есть свои секретные способы. Сегодня мы их раскроем. Тема нашего занятия — «Как мы познаём мир».
2) Формулировка цели:
У:. Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
О:. Узнать как познаётся мир, кто в этом участвует.
У:. Верно. Цель нашего путешествия – стать на один день настоящими исследователями! Познакомится с способами познания окружающего мира.
3) Планирование деятельности:
У:.Сначала мы вспомним, что уже знаем о природе. Узнаем, чем наблюдение отличается от эксперимента. Затем потренируемся быть наблюдателями-поиграем в игру, где нужно быть очень внимательными. После этого мы превратимся вэспериментаторов- проведём собственный опыт.
3. Основной этап
1) Актуализация имеющихся знаний:
У:.Ребята, какое сейчас время года за окном?
О:. Зима.
У:.Как вы поняли, что наступила зима?
О:.Увидели снег, почувствовали холод, надели тёплую одежду.
У:. Как преобразился мир с приходом зимы?
О:. Всё в снегу, реки скованы льдом, метели, мороз.
У:.Верно, вы обратили внимание, сопоставили факты. Это и есть начало научного пути!»
2) Актуализация опорных знаний:
Игра «Волшебный сугроб.
У:.Ребята, посмотрите, что это?
О:.Снег.
У: Верно, а это?
О:.Лёд.
У:.Верно. Я буду назвать вам характеристику, а ваша задача выйти к доске, определить к какому столбику мы её отнесем.
Прозрачный или мутный?
О:.Лёд.
У:.Верно. Белый?
О:.Снег.
У:.Верно.
Твёрдый?
О:.Лёд.
У:.Верно.
При сжатии может слипаться в комок?
О:.Снег.
У:.Верно.
Скользкий?
О:.Лëд.
У:.Верно. Вы справились с заданием, молодцы!
3) изложение нового материала;
У:.Педагог вывешивает карточку «НАБЛЮДЕНИЕ». «Первый и самый важный инструмент учёного — это НАБЛЮДЕНИЕ. Это значит быть очень внимательным: долго рассматривать, слушать, чувствовать, ничего не меняя. Вы наблюдали, как падает снег? Как на стекле появляются морозные узоры?
О:. Да.
У:. Значит, вы уже немножко учёные-наблюдатели!»
У:. Вывешивает карточку «ЭКСПЕРИМЕНТ» «Но часто учёным хочется не просто посмотреть, а проверить: "А что БУДЕТ, если лёд нагреть?", "А можно ли нарисовать на снегу?". Тогда они проводят ЭКСПЕРИМЕНТ — специальный опыт, где они что-то делают с предметом и смотрят на результат. Сейчас мы с вами станем такими экспериментаторами!»
4) Закрепление полученных знаний (практическая часть – эксперимент):
У:.Объявляю нашу зимнюю лабораторию открытой!. Сегодня два задания: одно на наблюдение, другое — на эксперимент».
У:. Сейчас потренируемся быть наблюдателями- поиграем в игру. "Следы на снегу "
(Учитель показывает фотографии снежной поляны с несколькими видами следов: птичьи лапки, цепочка собачьих следов, следы человека.)
У:.Внимание на изображение! У вас есть 10 секунд, чтобы стать настоящими следопытами. Кто оставил свои следы на снегу?(Через 10 секунд изображение убирается.)
У:. Сейчас потренируемся быть наблюдателями- поиграем в игру. "Следы на снегу "
(Учитель показывает фотографии снежной поляны с несколькими видами следов: птичьи лапки, цепочка собачьих следов, следы человека.)
У:.Внимание на изображение! У вас есть 10 секунд, чтобы стать настоящими следопытами. Кто оставил свои следы на снегу?(Через 10 секунд изображение убирается.)
У:.Первая фотография. Чьи это следы?
О:.Следы человека, собаки.
У:.Верно. Смотрим следующую.
О:.Чьи это следы, ребята?
У:.Эти следы оставил зайчик.
0:.Верно, вы очень внимательные.
У:.Смотрим следующую.
Чью же это следы?
О:.Человека и птичек.
У:.Верно. Что могут рассказать эти следы наблюдателю?
О:. Кто и куда шёл, как давно.
Вы справились с заданием, но это ещё не всё, нам предстоит ещё быть наблюдателями.
У:.Следующее задание называется "Ледяные узоры на снегу"
(Учитель показывает фотографию фото морозного узора)
У:.Посмотрите на это волшебное стекло. Зима -настоящая художница.
Давайте рассмотрим, какие картины она здесь нарисовала?
О:. Рассматривают
У:. На что похожи узоры?
О:.На снежинки, на листья папоротника, на веточки кустов, на перья.
У:. Всё узоры одинаковые или разные?
О:. Разные.
У:. Верно.
Откуда, как вам кажется, начинается рисунок?
О:. С угла, с верху, с низу.
У:. Хорошо. Вы смогли рассмотреть красотку!
Теперь вы готовы не только наблюдать, но и залатать главный вопрос учëного:" А что будет, если...? "- и переходить к эксперименту.
Эксперимент «Превращения льда»
Оборудование на каждого ребенка/на пару:
- Прозрачный пластиковый стаканчик
- Чайная ложка с небольшим количеством тёплой воды.
- Блюдце или крышечка с небольшим количеством поваренной соли (½ чайной ложки).
- Кисточка и краски.
- Бумажное полотенце для уборки.
Ход проведения эксперимента:
Постановка проблемы и выдвижение гипотез.
У:.Ребята, прежде чем мы начнем наш опыт, я хочу познакомить вас с одним словом. Это слово — ГИПОТЕЗА. Кто-нибудь слышал такое слово?
О:.Да.
У:. На самом деле вы им пользуетесь каждый день, просто не знали, что оно так называется. Вот представьте: вы просыпаетесь утром, видите за окном серые тучи. И что вы думаете?
О:. Что будет дождь.
У:. Точно! Но вы же точно не знаете, пойдет дождь или нет? Вы это предполагаете. Или вы чувствуете запах блинов. Ваша догадка? От куда он появился?
О:. Мама печет блины.
У:.Совершенно верно! Это и есть гипотеза — это наше предположение, догадка, основанная на том, что мы уже видим или знаем. Ученый, прежде чем начать опыт, всегда говорит: «А я предполагаю, что будет вот так!» И потом проверяет, прав ли он. Давайте и мы сейчас сделаем научное предположение — выдвинем гипотезу.
У:. «Что, по-вашему, случится со льдом, если капнуть на него тёплой водой? Давайте выскажем своё предположение — это и будет наша первая гипотеза».
О:.Он растает, Потечёт, Станет мокрым.
У:.Правильно, большинство думает, что он начнёт таять. Нашагипотеза: Тёплая вода заставляет лёд таять быстрее. Давайте проверим!
1.
1.Воздействие тёплой водой:
«Возьмите пипетку (ложечку) и капните 2-3 капли тёплой воды прямо на середину вашего льдинки. Внимательно смотрите, что происходит на том месте, куда попала вода».
О:. Проверят.
У:. Мы были с вами правы? Подтвердилась наши гипотеза?
О:.Да.
У:.Педагог показывает соль. «А это — необычный помощник. Это обычная соль. Как вы думаете, что произойдет со льдом, если посыпать его солью? Ваши предположения?»
О:.Станет солёным, Ничего, Растает.
У:. Интересные идеи! Некоторые думают, что он растает. Давайте зафиксируем и эту гипотезу: Соль может растапливать лёд. Проверим и её!»
2.Теперь возьмите щепотку соли и посыпьте её на другой участок вашего льда. Можно даже немного вдавить. Смотрите не отрываясь! «Что вы видите и слышите сейчас? Где лёд тает быстрее: от воды или от соли?
О:. От соли.
У:.3. Воздействие краской (творческий этап и углубление наблюдения):
«А теперь самый красивый этап! Окуните кисточку в краску и коснитесь ею того места на льду, где вы насыпали соль, или просто капните на любую трещинку».
О:.Действия детей и наблюдения: Дети видят, как яркая краска начинает растекаться по образовавшимся от соли бороздкам и трещинам, создавая причудливые узоры. Она проникает внутрь льда, окрашивая талую воду.
У:.Куда побежала краска? Почему она так красиво растеклась?
О:.Потому что соль проделала в льду дорожки и каналы.
У:.Вы не просто раскрасили лёд, вы увидели и сделали видимыми те изменения, которые произвела соль!
У:.Давайте подведем итоги нашего эксперимента. Что мы сегодня сделали? Мы не просто смотрели на лёд (это было бы наблюдение), а активно с ним работали. Мы его меняли! Мы проверяли наши предположения — гипотезы. И что мы узнали?
О:.Вывод 1: Тёплая вода заставляет лёд таять.
Вывод 2: Соль заставляет лёд таять ещё быстрее, разрушая его и создавая трещинки.
Вывод 3: В эти трещинки может проникать краска (или вода), и мы можем увидеть скрытые изменения.
У:.Это и был самый настоящий НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: мы задали вопрос «Что будет, если…?», предположили ответ, провели опыт, внимательно всё рассмотрели и сделали вывод.
4) закрепление полученных знаний
У:. Игра-сортировка «Корзина открытий» (наглядно-практическое)
На доске — две большие корзины (бумаги). На одной надпись/символ: НАБЛЮДЕНИЕ. На другой: ЭКСПЕРИМЕНТ. Педагог показывает или называет действия/факты, дети решают, в какую корзину их «положить». У меня есть волшебная корзина, куда я собрала все наши сегодняшние действия. Помогите мне их рассортировать! Если действие подходит для наблюдателя — кладём в левую корзину, если для экспериментатора — в правую.
У:.Рвссматривать морозный узор?
О:. Наблюдение.
У:.Посыпать соль на лёд?
О:. Эксперимент.
У:.Рассматривать следы на снегу?
О:.Наблюдение.
У:.Капнуть краску, чтобы увидеть трещинки во льду?
О:. Эксперимент.
У:. Налить воду ко льду?
О:. Эксперимент
У:.Верно, ребята, вы справились с заданием.
Заключительный
1) подведение итога занятия
У:.Давайте вспомним, какими двумя волшебными инструментами мы пользовались?
О:.«Наблюдение» и «Эксперимент»
У:.Чем они отличаются?
О:.Наблюдение- это значит быть очень внимательным: долго рассматривать, слушать, чувствовать, ничего не меняя. Эксперимент- специальный опыт, где что-то делают с предметом и смотрят на результат.
У:.Верно, Молодцы!. А с каким новым словом мы сегодня познакомились?
О: Гипотеза. Это наше предположение.
У: Совершенно верно! Сегодня вы все были в роли учёных: внимательными наблюдателями и смелыми экспериментаторами. Вы доказали, что познавать мир — это очень увлекательно!
2) рефлексия
У:.Оцените свою работу. Если вам было интересно и тепло на нашей зимней станции — обнимите себя за плечи. Если было сложно, но вы справились — похлопайте себя по плечу. А если вы хотите дома поэкспериментировать с солью и льдом на морозе — поднимите вверх большой палец, как настоящий исследователь!
У:.Наше занятие закончено. Но наблюдать за зимой можно каждый день: за следами на снегу, за сосульками, за поведением птиц у кормушки. Будьте внимательны, и зима откроет вам все свои секреты. Спасибо за прекрасную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...


