Рабочая программа внеурочной деятельности.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс : " Грамотный читатель".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
02-01
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Грамотный читатель», коммуникативное направление_____
(направление и наименование внеурочной деятельности )
Уровень общего образования___________________________________
___начальное общее образование, 1 В класс______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _____33__________
Учитель Маркарян Евгения Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы В.И Максаковой «Организация воспитания младших школьников» Москва, 2003 – 253 с.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1 В класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- авторской программы В.И Максаковой «Организация воспитания младших школьников» Москва, 2003 – 253 с.
- Устав школы.
- Основная образовательная программа НОО МБОУ Багаевской СОШ № 3
- Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2023 – 2024 учебный год;
- Календарный учебный график МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2023-2024 учебный год.
- Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
формирование у школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Задачи:
- Сформировать у детей универсальные учебные действия (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне.
- Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
- Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
- Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
- Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.
Место направления внеурочной деятельности в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в 1 В классе - в количестве 33 часов (1 час в неделю).
Но согласно календарному учебному графику МБОУ Багаевской СОШ №3, занятия, выпавшие на праздничные дни (9 мая), не планирую. Таким образом, рабочая программа курса будет пройдена за 33 часа за счет резервных занятий.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание направления внеурочной деятельности
Основы этикета поведения и общения
1. Речь и этикет
- Понятие речи. Речь и информация. Речь и эмоция. Речь и взаимопомощь людей.
- Функции речи в жизни человека.
- Виды речи. Устная и письменная речь.
- Понятие вежливости. Вежливость как проявление уважения к другому человеку. Вежливость как выражение добрых отношений к человеку. Вежливость и добрые слова. Вежливость речи и вежливость поступка.
- Понятие этикета. Вежливость и этикет. Важность этикета в жизни общества.
- Роль. Постоянные и временные роли. Роль и правила поведения, ей соответствующие. Роль и вежливость.
- Говорящий и слушающий. Содержание речи. Цели речи.
2. Качества речи
- Громкость речи. Понятие громкости речи. Речь громкая, средняя и тихая.
- Зависимость громкости речи от ситуации, содержания высказывания, эмоций человека, расстояния до слушателей, количества слушателей. Ситуации, требующие громкой и тихой речи.
- Понятие темпа речи. Быстрый, средний и медленный темп речи. Ситуации, требующие разного темпа речи. Зависимость темпа речи от ситуации. Зависимость темпа речи от эмоции, от содержания высказывания.
- Тембр речи. Понятие тембра. Индивидуальная окраска голоса. Голос высокий и низкий, уверенный и робкий, грубый и ласковый. Изображение речи других людей, персонажей сказок.
- Тон речи. Понятие тона речи. Тон как оттенок звучащей речи. Тон вежливый, доброжелательный и тон грубый. Тон просительный, извиняющийся, возмущенный, огорченный, одобрительный, восторженный, радостный, нежный и др. Тон и ситуация речи. Тон речи и вежливость.
- Несловесное общение. Понятие несловесного общения. «Помощники» устной речи, их функции. Понятие жеста, мимики. Взгляд, поза. Громкость речи, темп речи как средства несловесного общения. Паузы. Интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная).
- Скороговорки как средство улучшения дикции и чистоты речи.
3. Речевой этикет
- Приветствие. Функции приветствия. Кого, как и когда надо приветствовать. Формулы приветствия. Приветствие краткое и развернутое. Различия в приветствии родных, знакомых и незнакомых, сверстников и взрослых. Формулы ответа на приветствие.
- Прощание. Функция прощания. Формулы прощания. Формулы ответа на прощание. Прощание краткое и развернутое. Прощание и пожелание. Различия в прощании с родными, знакомыми и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. С кем надо прощаться. Формулы ответа на прощание.
- Благодарность. Функции благодарности. За что надо благодарить. Формулы благодарности. Формулы ответа на благодарность. Благодарность краткая и развернутая.
- Обращение, вступление в контакт. Функции обращения: привлечение внимания, характеристика собеседника. Формулы обращения. Обращение вежливое, уважительное и грубое. Обращение на ты и вы, их различие и функции. Зависимость обращения от того, к кому обращаются: к ровеснику или старшему, к родным, знакомым или незнакомым.
- Имя человека. Различные формы личных имен. Имена полные, краткие, ласкательные. Обращение по имени, имени и отчеству, фамилии.
4. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
- Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.
- Правила общения в школе. Приветствие и прощание с учителями и ребятами. Вежливость на уроке. Вежливая просьба. Извинение. Поведение на перемене. Вежливость в общении мальчиков и девочек.
- Разговор на улице со знакомыми и незнакомыми. Как разговаривать со своими друзьями в общественном месте. Громкость разговора на улице. Как задавать вопросы незнакомым взрослым.
- Как вести себя, когда разговор ведут взрослые.
- Как вести себя в магазине. Как разговаривать с продавцом, кассиром (приветствие, просьба, вопросы, благодарность).
- По окончании первого класса учащиеся должны знать:
- виды речи;
- функции речи в жизни человека;
- цели речи;
- понятие этикета и вежливости;
- основные правила вежливого общения в семье, в школе, со знакомыми и незнакомыми, с мальчиками и девочками, в магазине.
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема внеурочного занятия | Количест во часов | Дата проведения занятия | |
По плану | По факту | |||
1 | Для чего нужна речь? | 1 | ||
2 | Слово сообщает, веселит, утешает. | 1 | ||
3 | Какой бывает речь? | 1 | ||
4 | Вежливость- уважение другого человека. | 1 | ||
5 | Понятие об этикете. | 1 | ||
6 | Семь наших «я» | 1 | ||
7 | Постоянные и временные роли | 1 | ||
8 | Что? Кто? Кому? Как? | 1 | ||
9 | Почему? Зачем? | 1 | ||
10 | Громко или тихо? | 1 | ||
11 | Быстро или медленно | 1 | ||
12 | Повторим без запинки | 1 | ||
13 | Индивидуальная окраска голоса | 1 | ||
14 | Общение с помощью жестов | 1 | ||
15 | Помощники устной речи | 1 | ||
16 | Помощники устной речи | 1 | ||
17 | Различаем тон человека | 1 | ||
18 | Какой тон лучше? | 1 | ||
19 | Вы сказали «здравствуйте» | 1 | ||
20 | Приветствие родных и знакомых | 1 | ||
21 | Как люди прощаются? | 1 | ||
22 | Я «спасибо говорю», если вас благодарю | 1 | ||
23 | Хочу пообщаться! | 1 | ||
24 | Человек и его имя. | 1 | ||
25 | Я и моя семья | 1 | ||
26 | Я – ученик | 1 | ||
27 | Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми. | 1 | ||
28 | Я- покупатель | 1 | ||
29 | Ролевая игра «Вежливый слон» | 1 | ||
30 | Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | ||
31 | « Мы вежливые ребята » | 1 | ||
32 | Обобщающее занятие | 1 | ||
33 | Для чего нужна речь? | 1 | ||
РАЗДЕЛ № 3
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
• личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 1 -м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в конкретной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий (далее - УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- строить простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- употреблять вежливые слова в изученных стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, обращение;
- произносить заданные фразы с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
- изменять громкость и темп речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- изменять тембр речи при изображении речи персонажей сказок и литературных произведений;
- использовать открытые жесты, приветливую мимику,
- изменять тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- четко произносить не менее 5 скороговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» Направление: Проектная деятельность 1-4 классы
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Основы исследовательскойдеятельности»Направление: Проект...


