Рабочафя программа ПДД
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасные дороги» для учащихся 1–4 классов, реализуемая в ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж». Программа направлена на формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, изучение Правил дорожного движения и основ первой помощи. Включает теоретические занятия, практические тренировки, творческие и массовые мероприятия. Рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю). Соответствует требованиям ФГОС НОО и ориентирована на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Безопасные дороги»
на уровень 1-4 классов начального общего образования
Срок освоения 2025-2026 учебный год
Белгород 2026 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Безопасные дороги» для 1–4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способности к привычному и естественному соблюдению правил безопасного поведения на дороге.
В рабочую программу внесена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Основная цель программы:
формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, способных обеспечить ребёнку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные задачи программы:
Образовательные задачи изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах:
• повысить у учащихся уровень знаний по ПДД РФ;
• формировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
• формировать культуру поведения в общественном транспорте;
• формировать мотивационно-поведенческую культуру ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой;
• помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
• оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие задачи:
• развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• способствовать развитию у учащихся таких качеств, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
• вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
• формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика курса
Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей и подростков.
Основными причинами ДТП с детьми являются недисциплинированность учащихся и незнание ими Правил дорожного движения. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Программа «Безопасные дороги» направлена не на механическое заучивание ПДД, а на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей форме с использованием игровых технологий, которые позволяют учащимся включиться в практическую деятельность и усвоить опыт безопасного поведения на дорогах.
Программа реализуется через три основных вида деятельности:
1. Теоретическое обучение правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
2. Творческие работы учащихся (изучение иллюстраций, плакатов, выполнение заданий).
3. Практическая отработка навыков безопасного поведения с использованием игр и специальных упражнений.
Место курса в учебном плане
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности, форма организации – кружок. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Оптимальное количество детей в группе – 12–15 человек.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- Осознание личной ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих на дороге.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: Умение самостоятельно планировать безопасный маршрут, оценивать правильность выполнения действий на дороге, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: Умение анализировать дорожную ситуацию, выделять существенные признаки знаков и разметки, использовать знаково-символические средства (дорожные знаки) для решения задач.
Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (игры, инсценировки), формулировать собственное мнение о поведении на дороге.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- Различать основные группы дорожных знаков, сигналы светофора и регулировщика.
- Применять правила безопасного перехода проезжей части, поведения в транспорте и на остановке.
- Выбирать безопасный путь из дома в школу и обратно.
- Называть основные действия по оказанию первой помощи при ссадинах и ушибах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Пропагандировать правила безопасности среди сверстников и младших школьников.
- Ориентироваться в сложных дорожных ситуациях (перекрестки, дворовые территории).
- Оказывать первую помощь при носовом кровотечении.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||
1. | Вводные понятия | 2 | 1 | 1 |
Знакомство с программой. Правила безопасности на занятиях | 1 | 1 | - | |
Практикум: «Наш школьный двор и дорога» (экскурсия) | 1 | - | 1 | |
2. | История ПДД и дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
История возникновения правил и видов транспорта | 1 | 1 | - | |
Творческая работа «Транспорт будущего» (проект, рисунок) | 1 | - | 1 | |
3. | Изучение правил дорожного движения | 16 | 12 | 4 |
Участники дорожного движения. Общие обязанности | 1 | 1 | - | |
Дорожные знаки: группы и назначение | 1 | 1 | - | |
Светофор и его сигналы. Сигналы регулировщика | 1 | 1 | - | |
Пешеходный переход. Правила перехода проезжей части | 1 | 1 | - | |
Дорожная разметка и ее значение | 1 | 1 | - | |
Правила для пассажиров общественного транспорта | 1 | 1 | - | |
Правила для велосипедистов и пользователей СИМ | 1 | 1 | - | |
«Дорожные ловушки»: опасные ситуации во дворе | 1 | 1 | - | |
Практикум на транспортной площадке: «Юный пешеход» | 1 | - | 1 | |
Практикум на транспортной площадке: «Юный велосипедист» | 1 | - | 1 | |
Игра-викторина «Знатоки ПДД» | 1 | 1 | - | |
Создание памятки «Мой безопасный путь» | 1 | 1 | - | |
Конкурс кроссвордов и ребусов по ПДД | 1 | 1 | - | |
Подготовка и проведение занятия для первоклассников | 1 | - | 1 | |
Решение ситуационных задач по ПДД | 1 | 1 | - | |
Тестирование по итогам раздела | 1 | - | 1 | |
4. | Основы оказания первой помощи | 5 | 2 | 3 |
Первая помощь: что это? Аптечка, вызов экстренных служб (112) | 1 | 1 | - | |
Помощь при ссадинах, порезах, ушибах | 1 | 1 | - | |
Практикум: наложение простой повязки | 1 | - | 1 | |
Помощь при носовом кровотечении | 1 | - | 1 | |
Игра-квест «Спасатель» | 1 | - | 1 | |
5. | Традиционно-массовые мероприятия | 7 | 4 | 3 |
Подготовка агитбригады «Светофор» | 1 | 1 | - | |
Выступление агитбригады перед учащихся школы | 1 | - | 1 | |
Конкурс плакатов «Безопасность на дороге» | 1 | 1 | - | |
Акция «Засветись!» (изготовление фликеров) | 1 | - | 1 | |
Семейная викторина «Папа, мама, я – ПДД знающая семья» | 1 | 1 | - | |
Подготовка к школьному этапу «Безопасное колесо» | 1 | 1 | - | |
Организация и проведение игры по станциям для 1-2 классов | 1 | - | 1 | |
6. | Итоговый модуль. Безопасный маршрут и культура поведение | 2 | 1 | 1 |
Проект: разработка индивидуального маршрута «Дом-Школа-Дом» | 1 | 1 | - | |
Итоговое занятие-праздник. Подведение итогов. Награждение. | 1 | - | 1 | |
Итого | 34 | 21 | 13 | |
Содержание курса: I год обучения
Раздел I. Вводные занятия (2 часа)
Теория (1 час). Введение в образовательную программу кружка «Безопасные дороги». Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы в адаптированной форме (использование пиктограмм, визуального расписания). Обсуждение важности знаний ПДД для личной безопасности. Инструктаж по правилам безопасного поведения с повторением ключевых фраз и наглядной демонстрацией.
Практика (1 час). Ознакомительная экскурсия «Наш школьный двор и прилегающая дорога». Наблюдение за дорожным движением с безопасной, заранее определенной точки. Обсуждение увиденного с опорой на конкретные, наблюдаемые объекты (машина, знак, «зебра»).
Раздел II. История ПДД и дорожного движения (2 часа)
Теория (1 час). История возникновения правил дорожного движения. Знакомство с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) через яркие, крупные изображения и макеты. Просмотр коротких видеороликов (3-5 мин) о старинном и современном транспорте.
Практика (1 час). Творческая работа по выбору: раскрашивание шаблона «Транспорт будущего», создание коллажа из готовых картинок, тактильное исследование и сортировка моделей машинок (старые/новые).
Раздел III. Изучение Правил дорожного движения (16 часов)
Теория (12 часов). Изучение ПДД строится по принципу «от простого к сложному» с постоянным повторением и закреплением на практике в упрощенных условиях.
- Участники дорожного движения. Изучение через ролевые игры с опорой на карточки-символы (силуэт пешехода, машины, автобуса). Ключевой вопрос: «Кто ты на дороге?».
- Дорожные знаки. Изучение 3-5 основных знаков за занятие («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено») через их сопоставление с крупными, цветными пиктограммами и реальными ситуациями на макете.
- Светофор. Работа с двусторонним макетом светофора (красный-зеленый). Отработка устойчивой связи «красный – стоим», «зеленый – идем» через многократное повторение в игровой форме.
- Пешеходный переход. Моделирование перехода на макете улицы с игрушечными фигурками. Использование тактильной дорожной разметки (аппликация из бархатной бумаги, обозначающая «зебру»).
- Правила для пассажиров. Разыгрывание сценок «Посадка в автобус» с использованием стульев. Закрепление алгоритма: «держимся за поручень», «садимся на сиденье».
- «Дорожные ловушки». Разбор ситуаций на картинках с четким разделением «опасно»/«безопасно». Использование предупреждающих символов (большой восклицательный знак).
Практика (4 часа).
- Практикум «Юный пешеход». Индивидуальная отработка перехода по размеченной площадке с физической поддержкой или голосовым сопровождением тьютора («Стой», «Смотри», «Иди»). Использование звукового светофора для детей с нарушениями зрения.
- Практикум «Юный велосипедист». Для части детей задание может быть заменено на управление педальной машиной или отработку сигналов поворота рукой на месте. Акцент на безопасной экипировке (шлем).
- Создание памятки. Составление индивидуальной карты-схемы с наклейками (дом, школа, знаки) вместо рисунка. Использование готовых шаблонов.
- Подготовка занятия для первоклассников. Участие в качестве помощников педагога: раздача материалов, демонстрация знака (по образцу).
Раздел IV. Основы оказания первой помощи (5 часов)
Теория (2 часа). Упрощенный курс: изучение двух понятий – «ранка» и «аптечка». Показ, что находится в аптечке (пластырь, бинт). Алгоритм из 2-3 шагов: «Позвать взрослого», «Показать, где болит», «Приложить пластырь к ранке» (на кукле).
Практика (3 часа). Отработка навыка громко звать на помощь. Игра «Помоги мишке»: наложение пластыря на нарисованную «ранку» на лапе игрушки. Сортировка предметов: «что лежит в аптечке» (пластырь, бинт) и «что нет» (карандаш, машинка).
Раздел V. Традиционно-массовые мероприятия (7 часов)
Практика (7 часов). Участие адаптировано под возможности каждого ребенка.
- Агитбригада. Ребенок может участвовать в массовке с одним атрибутом (шарик определенного цвета), выполнять простое синхронное движение или произносить одну общую реплику хором.
- Конкурс плакатов. Использование техник, не требующих мелкой моторики: печать ладонью, рисование губкой, работа с крупными элементами на липучках (составление знака).
- Акция «Засветись!». Украшение готового фликера-браслета крупными стикерами, наклейками. Отработка навыка его надевания на руку или портфель.
- Семейная викторина. Участие в команде с родителями. Для ребенка может быть подготовлен индивидуальный вопрос с визуальным выбором ответа («Покажи, где правильно переходить дорогу?» – выбор из 2 картинок).
- Игра по станциям. Прохождение 1-2 специально подготовленных станций с упрощенными заданиями (прокатить мяч по «зебре», отнести знак на нужное место на магнитной доске).
Раздел VI. Итоговый модуль (2 часа)
Практика (2 часа).
- Проект «Мой безопасный маршрут». Совместное с педагогом или родителем прохождение реального короткого маршрута (например, от крыльца школы до спортивной площадки). Фиксация маршрута фотографиями и составление фото-книжки «Мой путь».
- Итоговое занятие-праздник. Создание ситуации успеха для каждого ребенка. Вручение персональных сертификатов или медалей («Я знаю светофор», «Я внимательный пешеход»). Совместная чаепитие или просмотр мультфильма по ПДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств и компетенций:
- Развитие и совершенствование практических навыков безопасного поведения на дороге, основ первой помощи, формирование самостоятельности и ответственности в принятии правильных решений в дорожных ситуациях.
- Формирование устойчивых, осознанных моделей поведения на дорогах и в общественном транспорте, а также алгоритмов действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Формирование системы прочных теоретических знаний Правил дорожного движения Российской Федерации.
- Воспитание убеждённости в необходимости строгого соблюдения ПДД и формирование активной социальной позиции в их пропаганде среди сверстников и младших школьников как основы сохранения жизни и здоровья.
- Развитие внимательности, наблюдательности, предупредительности и вежливости во взаимоотношениях всех участников дорожного движения.
- Формирование устойчивого интереса к активным формам досуга, связанным с соблюдением ПДД (велоспорт, самокат), и содействие повышению уровня физической подготовки и спортивного мастерства в данных дисциплинах.
- Создание условий для сокращения детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе по вине детей и подростков, через формирование стойкой внутренней установки на безопасность.
Формы и виды контроля
Контроль результатов освоения программы носит комплексный, диагностический и преимущественно деятельностный характер, позволяющий оценить как теоретические знания, так и сформированность практических умений:
- Стартовая диагностика (беседа, анкетирование, анализ начальных знаний).
- Текущий контроль:
- Наблюдение за активностью и правильностью выполнения заданий на занятиях.
- Решение ситуационных задач и тестов (в том числе с использованием визуальных материалов).
- Анализ продуктов творческой и проектной деятельности (рисунки, плакаты, памятки, модели).
- Промежуточный контроль (тематический):
- Конкурсы (рисунков, плакатов, кроссвордов, чтецов).
- Викторины и игры-соревнования («Знатоки ПДД», «Своя игра»).
- Практические зачеты на транспортной площадке («Фигурное вождение», «Безопасный переход»).
- Итоговый контроль:
- Выступление агитбригады (оценка командной работы, усвоения и творческой подачи материала).
- Защита индивидуального или группового проекта «Мой безопасный маршрут».
- Участие в соревнованиях («Безопасное колесо» — школьный этап).
- Итоговое игровое занятие-квест с выполнением комплексных заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |||||||||||||||||||||
#1041;иблиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| |||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
