Интегрированный урок по русскому языку и кубановедению для 1 класса
план-конспект урока по теме

Косенко Оксана Александровна

Интегрированный урок по русскому языку и кубановедению  для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Интегрированный урок по русскому языку и кубановедению  для 1 класса.

 Подготовила учитель начальных классов Косенко О.А.

Тема : " Правописание заглавной буквы в именах собственных. Животные Кубани."

Цель урока :

-познакомить с написание большой буквы в именах собственных;

- орфографический тренинг написания прописной буквы в фамилиях, именах,  отчествах людей, кличках животных;

-расширять кругозор учащихся о животных родного края,

-воспитывать бережное отношению к природе Кубани.

Оборудование: презентация "Животные Кубани"

      Ход урока

Характеристика деятельности уч-ся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8.

9

10.

Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять.

Хорошо запоминать.

Каллиграфическая минутка.

а) письмо строчных букв м/ м/ м/    л/л/л/

б)письмо заглавных и строчных букв Лл /Мм

Работа по теме урока.

 Создание  проблемной учебной ситуации.

Предложения  написаны на доске

-Ребята, Маша и Миша  написали предложение, но кто-то из них допустил ошибки. Как вы думаете, кто написал правильно и почему ? Обоснуйте свой ответ.

 Маша : У алеши жили кот пушок и собака жучка.

Миша: У Алеши жили кот Пушок и собака Жучка.

- Ребята , вы правы . Правильно написал  предложение Миша. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Учитель называет тему урока и цели.

- Тема нашего урока " Правописание заглавной буквы в именах собственных. Животные Кубани."

Цель урока: научиться применять правило написания заглавной буквы в именах собственных. Расширить знания о животных родного края.

Работа над новой темой.

Работа в группах. Учащиеся разделены на три группы. Каждой группе учитель читает загадку, все учащиеся записывают отгадку в тетрадь столбиком .

а) чтение загадок учителем:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.( Медведь)                   Слайд №2

Гладишь- ласкается.

Дразнишь -кусается. (Собака)                              Слайд №3

Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символом мира

И любят , и чтут. (Голубь)        Слайд №4

Сведения о животных.

Медведь.

Прежде, чем лечь в берлогу, путает свои следы, как заяц. Берлогу- яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева выстилает травой, сухим папоротником. Ложится в берлогу до первого снега. прикрывая морду лапой, спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Говорят, что зимой медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведей сходит старая грубая кожа, а молодая- нежная, нуждается в согревании. Поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь- шатун. Бурый мишка- ловкий рыболов, охотник. Любит забавы. Он числится в 5 самых способных к дрессировке животных. В январе- феврале у медведиц появляются малыши( размером с рукавичку). До осени не расстаются малыши с матерью , а потом становятся самостоятельными.

 Собака.

 Самый верный и первый друг человека еще с древних времен. Родоначальником большинства пород собак был волк. Сейчас насчитывается более 400 разных пород. С давних пор живет собака с человеком. Охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Что ни порода, то своя специальность :

Кавказская овчарка- пастух;

Бульдог и боксер- сторожа;

Гончая- охотник на зверя;

Ньюфаундленд- водолаз, служба спасения на водах;

Сенбернар- служба спасения в горах.

Когда метель настигла путника в Швейцарских Альпах, на поиски заблудившегося высылался сенбернар. К спине собаки привязывалось одеяло. Почуяв человека, засыпанного снегом, сенбернар своими сильными лапами раскапывал снег. Были собаки, которые спасли 20,30 человек. Имя собаки, спасшей 40 человек , выбито на камне. Звали его Барри. Перед институтом им. академика Павлова в Санкт- Петербурге стоит памятник собаки. Благодаря опытам над собаками академик Павлов узнал. как работает головной мозг, как он болеет и как его надо лечить.

Собака послужила медицине, географии. Весь Север вдоль и поперек истоптан собачьим лапами. Не ледокол, не самолет доставили первого человека на северный полюс, а упряжка собак.

Первыми, кто разведал дорогу к звездам, были тоже собаки. Лайка- самый " первый космонавт".

Голуби.

Предком всех современных голубей был дикий сизый голубь. Голубя называют птицей мира. Согласно легенде бог войны Марс не стал воевать, потому что голубка свила гнездо в его боевом шлеме. Грозный воин не решился разорять гнездо птицы, и война была предотвращена. С этого момента  голубь стал символом мира и дружбы. А у древних евреев- символом любви. Почтовые голуби были связистами во время 1-й Мировой и ВО войн.  Под ураганным огнем, порой даже тяжело раненые , они выполняли свое задание. Многие из них так отличились во время 1-й Мировой войны, что были награждены боевыми орденами.

Внешний облик : разной величины, маленькая голова, короткая шея, ноги. Клюв тонкий, перья жесткие, закругленные. По способу питания голуби делятся на зерноядных и фруктоядных.

Полет голубя быстрый, могут преодолевать значительные расстояния.

        

б)придумать клички к записанным животным.

В тетради у учащихся следующая запись:

медведь ...Михайло

собака...   Лайка

голубь...Айс

- Давайте скажем , когда пишется заглавная буква, посмотрев на запись в тетради. (В кличках животных).

-Сейчас вы послушаете стихотворение "Большая буква" и скажите в каких случаях тоже надо писать заглавную букву.

Ученик читает наизусть стихотворение " Большая буква"

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв- подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги

Но почему? За какие заслуги ?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

 Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая- совсем не пустяк,

В букве большой уважения- знак.

Учащиеся делают вывод о написании большой буквы в именах собственных.

Физминутка. Движения и слова под музыку.

Отдых нам физкультминутка

Занимай свои места.

Шаг на месте, левой, правой.

Раз и два, раз и два.

Прямо спину все держите, 1 и 2, 1и 2.

И под ноги не смотрите,

1и2,1и 2.

Только в лес мы все зашли, появились комары,

Руки вверх -хлопок над головой,

 Руки вниз- хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем, и медведя мы встречаем,

Руки за голову кладем и в развалочку идем.

Снова дальше мы идем перед нами- водоем.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее

1 и 2, 1и 2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Орфографический тренинг.

Игра " Узнай имена сказочных героев"

Записывают имена героев сказок в тетрадь.      Слайд №5-9

Закрепление изученного материала.

Прочитайте текст. Выпишите из текста предложения  с именами собственными.

                                        Школьники.

       Вера Смирнова и Олег Дроздов - школьники. Они живут в деревне Дубки. Ребята любят животных. У Веры есть кошка Маркиза. У Олега- собака Рекс.

Взаимопроверка работ. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы.

Рефлексия.

- Над какой орфограммой вы сегодня работали на уроке?

-У кого из вас была трудность в понимании темы урока, поднимите красную карточку.

- Кто сомневался в написании заглавной буквы, поднимите желтую карточку.

-Кому было на уроке легко и все понято, поднимите зеленую карточку.

Сравнить написание строчных букв, называть их сходство и различие.

Аргументировать свою точку зрения

Ориентироваться в целях и задачах урока, обосновывать свой выбор, фиксировать место орфограммы.

Высказывать предположение

Ответы учащихся.

Использовать правило написания собственных имен при решении практических задач.

Учиться работать в группах

Учащиеся каждой группы рассказывают интересные и познавательные сведения  об угаданном животном. Понимать представленную информацию, осуществлять поиск нужной информации.

Уметь формулировать свои мысли в предложения и правильно излагать свои мысли и информацию, уметь работать с энциклопедическим сведениями.

Понимать информацию

Объяснять написания слов.

Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

Обосновывать применение правила

Уметь слушать информацию и находить основное

Анализировать и делать вывод

Выполнять движения под музыку, произносить слова разминки по памяти, уметь расслабляться.

Контролировать действия партнера

Фиксировать место орфограммы. Использовать правило

Осуществлять поиск нужной информации

Выбирать предложения с заданной информацией

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Исправлять допущенные ошибки.

Анализировать свою работу ,уметь высказываться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Открытый интегрированный урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Обобщение знаний о глаголе»

В данной работе представлен конспект интегрированного урока по русскому языку в 4 классе. Урок построен на использовании алгоритма "Написания безударных окончаний глаголов", учащиеся работают с произв...

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 1 классе: «Безударная гласная».

     Формирование  умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формир...

«Обобщение об известных опасностях письма. Тепло родного дома» Интегрированный урок по русскому языку в 3 классе по программе «Гармония»

Урок обобщения и закрепления изученных знаний, подготовительный к диктанту.Это  урок-игра "Умники и умницы".  На уроке был создан эмоциональный настрой. Было дано значение слова "дом"....