Золотина И. В. Краеведческий материал на уроках математики
статья по теме

Золотина Ирина Вячеславовна

Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_material_na_urokakh_matematiki.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий материал на уроках математики

        Бытует мнение, что краеведческую работу достаточно вести на уроках окружающего мира. У меня на этот счет совершенно иное мнение: компоненты краеведения нужно включать и в уроки изобразительного искусства, и технологии, и даже математики. Использование краеведческого материала на уроках не только пробуждает интерес к своему краю, народу, но и позволяет активизировать познавательную деятельность, повысить интерес к изучаемому предмету, качество знаний. Внедрение в учебно-познавательный процесс регионального компонента способствует решению многих задач. Краеведческий материал формирует у учащихся адекватную  современному уровню знаний картину мира, расширяет эти знания.  Местный материал способствует развитию природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, пробуждает интерес к исследовательской деятельности по изучению своего края.

        Цель моей работы – привитие любви к родному краю, родной культуре и повышение качества обучения ребенка в школе. В 1 классе для развития зрительной, оперативной (кратковременной) памяти на уроках математики провожу зрительные диктанты, показываю фигуры и знаки, которые даны в цветной таблице, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти. Постепенно время показа сокращаю, а задания усложняю. Для проведения таких диктантов использую элементы русского орнамента. После проверки выполненного рассказываю о данном орнаменте: как он называется, где применялся и почему именно такие цвета здесь использованы.

        В третьем классе при проведении минуток чистописания на уроках математики записываю числа, например, 1850 и 2014. Детям задаю вопрос: «О чем говорят вам эти числа?» Первое число – это год основания нашего города. Если же ребята затрудняются, сообщаю об этом я. А догадаться о втором числе уже не составит никакого труда. После того, как дети уже напишут эти числа в тетради, вычисляем, сколько лет исполнилось нашему городу в этом году, сколько лет будет ему в следующем году, через 5-10 лет, через 1 век или через следующее тысячелетие. Узнаем, сколько было ему год назад, 9, 20, 50, 46 лет назад.

        Собранный краеведческий материал сгруппирован в папках – материал для минуток чистописания; материал для устного счета; текстовые задачи. Подобраны задания типа:

  1. Сколько городов в нашей области? Чтобы узнать это, вы должны, определив закономерность изменения чисел в ряду, найти следующее число: 11, 22, 33, 44, 55, 66 …
  2. На доске висят картины, изображающие разные города нашей страны. Под каждой картиной записано число. Запишите в тетради только те числа, котрые обозначают города нашей области. Уменьшите каждое число в 2 раза. Каким общим словом можно назвать все эти числа? (четные)
  3. В таблице указаны годы основания городов нашей области. Какой город самый молодой? Какой – самый старший? Напишите эти даты в порядке возрастания. Уменьшите каждое число на 1 единицу, на 2 десятка, на 3 сотни, на 1 тысячу.

Пешеход шел со скоростью 6 км/ч и за 2 часа добрался от Химок до Сходни. Найдите расстояние между этими городами.

Закреплению полученных знаний о своем регионе помогают следующие задания: в 1) Московской области 77 городов, в Москве 12 административных округов. Начертите отрезки, взяв за изображение одного города или округа линию длиной 1 мм.

2) В Химках 27 школ, это на 35 меньше, чем  детских садов. Сколько детских садов Химках?

Краеведческая работа не ограничивается рамками уроков математики. Вместе с родителями мы проводим различные внеклассные мероприятия. Проходят встречи с деятелями культуры, совершаем экскурсии по памятным местам нашего края, посещаем музеи и театры.

Воспитать высоконравственного человека, бережно относящегося к природе и культуре своего народа, мы можем лишь тогда, когда семья, школа и другие общественные организации будут сообща. Но затрудняет работу отсутствие необходимых учебно-методических пособий. Но тем не менее, эта работа того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...

Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов

Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...

Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики

В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Автор делится опытом  формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном  с историей Петербурга....

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...