Мусульманские праздники
план-конспект урока (4 класс) на тему

Кокорева Валентина Ивановна

Методическая разработка урока составлена по учебнику «Основы религиозных культур народов России» по редакцией А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова. На этом уроке учащиеся узнают о мусульманских праздниках, как они их празднуют, чему учат мусульманские праздники. Разработка будет интересна и полезна для учителей, классных руководителей, студентов педагогического колледжа, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdniki_-_kopiya.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Конспект урока  по ОРКСЭ

4 класс

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров

«Основы религиозных культур народов России»

Модуль «Основы мировых религиозных культур народов России»

                                             

Аннотация

Методическая разработка урока составлена по учебнику «Основы религиозных культур народов России» по редакцией А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова. На этом уроке учащиеся узнают о мусульманских праздниках, как они их празднуют, чему учат мусульманские праздники. Разработка будет интересна и полезна для учителей, классных руководителей, студентов педагогического колледжа, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образования.

Тема: Мусульманские праздники.

                                                                                         

Цель урока: рассказать о главных исламских праздниках, познакомиться подробно с ними.                                                                                                                            

Задачи урока: - познакомиться с главными исламскими праздниками; с мусульманским календарем;

- развивать представление о мусульманских праздниках, как мусульмане их празднуют, умение отличить праздник по картинкам и рассказать о нем;                                                    

- воспитывать у обучающихся чувство толерантности к представителям разных религиозных конфессий, внимательность, любознательность.

Словарик урока: Разговение - религиозное действие по значению глагола разговляться, разговеться; приём скоромной пищи в первый раз после поста; также результат такого действия

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы религиозных культур народов России» 4 класс, автор А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, словарь Ожегова, эадания-кроссворды, задания для закрепления, презентация «Мусульманские праздники», видеоролик «Матерь городов Мекка», телевизор, выставочный материал по теме, смайлики, 4 коробочки, стихотворение о религии, политическая карта мира, стенд «Сабантуй»

     

                                                   Ход урока                                                                                                                            

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, какую религию мы с вами изучаем? Нужно показать по карте родину ислама. (Учащиеся выходят к доске к политической карте мира и показывают Аравийский полуостров и город Мекку.)

   

Учащиеся сидят группами - по 4 человека. На партах лежат кроссворды с заданиями и вместе разгадывают. Проверка ведется по слайду № 2 презентации. Вопросы:

1.   Самый почитаемый день у мусульман.

2.   Священная книга мусульман.

3.   Как называется религия у мусульман?

4.   Ежедневные молитвы у мусульман.

5.   Уход Мухаммада из Мекки в Медину.                                                                          

6.   Как звали маму Мухаммада?                                                                                      

7.   Правила жизни обязательные для всех мусульман.

8.   Религиозное пожертвование мусульман в пользу бедных.

Расскажите товарищу по парте о праздниках, которые празднуются в вашей семье. Спрашиваю о праздниках семейных.

О каких праздниках мы сегодня будем беседовать? (о мусульманских праздниках) Какую цель мы поставим перед собой? (узнать какие праздники у мусульман есть, как они их празднуют, чему учат мусульманские праздники?)

III. Формирование новых знаний и умений      

1. Учитель: Важную роль в жизни мусульман играет календарь. (показывает учитель мусульманский календарь.) Вокруг него строится вся религиозная жизнь верующих. Мусульманский календарь ориентирован на движение Луны. Лунный календарь мусульман, так же как и христианский, содержит 12 месяцев.  Мусульмане стали вести счет от года Хиджры, когда христианскому календарю наступил 622 год.                      

Все религиозные праздники мусульман определяются по Лунному календарю. Он        основывается на Коране. Соблюдение лунного календаря - священная обязанность    каждого мусульманина. Самый важный для мусульман считается девятый месяц Рамадан - месяц поста.  В последний, двенадцатый месяц года совершается паломничество в Мекку - хадж, что и отражено в его названии, которое в переводе означает «месяц хаджа». Слайд №3-6

Рассказываю о Альфинур Гарифовне, которая совершила паломничество в Мекку в 2010 году и показвает учитель сувенир, привезенный ею из Мекки.

2.  Просмотр видеоролика «Матерь городов Мекка» по телевизору. Вопрос учителя: что вы увидели уже знакомое нам? (Каабу, мечеть, намаз совершают мусульмане)

3. Праздники ислама

- Что значат праздники для мусульман?

           

Чтение вслух по цепочке, стр. 85 учебника.

Учащиеся по ходу изучения записывают названия праздников в тетрадь. Слайд №1.

1.Праздник «Новый год» - сообщение учащегося.Слайд №7.

2.Праздник «Рождение пророка Мухаммада » - сообщение учащегося. Слайд №8

3.Праздник «Ночь прощения» - рассказывает учитель. Слайд №9

4.Праздник «Ночь могущества»  - знакомит учитель. Слайд №10

 

Физминутка (проводит ученик).

5.Праздник «Разговения». Работа со словарем Ожегова- найти значение слова разговеться и прочитать. Сообщение учащегося по празднику. Слайд №11.

6.Праздник «Жертвоприношения - Курбан-Байрам» - сообщение учащегося. Слайды №12-14

Учитель рассказывает о пятнице - еженедельном празднике мусульман о табличках с надписями на арабском языке. Слайды№14-15.

4. Экскурсия по выставочному материалу. А сейчас мы с вами по бываем в мусульманском музее и послушаем экскурсовода. (Дети принесли на урок  головные уборы мусульман, четки, коврики для намаза, книги, платья женские, сувениры)

Ученица - экскурсовод рассказывают про одежду, головные уборы мусульман, национальные блюда. (На столе стоит самовар с пиалами и тарелка с баурсаком, тарелка с похлавой.)

IV. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа в группах по карточкам.

Карточка № 1

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 2

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 3

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 4

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 5

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 5

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Заслушивание ответов учащихся.

Учитель: Мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама. Узнали, как проводятся эти праздники. Все они учат добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков. Я думаю, что этот урок не оставил никого равнодушным. Послушаем  стихотворение Даниила Андреева

Буддисты, мусульмане, христиане,

Давайте в Мире дружно жить,

 На Библии молиться иль Коране,

 И Веру каждого священно чтить.

Един ли Бог? Да, безусловно, да!

 Иного в Мире просто быть не может.

И, если вдруг случается беда,

 Мы Богу молимся и знаем: Он поможет!

Простую истину давно пора понять:

При множестве религий Бог един.

 Не нужно мир на части разделять,

 Если Творец всеобщий Господин.

Молитесь, люди Богу ежедневно,

Пусть Тьму со Злом одолевает Свет,

 Тогда увидим все мы непременно,

 Счастливый мир без войн, несчастий, бед

Пусть в мире будет множество религий,

 Все будут знать, что Бог для всех един,

 Лишь Он о нас все знает, всех нас видит,

 Лишь Он один Творец и Господин.

Буддисты, мусульмане, христиане.

Не нужно кровью землю орошать.

 Наш дом - Земля, давайте же, земляне,

Друг друга чтить, любить и понимать.

Анализ стихотворения с учащимися: О чем стихотворение? (О дружбе , о едином Боге, о вере в Бога.) Учитель рассказывает о празднике «Сабантуй» по стенду с фотографиями по проведению этого праздника, доказывая, что праздник всеобщий : и мусульман, и христиан.

 V. Домашнее задание.

1 задание: Параграф 11, вопросы.

2. задание: узнать у родителей как правильно совершается намаз и в какое время суток.

3. задание: подготовить сообщение, презентацию по строению и внутреннему убранству мечети

VI. Рефлексия урока

Положить в коробочку смайл, выражающий настроение ваше на  уроке и оценку урока.

Список литературы:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

2. Ислам: религия, общество и государство. М., 1984

3. Ислам: Энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991

4. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981

Интернет – источники

  1. http://dumso.ru/ Духовное управление Саратовской области
  2. http://www.ansar.ru/ Мусульманский информационно-аналитический портал
  3. http://www.muslim.ru/ Официальный сайт совета муфтиев России

Кокорева Валентина Ивановна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мусульманские праздники

Презентация к уроку № курса ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры". Презентация составлена к учебному пособию Д.И.Латышиной....

Презентация "Мусульманские праздники"

презентация к уроку "Мусульманские праздники"...

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы   религиозных культур и светской этики"...

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс Тема:"Мусульманские праздники и памятные дни"

Презентация  Тема:"Мусульманские праздники и памятные дни"...

Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"

Праздник православного праздника - Пасха....

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Семейные праздники: « Праздник красок», « Праздник друзей».(1 класс)

Семейные праздники для первоклассников не требуют от учителя большой подготовки, что не мало важно в наше время, но дают возможность помочь современной семье в деле воспитания, предупредить появление ...