Конспекты уроков :"Праздники в нашем доме:день рождения, день ангела". "Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы".
план-конспект урока по теме

Гридунова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела.

ЦЕЛИ:

1) Способствовать раскрытию понятий: Ангел Хранитель, святой.

2) Способность  развитию стремления покаяться в совершённых неблаговидных поступках.

3) Создать условия для формирования познавательного интереса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, вернее отрывок из него. О чем он?

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

И месяц, и звезды, и тучи толпой

 Внимали той песне святой.

(Фон Д. Бортнянский «Господь, просвещение мое»),

- О чем мог петь ангел?

(Ответы детей)

- Рассмотрите изображение ангела на иконе конца 12в.  Что вы можете рассказать?

(Иконописец изобразил ангела юношей с длинными вьющимися волосами с огромными грустными глазами, в которых прослеживается умиротворение, всепрощение, боль, которую он принял от людей).

- Что вы знаете об ангелах? ( Ответы детей).

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Священник Ярослав Шипов так говорит об ангелах: Мы веруем, что Господь создал не только видимый нам мир, но и таинственный, сокровенный для нас, бесплотный мир, в котором пребывают совершенные творения — Ангелы.

Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию, и поэтому они неизреченно прекрасны и бессмертны. Слово «Ангел» означает «посланник», и, если Бог посылает Ангела на землю, его нельзя остановить ни стенами, ни замками, ни дверями, и появляется он возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи.

Иногда мы видим Ангела своими очами или очами души, когда он приходит к нам во сне. «Если младенец во сне засмеется, значит, он видит своего Ангела», — говорил схимонах Паисий Афонский. Появление Ангела воочию ослепительно и вызывает страх у тех, кто его видит. Так были испуганы жены-мироносицы, когда пришли ко Гробу Господню и увидели вместо мертвого Христа блистающего Ангела, который сказал им о чуде воскресения Христа.

Когда апостола Петра заключили в тюрьму, заковали в цепи и поставили рядом вооруженных часовых, ночью по темнице разлился тихий благодатный свет, из которого явился Ангел Господень. Цепи сами собой свалились с рук и ног Петра, и Ангел неслышно провел его мимо нескольких часовых. Железные ворота тюрьмы бесшумно открылись, и Петр оказался на свободе.

Однажды ветхозаветный царь-язычник Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь трех юношей, верующих не в золотых идолов, а в Бога. Когда же царь и его наместники глянули в бушующее пламя, они с ужасом увидели, что огонь не имеет никакой силы над юношами, даже волосы на головах их не были опалены. Самое же страшное для царя было то, что между теми тремя в огне находился еще кто-то в блистающих, как солнце, одеждах. Это был Ангел, которого Бог послал для спасения всех верующих в Него.

Святой  Иоанн Златоуст утверждал, что только верующий имеет рядом с собой Ангела-хранителя, в то время как неверующий живет по своей воле и под властью дьявола. Перед святым крещением в огласительных молитвах священник просит Бога отогнать от   новообращенного   всякого   нечистого и злого духа, повергнуть сатану под ноги его и послать ему «Ангела светла»,

С этого момента Ангел-хранитель становится самым верным нашим другом и защитником и неотступно пребывает рядом с нами, если только мы не прогоняем его лукавыми делами, поскольку: «Как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-хранителя», — говорил святой Василий Великий.

Ангел-хранитель утешает нас в скорбях, смягчает наши боли, сострадает нам и радуется, когда мы каемся в грехах. Он защищает нас от видимых и невидимых врагов, в этом он настолько силен, что один может справиться с целым войском. Заботу о нашем спасении Ангелы совершают с готовностью и радостью. Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого, всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наши молитвы, покаяния и добрые дела, — все это рождается и совершается по внушению незримого кроткого Ангела-хранителя.

В то время когда мы, увлеченные мирской суетой, перестаем слушать своего Ангела и впадаем в грех, наш хранитель отходит от нас, плачет и, наблюдая со стороны, просит Бога, чтобы он потерпел и помедлил с наказанием. И Господь милосердный никогда не отказывает ему в просьбах.

Святые отцы утверждают, что Ангел-хранитель записывает в свитки все наши добрые и грешные дела, которые потом, после нашего ухода из этого мира, он прочтет перед Господом, и оттого, чего больше в этом списке — доброго или злого, Господь наградит нашу душу блаженством рая или низвергнет в пучину ада.

А потому будем во всем полагаться на нашего доброго Ангела-хранителя и молиться ему: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

У каждого человека кроме Ангела-хранителя есть еще один святой покровитель: это святой человек, имя которого он носит. Когда при крещении человеку дают (нарекают) имя, он получает святого помощника на всю жизнь. Поэтому надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь, и стараться подражать ему в поступках и в мыслях. К святому также можно обращаться за помощью специальными словами, которые, как мы уже знаем, называются молитвой.

 Именины – день рождения вашего святого покровителя.

4. Этап проверки домашнего задания.

- Дома вы попытались найти материал о своих святых помощниках. Расскажите о них. (Ответы детей)

Многое о святых можно узнать из жития.

- Что вы знаете об этом литературном жанре?

Житие – литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. В житии рассказывается в определенной последовательности о жизни святого. Сначала о его родителях, потом о младенчестве, детстве, юности и так далее. Житие состоит из 3-х частей. Первая часть – вступление, в котором автор обращается к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

5. Этап применения знаний и способов действий.

Расскажите, какие литературные произведения вы выучили наизусть.

В небесах, закатом освещенных,

С золотыми копьями в руках,

В белых и лазоревых хитонах

 Ангелы стоят на облаках...

Темен воздух, населенный бесами, — Страшен блеск налитых кровью глаз…

Если бы не Ангелы небесные, —

 Не спастись бы никому из нас.

* * *

 Добрый крылатый дух,

Данный мне Богом друг,

Ангел-хранитель мой,

Трудно тебе со мной.

Трудно с собой и мне,

Можно сойти с ума:

Чую — горю в огне...

 Вижу — объемлет тьма...

 Ты налетал как смерч,

Насмерть стоять готов, —

Твой беспощадный меч

Гнал от меня врагов.

Ныне я слеп и глух,

Сбился опять с пути...

 Добрый крылатый дух,

Выведи! Защити!

В. Афанасьев

МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи:

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту,

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев чистоту

И высокую, святую

Нищих духом простоту!

Дай, стряхнув земные узы

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог.

Да откроется тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог!

П. Вяземский

- Вот как о молитве и о Боге говорили наши предки:

-Жить – Богу служить.

- С молитвою в устах, с работаю в руках.

-Окрест боящихся Бога ангел Господен ополчается.

-Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа.

( Из словаря В.Даля.)

6. Этап подведения итогов урока.

- Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь что-то плохое для других?

- Можно ли не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и своего святого покровителя?

- Когда помогают нам святые покровители?

- Как понимаете слова «Господь – просвещение мое».

7.Этап информации о домашнем задании.

 Нарисуйте Ангела Хранителя.

8.Этап рефлексии.

- Как прошёл урок?



Предварительный просмотр:

Урок православной культуры.

Тема: Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

Цели:

1) Создать условия для восприятия ряда культурологических знаний по теме «Покров Пресвятой Богородицы» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

2) Способствовать воспитанию школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании.

3) Способствовать расширению кругозора учащихся на основе знакомства с новыми терминами и понятиями, литературными, музыкальными, архитектурными, живописными произведениями.

Оборудование:

1) Иллюстрации «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Боголюбово. ΧІІ век» Греческая икона «Покров Пресвятой Богородицы».

2) Музыкальный отрывок из Кондака Богородице.

3) Подборка литературных произведений, народных пословиц, поговорок, примет.

4) Перфокарты

Ход урока.

1. Оргмомент.  

- Дорогие друзья! Сегодня наш урок хочу начать со стихотворения Т.Шорыгиной. Прочитайте его и подумайте, о чем пойдет речь?

О Божья Матерь! Умягчи

Сердца жестокие и злые.

И пусть Твоей любви лучи,        

Как будто стрелы золотые,

Пробудят кротость в них впервые.

Открой сердцам, о Божья Мать,

И доброту, и состраданье,

И жалость к каждому созданью

Пролей с небес, как благодать.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- О чем это произведение? Как вы понимаете эти строки?

      (Мы просим Божью Матерь сделать людские сердца добрыми, милосердными)

- О чем пойдет речь на уроке?

   (О Божией Матери, о доброте, о сострадании).

- Как вы понимаете слова «Умягчи сердца жестокие и злые»?

   (Помоги людям стать добрее, сердечнее, терпимее)

- Где живет «зло», «добро в человеке»?

    (в сердце, в душе)

- Что такое сердце? А душа?

- Есть ли у вас душа? У меня?

- Откуда мы это узнаем?

  (Добрые и злые поступки)

- Когда говорят «добрая душа», какого вы себе представляете человека?

               (Красивого своими делами, совсем необязательно человек красив внешне)

- Когда бывает «плохо на душе»?

   (Непослушание, когда согрешили)

- Кто подсказывает нам или что?

    (Совесть)

- Что может помочь, когда «плохо на душе»?

    (Близкие, обращение к богу с помощью молитвы).

- Прочитайте стихотворение Н.Орловой «Икона»

Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд ее лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

- О какой иконе идет речь?

     (об иконе Божией Матери)

- Как вы думаете, почему именно об этой иконе идет речь?

    (Она помогает всем молящимся).

 Сообщение целей урока.  

Сегодня на уроке мы поговорим о Божьей Матери, вернее о празднике – радости, связанном с ее именем – празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Но сначала вспомним некоторые понятия, даты, чтобы тема была понятна нам.

3. Этап проверки домашнего задания.

Работаем по перфокартам, указывая верный ответ на вопрос.

  • 1) Когда начинается церковный год?
  • 14 сентября, 1 января, 1 сентября

  • 2) Когда празднуется праздник Рождества Пресвятой Богородицы?
  • 21 сентября, 14 сентября, 12 сентября

  • 3) Кто были родителями Девы Марии?
  • Иван и Мария, Иоаким и Анна, Елена и Сергей

  • 4) Что мы называем священным образом, изображением, который почитают?
  • Икону, молитву, тропарь

  • 5) Как называется изображение на иконах?
  • Портрет, лицо, лик

  • 6) Как называется первое прижизненное изображение Спасителя:
  • Спас Нерукотворный, Лик, Богоматерь с Младенцем

4. Работа над новым материалом:

- Запишите в тетрадях число, слова новые, подумайте над их значением.

    (Учитель собирает письменные ответы, а дети с доски списывают понятия, а значения понятий закрыты).

         Чудо

         Мафорий

         Юродивый

- Как вы думаете, что обозначают эти слова (Ответы детей)

- Обобщая ваши ответы, запишем значение новых слов:

     Чудо - необычное событие, которое невозможно совершить человеку.

- А как мы называем необычные, помогающие и спасающие людей иконы, события?

               (Чудотворные)

Мафорий – накидка

Юродивый – это человек, избравший особый, очень трудный путь в жизни. Такой человек по поступкам казался глупым даже безумным, а на самом деле был исполнены мудрости. Такие люди не боялись обличать зло, терпели холод, голод, насмешки людей. Терпели, подражая жизни Христу. За это терпение Бог наделял их необычными качествами: предвидеть события, видеть то, чего не могли увидеть другие люди. Этот дар они использовали для помощи людям.

      (Учащиеся записывают значение слов. Учитель проверяет ответы детей при работе с перфокартами).

- В основном все ученики справились с заданием.

Самая главная оценка – ваши знания, ваша культура, образованность, духовность. Фамилии тех, кто не справился, мы называть не будем, лишь подчеркну на доске правильные ответы, и вы поймете.

Вот теперь мы многое повторили, а знания, приобретенные сегодня, дадут вам возможность стать более чистыми, добрыми, светлыми, а таким людям Богородица всегда помогает.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Рассказ учителя:

Матерь Божья всегда готова заступиться за просящих Ее о помощи. О таком заступничестве за людей свидетельствует чудо, происходящее во Влахернском храме в г. Константинополе, в 10 столетии. Этот греческий город был осажден войсками сарацинов – воинственных арабских племен. Нападение было внезапным, и жители города не успели приготовиться к борьбе. Никто не шел на помощь осажденным. Тогда все жители города собрались во Влахернском храме и умоляли, молились Богоматери о спасении. Молился и юродивый Андрей со своим учеником Епифанием.

В молитве он вдруг увидел под сводами храма, как Сама Пресвятая Богородица вошла в него по воздуху. Ее окружало множество святых в сияющих белых одеждах. Святые пели удивительной красоты песнопения. Богородица преклонила колени и долгое время пребывала в молитве.

Андрей спросил Епифания:

- Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

- Вижу, отче, и ужасаюсь, - ответил Епифаний

Окончив молитву, Богоматерь обернулась к народу, сняла с Себя мафорий и распростерла его над всеми молящимися, как бы покрывая их.

Об этом видении святой Андрей рассказал жителям Константинополя.

Уверившись в помощи Богоматери, греки, не взирая на слабость своего войска, атаковали сарацин и разбили их.

На Руси, вспоминая о чудесном избавлении Константинополя, решили увековечить память заступничества Божией Матери, и в 12 веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А так же построено много храмов.

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

- Как же увековечили память заступничества Божией Матери за христиан?

        В 12 веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, сейчас мы его празднуем 14 октября. В честь этого события был построен в Храм Покрова Божией Матери на Нерли под руководством святого князя Андрея Боголюбского. Это – всемирный памятник древнерусской культуры.

А сейчас послушаем музыкальное произведение.

        («Дева днесь предстоит» Кондак Покрову.)

6.Этап применения знаний и способов действий.

- Мы видим, что в различных областях культуры отразилось это событие, и в архитектуре, и в музыке. Как вы думаете еще где? (в иконах).

- Рассмотрим иконы Покров Пресвятой Богородицы и Покров Богоматери на страницах учебника. Это святыни для всех верующих и неверующих людей.

- Какими цветами иконописец передал настроение события праздника.

- Какое это настроение?

- В каких областях культуры может быть запечатлено упоминание о Покрове Богоматери?

(В литературе)

- Чтение учащихся стихов

Светлана Высоцкая

Убывает день осенний.

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных,

Всех невидимых покровом

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

Т.Шорыгина

Пресвятая, Пречистая Дева!

Не гони меня, грешную, прочь,

Защити от Господнего гнева

Непутевую, слабую дочь!

Ороси мою душу слезою,

Сокрушенное сердце утешь,

Разверни в небесах надо мною

Белоснежные крылья надежд.

И не дай мне в гордыне погрязнуть,

Искушение бесов отринь,

Исцели мне незримые язвы,

Не оставь меня, Дева! Аминь!

Николай Гурьянов (протоиерей)

О, Воспетая

Приклонись ко мне,

Дева вечная,

На моление,

Дева вечная,

Поспеши ко мне,

Всесвятейшая!

На спасение.

Помощь скорая

Беспомощному,

Радость чудная

Безотрадному.

Жезл для старою

И усталою,

Кров для странного

Безпокровного.

Так же этот праздник прослеживается и в народном творчестве:

поговорках, приметах.

  • 1) Покров – первое зазимье. Свадьбы.
  • 2) Покров не лето, а Сретенье не зима.
  • 3) На Покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома.
  • 4) На Покров ветер с востока зима холодная.
  • 5) Покров землю покроет (где листом, где снежком)
  • 6) Бел снег землю прикрывает: не меня ль молоду замуж снаряжает?
  • 7) Придет Покров, девке голову покроет.
  • 8) Если снег выпадет на Покров, счастье молодым.
  • 9) Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.
  • 10) Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
  • 11) Отлет журавлей до Покрова – на раннюю холодную зиму.
  • 12) Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша.
  • 13) Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров!
  • 14) Не утеплишь избу до Покрова – не будет такова.
  • 15) Пречистая Мать (Успение или Рождество Богородицы) засевает, а Покров собирает.

- Эти кладези народной мудрости собраны и обработаны В.И. Далем.

  5.   Итог урока и рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните все, о чем мы говорили и вспомните состояние вашей души. Если душа была исполнена радости то того, что узнали, услышали, о чем говорили, то на мафорий, который выставлен на доске прикрепите голубую полоску. Если же по каким-то причинам на этом занятии душа не возрадовалась – то фиолетовую.

- Посмотрите, что у нас получилось!

- Я рада за вас.

- На столе у вас лежат листки со стихотворением «Молитва». Оно поможет вам, если вы оставите его у себя, а можно отдать гостям и тогда оно поможет им. Какой выбор вы сделаете?

- Но если вы дарите, то это должно идти от сердца, от души. (Выбор учащихся).

- А я дарю вам всем эту молитву.

Но вы должны ее переписать сами, чтобы она была только ваша. Вы это сделаете на перемене.

6. Домашнее задание.

 Дома нарисуйте праздник Покрова, как вы его представляете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель. Что в имени моем?» 2б класс

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий6 «ангел» «святой покровитель»,        «день Ангела»;формирование навыков самостоятельной работы у...

Разработка внеурочного занятия на тему "Праздники радости октября:Покров Пресвятой Богородицы"

Занятие знакомит детей с историей появления и традициями, связанными с праздником Покрова...

Конспект урока по ОПК "Праздники в нашем доме. День ангела."

Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "14 октября - Покров Пресвятой Богородицы"

Материал об истории празднования на Руси православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, традициях народа. 14 октября - День празднования Покрова Пресвятой Богородицы....

«Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела» (2 класс) урок милосердия

Что такое День рождения и что такое Именины?Когда нам помогают Ангелы-Хранители?...

«Праздники в нашем доме: День Ангела. Мой святой покровитель».

Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу урока, потому что сегодня мы будем говорить об одном ...

4 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых любимых нашим народом праздников.

В  школе 34 с региональным статусом "казачья образовательная организация" № 34 имени В.М. Ткачева состоялось мероприятие , посвящённое Покрову Божией Матери. Здесь ребята узнали о проис...