«Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела» (2 класс) урок милосердия
план-конспект урока по орксэ (2 класс) по теме

Свиридова Юлия Валентиновна

Что такое День рождения и что такое Именины?

Когда нам помогают Ангелы-Хранители?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок милосердия

«Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела» (2 класс)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания по изученным  темам;

 2) способствовать развитию связной логической речи, творчества учащихся; создать ситуацию успеха для каждого учащегося, где он может проявить себя, самореализоваться;

 3) воспитывать уважительное отношение к родителям, семье, любовь к родному краю.

   4) способствовать раскрытию понятий: Ангел Хранитель, святой.

   5)способность  развитию стремления покаяться в совершённых       неблаговидных поступках.

6) создать условия для формирования познавательного интереса

Оборудование: иллюстрации; карточки для творческого задания; музыкальное пособие «Звуковая палитра», использование презентации.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

- Дома вы попытались найти материал о своих святых помощниках. Расскажите о них. (Ответы детей)

Многое о святых можно узнать из жития.

- Что вы знаете об этом литературном жанре?

Житие – литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. В житии рассказывается в определенной последовательности о жизни святого. Сначала о его родителях, потом о младенчестве, детстве, юности и так далее. Житие состоит из 3-х частей. Первая часть – вступление, в котором автор обращается к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

Викторина - игра по разделу «Праздники радости».

Учитель. Отметить «крестиком» правильные утверждения, ноликом – «ложные».

1. Православные христиане отмечают праздник Рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 7 января.

2. Младенец Иисус Христос родился в городе Вифлееме. Его матерью была Пресвятая Дева Мария.

3. Данная икона называется «Рождество Христово» (1).

4. Святки – это 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня.

5. В Святые дни сжигали чучело Масленицы.

6.В Святые дни люди ходили по домам колядовать.

7. Данная икона называется «Крещение Господне» (2).

8.Тех людей, которые хотели стать хорошими, Иоанн крестил (омывал) водой в реке Иордан.

9. Православные христиане отмечают праздник Крещения  Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 19 января.

Взаимопроверка работы.

Учитель. За правильное выполнение работы раскрасить солнышко, если есть ошибки – только лучики.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, вернее отрывок из него. О чем он?

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

И месяц, и звезды, и тучи толпой

 Внимали той песне святой.

  - О чем мог петь ангел?

  (Ответы детей)

-Подберите слова, которые подходят для определения песни ангела: радостная (мажорная), бодрая, подвижная, весёлая, нежная, спокойная, задумчивая, тихая, танцевальная, печальная (минорная).

  - Рассмотрите изображение ангела на иконе конца 12в.  Что вы можете   рассказать?

(Иконописец изобразил ангела юношей с длинными вьющимися волосами с огромными грустными глазами, в которых прослеживается умиротворение, всепрощение, боль, которую он принял от людей).

- Что вы знаете об ангелах? ( Ответы детей).

 1)Объяснение учащимся цели урока одновременно с сообщением темы.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с праздниками. Вспомните, на каком празднике мы поём песенку со словами «Как на … именинах испекли мы каравай» и водим хоровод?

Тема урока – день Рождения и Именины. Мы  постараемся ответить на вопросы: в чем сходство и различие этих праздников? Как вы в семье отмечаете эти праздники? Эпиграфом к нашему уроку я взял слова из Евангелие от Луки (Х, 20): «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Ведь самый главный праздник – то, что вы живёте на Земле, а станет ли ваша жизнь праздником для других – зависит от вас.

2) Беседа- повторение «Ангельский мир. Твой Ангел-Хранитель»

(урок 6, 1 четверть).

Мир видимый и мир невидимых существ.

Священник Ярослав Шипов так говорит об ангелах: Мы веруем, что Господь создал не только видимый нам мир, но и таинственный, сокровенный для нас, бесплотный мир, в котором пребывают совершенные творения — Ангелы.

Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию, и поэтому они неизреченно прекрасны и бессмертны. Слово «Ангел» означает «посланник», и, если Бог посылает Ангела на землю, его нельзя остановить ни стенами, ни замками, ни дверями, и появляется он возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи.

Иногда мы видим Ангела своими очами или очами души, когда он приходит к нам во сне. «Если младенец во сне засмеется, значит, он видит своего Ангела», — говорил схимонах Паисий Афонский. Появление Ангела воочию ослепительно и вызывает страх у тех, кто его видит. Так были испуганы жены-мироносицы, когда пришли ко Гробу Господню и увидели вместо мертвого Христа блистающего Ангела, который сказал им о чуде воскресения Христа.

Повторяем: Ангел-Хранитель.

Ангелы – невидимые существа – духи, которые созданы Богом.

Злые ангелы – бесы.

Когда апостола Петра заключили в тюрьму, заковали в цепи и поставили рядом вооруженных часовых, ночью по темнице разлился тихий благодатный свет, из которого явился Ангел Господень. Цепи сами собой свалились с рук и ног Петра, и Ангел неслышно провел его мимо нескольких часовых. Железные ворота тюрьмы бесшумно открылись, и Петр оказался на свободе.

Однажды ветхозаветный царь-язычник Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь трех юношей, верующих не в золотых идолов, а в Бога. Когда же царь и его наместники глянули в бушующее пламя, они с ужасом увидели, что огонь не имеет никакой силы над юношами, даже волосы на головах их не были опалены. Самое же страшное для царя было то, что между теми тремя в огне находился еще кто-то в блистающих, как солнце, одеждах. Это был Ангел, которого Бог послал для спасения всех верующих в Него.

Святой  Иоанн Златоуст утверждал, что только верующий имеет рядом с собой Ангела-хранителя, в то время как неверующий живет по своей воле и под властью дьявола. Перед святым крещением в огласительных молитвах священник просит Бога отогнать от   новообращенного   всякого   нечистого и злого духа, повергнуть сатану под ноги его и послать ему «Ангела светла»,

С этого момента Ангел-хранитель становится самым верным нашим другом и защитником и неотступно пребывает рядом с нами, если только мы не прогоняем его лукавыми делами, поскольку: «Как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-хранителя», — говорил святой Василий Великий.

Ангел-хранитель утешает нас в скорбях, смягчает наши боли, сострадает нам и радуется, когда мы каемся в грехах. Он защищает нас от видимых и невидимых врагов, в этом он настолько силен, что один может справиться с целым войском. Заботу о нашем спасении Ангелы совершают с готовностью и радостью. Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого, всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наши молитвы, покаяния и добрые дела, — все это рождается и совершается по внушению незримого кроткого Ангела-хранителя.

В то время когда мы, увлеченные мирской суетой, перестаем слушать своего Ангела и впадаем в грех, наш хранитель отходит от нас, плачет и, наблюдая со стороны, просит Бога, чтобы он потерпел и помедлил с наказанием. И Господь милосердный никогда не отказывает ему в просьбах.

Святые отцы утверждают, что Ангел-хранитель записывает в свитки все наши добрые и грешные дела, которые потом, после нашего ухода из этого мира, он прочтет перед Господом, и оттого, чего больше в этом списке — доброго или злого, Господь наградит нашу душу блаженством рая или низвергнет в пучину ада.

А потому будем во всем полагаться на нашего доброго Ангела-хранителя и молиться ему: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

Показ иллюстраций (Презентация): изображения ангелов на иконах, рисунках. Почитание Ангелов.

IV. Объяснение нового материала.

Твой святой покровитель. Имя человека. День Ангела. Именины.

Учитель. У каждого человека кроме Ангела-Хранителя есть еще один покровитель: это святой человек, имя которого он носит. Когда при крещении человеку дают (нарекают) имя, он получает святого помощника на всю жизнь. Поэтому надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь, и стараться подражать ему в поступках и  мыслях. К святому также можно обращаться за помощью специальными словами, которые, как мы уже знаем, называются молитвой. “Моли Бога обо мне, святой (святая) ...”.

  Именины(день ангела) – день рождения вашего святого покровителя.

Запись в тетрадях.

Словарь: Святой покровитель. День Ангела. Именины.

Рассказ о помощи святых людям.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы над темой урока.

Рассказ «О видении отроку Варфоломею» (С опережением дается материал о преподобном Сергии Радонежском).

Учитель. Найдите  иллюстрации № 62, 63 - М.В. Нестеров. “Видение отроку Варфоломею”, “Юность преподобного Сергия Радонежского”.  

  “3 мая 1314 года близ города Ростова Великого в семье добрых, благочестивых людей родился мальчик, которого назвали Варфоломеем. Мальчик был послушным родителям, любил Бога, старался в учении. Но чтение не давалось. Мальчик горько плакал и просил Бога помочь ему. И вот во время одного из таких горячих молитвенных обращений к Богу отрок встретил незнакомого старца. Узнав о причине слез, тот дал мальчику частичку святой просфоры и обещал молить Бога о нем. И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал внятно читать”. Тот старец был не простой человек, но ангел.

        Позже, когда родители скончались, Варфоломей решил посвятить себя служению Богу. Для этого надо было стать монахом. Когда юный Варфоломей стал монахом, он получил новое имя – Сергий. Долго Сергий жил в дремучем лесу, вдали от людей. Приходилось терпеть голод и холод. Волки выли вокруг его домика – кельи, голодные медведи блуждали вокруг её. Однажды Сергий увидел у дверей своей кельи большого бурого медведя. У медведя был грустный, голодный взгляд: Сергий пожалел его и вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь часто приходил к Сергию, и он делился с медведем последним куском хлеба.

        Сергию Радонежскому явились святые апостолы Пётр и Иоанн.

Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле, где русская дружина одержала победу.

Преподобный Андрей Рублёв написал икону «Троица», ведь он был учеником святого Сергия.

Учитель. Слушаем: “Иже добродетелей подвижник” (тропарь преподобному Сергию).

Работа с учебником (с. 36-38).Чтение истории «Ангел».

Учитель. Кто помог мальчику (отроку) Варфоломею?

Задание учебника с.38.

-Запишите  в тетрадь и объясните слова: «Господь – просвещение моё».

Учитель. Слушаем (фонограмма): Д. Бортнянский. “Господь, просвещение мое”. Музыкальное пособие “Звуковая палитра” (III четверть, урок 5).

VII.Творческая работа. Выполнение из бумаги образов Ангелов-хранителей.(фон – песня С.Копыловой «Два Ангела»)

VIII. Закрепление нового материала.

-Что такое День рождения и что такое Именины?

-Когда нам помогают Ангелы-Хранители?

IX. Этап контроля полученных знаний.

Работа по индивидуальным карточкам.

Учитель. Впишите дату своего дня рождения. Назовите дату, когда вы можете отмечать свои Именины. Как вы отмечаете праздники в семье?

X. Итог урока.

  - Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь что-то плохое для других?

  - Можно ли не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и своего святого покровителя?

  - Когда помогают нам святые покровители?

  - Как понимаете слова «Господь – просвещение мое».

- С какими праздниками мы познакомились?

XI. Домашнее задание.

  Нарисуйте Ангела Хранителя.

Узнайте историю святого, в честь которого вас назвали. Дописать карточки и принести не следующий урок.

XII. Рефлексия.

Возьмите в руки выполненные Вами из бумаги образы своих Ангелов-Хранителей. Если вы хотите быть добрыми, честными, любящими и уважающими старших и чтобы вам помогали Ангелы-Хранители, отпустите их. (Дети приклеивают образы Ангелов на облака).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель. Что в имени моем?» 2б класс

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий6 «ангел» «святой покровитель»,        «день Ангела»;формирование навыков самостоятельной работы у...

Внеклассное мероприятие для 1 класса "День Знаний"«День рождения 1 класса»

Цель мероприятия: 1. Сформировать положительный настрой на дальнейшую учебу в школе.2. Развивать коммуникативные качества личности.3. Воспитывать любовь к Родине, школе, семье, доброжелательные отноше...

Конспект урока по ОПК "Праздники в нашем доме. День ангела."

Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие....

"ДЕНЬ ЗНАНИЙ - день рождения нашего класса"

Классный час во 2 классе "ДЕНЬ ЗНАНИЙ - день рождения нашего класса"...

«Праздники в нашем доме: День Ангела. Мой святой покровитель».

Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу урока, потому что сегодня мы будем говорить об одном ...

Праздники в нашем доме

Внеурочное занятие для 1 класса (технологическая карта и презентация)...