Главные вкладки

    Водоёмы Краснодарского края. Их использование и охрана
    план-конспект занятия (3 класс) на тему

    Голубева Галина Олеговна

                     Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kubanoved_vodoemy.docx42.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Учитель: Голубева Галина Олеговна

    ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Кубановедение 3 класс

    ТЕМА: Водоёмы Краснодарского края. Их использование и охрана

    ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

    ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, фильм – презентация о водоемах, физическая карта Краснодарского края, памятки о водоемах края, схемы “Значение водоема”, контурные карты, плакаты об охране водоемов.

    ЭТАПЫ УРОКА

    ХОД УРОКА

    ФОРМИРОВАНИЕ УУД

    I .Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цель: проверка го-

    товности учащихся,

    их настроя на работу

    Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постараюсь все понять,

    Буду четко отвечать

    Ребята представьте себе, что вы попали на Северный полюс, где лежит много снега, вокруг огромные льдины, и вдруг вы слышите( включить отрывок мультфильма «Умка ищет друга»)Как вы считаете: Надо ли помочь Умке?(надо) Кто из вас хочет помочь Умке?(хочу) А сможете ли вы помочь Умке?(могу) На доске появляются таблицы НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

    Личностные

    Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

    Коммуникативные

    Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    II.Актуализация знаний и постанов

    ка учебной проб-

    лемы (3 мин)

    Цель:подведение детей к формулированию темы

    и постановке задач урока. Составление плана работы

    -Сегодня мы отправимся туда, где плещется, качается вода.

    Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать.

    Слайд 2,3

    Предлагаю его вашему вниманию.

    1) По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
    2) Место, где река берет начало.
    3) Текло, текло, а легло под стекло.
    4) самое теплое море России.
    5) место впадения реки в другую реку, озеро, море.
    6) Кругом вода, а с питьем беда.

    Сформулировать тему и цель урока.

    Слайд 4, 5

    Познавательные

    Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

    Коммуникативные

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

    Регулятивные

    Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

    Формируем умение составлять план и последовательность действий

    Личностные

    Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

    III. Совместное откры-тие новых знаний (10 мин)

    Цель:выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

    I - Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.

    (Ресурсы — означает в переводе с французского “имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используют при необходимости”.)

    Слайд 6

    - На какие две группы делятся все водоемы?

    - Назовите естественные (искусственные) водоемы.

    - Какая вода на вкус в водоемах?

    Работа по карте.

    - Ребята, посмотрите на карту, как по карте мы можем определить водоемы? (Водоемы на карте обозначены голубым цветом).

    Слайд 7

    - Как вы считаете, какое море лучше? Давайте послушаем спор двух морей.

    Я море Чёрное,  одно из самых молодых морей Земли.

    Всего 8000 лет назад я  было пресным озером, в которое по окончании ледникового периода обрушились миллионы кубометров соленой воды из Средиземного моря.

    Я  имеет вытянутую форму . Моя максимальная глубина составляет 2212 метров.

    Я  Азовское море – самое маленькое и самое мелкое из всех морей России, находится к северу от Черного моря и отделяется от него Крымским и Таманским полуостровами. Средняя глубина моря около восьми метров, а максимальная не превышает 14 метров.

    Купальный сезон в Черном море начинается с мая и длится до ноября.

    На Азовском море купальный сезон немного короче,  но и он продолжается с начала июля до конца августа.

    Я, Черное море, прозрачное и очень красивое, наполнено горным воздухом.

    А я, Азовское море, более мелкое и не такое соленое, богато йодом, наполнено аромат степных трав.

    -Давайте остановим этот спор. Каждое море важное, полезное, красивое.

    А почему эти моря так названы?

    Турецкая гипотеза . Согласно исторической гипотезе, современное название Черному морю дали турки, которые пытались покорить население его берегов, но встречали такое яростное сопротивление, что море прозвали Караден-гиз - Черное, негостеприимное.

    Гипотеза моряков. С точки зрения моряков, море называется Черным из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет.

    Гипотеза гидрологов. По версии гидрологов, море называется Черным потому, что любые металлические предметы, опущенные на большую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими. Причина - сероводород, которым насыщена черноморская вода на глубине более 200 м.

    Азовское море относится к морям Атлантического океана, соединяясь с Черным через Керченский пролив. Древние греки называли современное Азовское море Меотидой, а сами меоты – Темериндой, что означает «мать моря».

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Личностные

    Формируем внутреннюю позицию школьника

    Формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

    Регулятивные

    Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

    Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

    Познавательные

    Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

    Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

    Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

    Коммуникативные

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

    Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

    Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

    IVЗакрепление нового (10 мин)

    Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

    I Откройте  рабочую тетрадь  на стр.33.

    - Выполните задание 1

    - Что вам нужно сделать?

    - Как будете работать в парах или самостоятельно?

    Взаимопроверка если ученики решают работать самостоятельно. Фронтальная проверка, если работают в парах.

    Вопросы к ученику, который выполнил задание первым( начало формирования алгоритма самооценки)

    - Что тебе нужно было сделать?

    - Удалось ли тебе выполнить эту работу?

    - Ты выполнил все правильно, или были недочеты?

    -Ты составил все сам или с чье-то помощью?

    - Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.

    II Сейчас мы поработаем в группах. Дети самостоятельно формируют 5 групп.

    Задание для первой группы(выбрать и рассказать о морях края)

    -Отгадайте загадку. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Моря – огромные водоемы с соленой водой. Они богаты растительным и животным миром. Море дает человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами. Морские берега – прекрасное место для отдыха.

    - Что вы знаете о морях Краснодарского края? Обратите внимание на очертание береговой линии этих морей, что вы можете сказать? (Черное море имеет малоизвилистую береговую линию всего с двумя удобными бухтами: Геленджикская и Новороссийская. Береговая линия Азовского моря изрезана, имеет множество лиманов и заливов).

    - Какие моря есть в нашем крае? ( Черное море и Азовское море)

    - Что вы можете рассказать о Черном море?

    ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Украины, Грузии, Турции, Румынии, Болгарии. Омывает К. край от мыса Тузла до р. Псоу на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Ч.м. с Аз. морем. Пл. Ч.м. 422 тыс. кв. км. Наибольшая глуб. 2245 м. С.-зап. берег низменный, остальные - высокие и большей частью крутые. Относится к числу теплых, летом темп, достигает +28°, а зимой в центр, части не превышает +6°С. В пределах края в Ч.м. впадает около 200 рек. На глубине 150 - 200 м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л. Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.

    Азовское море омывает берега территории К. края на с.-з. Пл. 38 тыс. кв. км. Объем 320 куб. км. Дл. (от Арабатской стрелки до устья Дона) - 360 шир. - 175 км (от Темрю-ка до Белосарайской косы). Г луб. 7 - 14 м. Воду А.м. опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и др. степные реки. В ней мало солей, поэтому море легко замерзает на 1-2 месяца. Среднегодовая темп, воды на с. +11 °С, наю. +12 °С. Летом у берегов вода прогревается до 32 °С. Течение зависит от ветров, из которых наибольшей силой отличаются ю.-зап. и с.-вост. При продолжительных с.-вост. ветрах А.м. мелеет, так как много поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черн. море. Прозрачность вод А.м. низкая, неодинаковая в разных его р-нах и колеблется в пределах от 0,5 до 8 м. А.м. - уникальный водоем по объему рыбных запасов. Мелководность, хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).

    Задание для второй группы (выбрать и рассказать об озерах края)

    - Слайд 9

    - А сейчас мы с вами поговорим о других видах водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку - шараду:

    Начинается на “О”,


    Оно в горах встречается,
    Нигде не повторяется
    И кончается на “О”,
    Значит это … (озеро)

    Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненный водой. Вода в нем стоит на одном месте. Озера бывают равнинные и горные.

     - Сколько в крае озер? ( около 300 озер) - Найдите на карте озера.

    - (Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач)

    Задание для третьей группы (рассказать о реках края0

    -Переходим к следующему виду водоемов.

    С гор сбежала без оглядки, С ручейком играла в прятки, Широка и глубока - это быстрая .... (Река)

    Слайд 11

     Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока к устью.

    - Охарактеризуйте реку, описанную в загадке. (горная )

    В нашем крае есть такие реки? Найдите их на карте.

    - А как вы думаете, какие еще реки, кроме бурных, стремительно несущих свои воды, есть в Краснодарском крае?

    - Найдите равнинные реки на карте Краснодарского края. Откуда берут начало эти реки? Пшада – горная река в юго – западной части края. Истоки – близ горы Пшада, на высоте 448 м, длина реки – 35 км, площадь бассейна -358 кв. км.Русло реки изобилует валунами, встречаются водопады. Наиболее высокий и живописный – Пшадский водопад.Пшада впадает в Черное море между Архипо – Осиповкой и Джанхотом.Источники питания – атмосферные осадки и подземные воды. В долине реки Пшада находятся населенныепункты Пшада, Береговая, Криница.

    МЗЫМТА, типичная горная река (в переводе с черкесского - “Бешеная”), самая крупная из рек Черноморского побережья.Начинается в районе г. Лоюб на высоте 2980 м, на своем пути принимает 577 притоков. Питают Мзымту ледники, снег, дожди, родники.Длина реки 89 км, впадает в Черное море у Адлера. Площадь бассейна 885 кв.км.Энергия воды Мзымты используется Краснополянскрй ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией г. Сочи.

    Шахе. Вторая по многоводности горная река после Мзымты. Река Шахе зарождается вблизи горы Чуры на высоте 1718 м над уровнем моря в зоне альпийских лугов. Протекая по территории города – курорта Сочи, Шахе собирает воды с площади 562 кв. км и впадает в Черное море у пос. Головинка, проделав путь в 60 км. Притоки реки – Бзыч, Кичмай, Ажу. Питают Щахе также атмосферные осадки и подземные воды. Воды реки Шахе наносят в Черное море за год почти 1 млрд куб. м воды и сотни тыс. наносов.

    Река Псоу зарождается на высокогорном хребте западнее горы Агепста, на высоте 2730 м над уровнем моря, впадает в Черное море в 8 км от Адлера. Длина ее 53 км, площадь бассейна – 431 кв. км.Типичная горная река с быстрым течением, чистой водой и живописной долиной.Наиболее крупные левые притоки – Пхиста и Беш. Питается за счет ливней, таяния высокогорных снегов.В долине Псоу расположены населенные пункты Ермоловка, Аибга, Нижнешиловское, Веселое.

    Белая – горная река, берет начало у снеговых вершин Фишт и Оштен. В горах превращается в бурный пенящийся белый поток, с чем, вероятно, м связано название. Длина реки – 265 км, водосборный бассейн 5990 кв.км. Главные правые притоки – Березовая, Холодная, Тепляки 1 и 2, Чессу, Молчепа, Киша; левые: Желобная, Аминовка, Шунтук, Курджипс, Пшеха. Впадает в Краснодарское водохранилище около ст. Васюринской.

    Задание для четвертой  группы

    -составьте кроссворд «Водоемы края».

    Задание для пятой группы

    (Выбрать о лиманах  края)

     Лиманы -это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.

    В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Почему? По своему расположению лиманы делятся на 3 группы: Ахтарско – Гривенские, Центральные и Закубанские или Таманские.

    - Лиман это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая “столовая”.

    Ахтанизовский лиман - крупнейший пресноводный водоем. Площадь – 78 кв. км, глубина до 1 м 60 см. А. лиман – своеобразный “инкубатор” молоди осетровых рыб. Имеет важное значение и как промысловый водоем.

    На юго – западном берегу Ейского лимана располагается город Ейск. Длина лимана около 24 км, ширина – 12 км. Площадь водного зеркала свыше 240 кв.км. С востока в него впадает река Ея, а с запада он соединяется с Азовским морем проливом между низкими песчано – ракушечными косами Ейской и Глафировской. Ейская коса была раньше сплошной и тянулась на 8 км. В марте 1914 года во время сильного урагана на море в косе образовался пролив шириной около 50 метров. И теперь здесь Ейская коса и Ейский остров. При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих “кубанских соловьев”, перед дождем или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом.

    В крае плавни занимают площадь в 380 га. Образовались в результате разлива рек, скопления дождевой воды в низменных местах. Местонахождение плавней: Адыгейские, на левобережье реки Кубань, Закубанские, от Краснодара до Темрюка (левый берег Кубани), Приазовские, широкой полосой вытянувшиеся вдоль побережья Азовского моря. Осушенные и окультуренные плавни становятся пригодными для выращивания риса и огородных культур.

    -Иногда плавни путают с лиманами. Кто может назвать основное отличие этих водоемов? Лиманы - это тоже мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.

    Коммуникативные

    Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

    Формируем умение слушать и понимать других

    Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

    Регулятивные

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    Личностные

    Формируем внутреннюю позицию школьника

    Формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности

    Познавательные

    Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

    Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

    Формируем умение строить логические цепи рассуждений

    VКонтролирющее задание (7 мин)

    Цель:осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

    Слайды 12, 13, 14, 15

    -На горных речках очень много красивых водопадов.

    Водопады – одно из наиболее прекрасных и величественных явлений природы.

    Слайды  16, 17

    Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.)

    Слайд 18

    Одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников, расположенных на юго-западном склоне горы Эльбрус Длина самой Кубани — 870 километров.

    Слайд 19

    Река Кубань пополняется за счет таяния ледников, снега, дождей и подземных вод.

    Кубань и степные реки в жизни населения края имеют большое значение. В них вылавливают рыбу, разводят уток, гусей, водой орошают поля.. “Правила поведения у водоема”

    Не бросай мусор в воду.
    Не оставляй мусор на берегу.
    Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

    Слайд 53

    Послушайте стихотворение Сергея Смирнова.

    Есть просто храм,
    Есть храм науки.
    А есть природы храм -
    С лесами, тянущими руки
    Навстречу солнцу и ветрам.
    Он свят в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь.
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь.

    - Почему автор называет природу храмом?

    - Что вы в своем возрасте в силах сделать для того, чтобы сохранить красоту этого храма?

    Домашнее задание: по выбору-

    Подготовить сообщение о местном водоеме. 

    ТЕСТ “Водоемы Краснодарского края”.

    Личностные

    Формируем внутреннюю позицию школьника

    Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

    Коммуникативные

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

    Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

    Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

    Регулятивные

    Формируем начальные формы рефлексии

    Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

    Познавательные

    Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять)

    Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое

    VIРефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    Цель:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

    - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке.

    - Что для вас показалось трудным?

    - Кто и что вам помогало справиться с заданиями?

    - Кто доволен своей работой на уроке?

    -Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?

    - Откройте дневники и отметьте свое настроение.

    На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.

    Личностные

    Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

    Коммуникативные

    Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

    Регулятивные

    Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

    Формируем начальные формы рефлексии



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по кубановедению "Водоёмы Краснодарского края: моря, реки, озёра, водохранилища, лиманы"

    Формирование у детей представления о водоёмах края, ознакомление с растительным, животным миром водоёмов. Воспитание бережного обращения к природе....

    Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

    1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

    Урок кубановедения "Водоёмы Краснодарского края. Использование их человеком".

    На предыдущих уроках ребята узнали о природе родного края, о формах поверхности своей местности и об особенностях времён года и погоды.   Тема урока «Водоёмы Краснодарского края. Использован...