Урок «Россия – наша Родина»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок проводится по предмету ОРКСЭ, в котором формируются представления о Родине; создаются условия для изучения курса «ОРКиСЭ».

 

      Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  • формировать понятийный аппарат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_marg.vlad_.docx106.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   «Россия – наша Родина»

     

      Цель:

  •  формирование представления о Родине;
  •  создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

      Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  • формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

 выставка книг о России, флаг, герб, карта;портреты государственных деятелей, героев России, великих людей; репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.; листы с заданиями для групп;

аудиозаписи (гимн, песни о Родине).

Ход урока

1.Организационно – мотивационный.

Вы узнаете

Чем богато наше Отечество? Оформление выставки книг о Родине,  которые принесли дети.  На доске  задание:

  • Расшифруйте слово.        

н и Р а д о

Ребусы для малышей

 

Сообщение темы урока. Вводная беседа.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи…  И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Разделение детей на три группы: вытянуть цвет Российского флага (красный, синий, белый)

2. Работа в группах «Разгадай  кроссворд»:

1 группа - красный – кроссворд на тему «Символы России»

2 группа – синий – кроссворд на тему «Родина»

3 группа – белый – кроссворд на тему «Великие люди России»

По итогам работы в группах в кроссвордах прослеживаются ключевые слова:

РОССИЯ, РОДИНА, ПАТРИОТ

  1. Беседа с учащимися

 После выделения в кроссвордах ключевых слов проводится беседа над понятиями:

РОССИЯ (слайд «Символы России»)

  • Как называется страна, в которой мы живём?
  • Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории?
  • Какие города вам известны?
  • Назовите столицу России, покажите её на карте?
  • Какие символы государства тебе известны? (прослушать гимн стоя)

РОДИНА (Слайд «Картины природы»)

Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, матушка)

- Почему Родину называют Отечеством?

 - Почему Матушкой?

Напомнить рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

         Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

  • Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

 - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

4. Работа с понятиями

ПАТРИОТ

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Кого вы можете назвать  патриотом?

Патриот – человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защитить её от врагов.

  • Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?
  • Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
  • Назовите известных вам героев России?
  • Что вам известно о защитниках нашей Родины?  
  •  Все ли из перечисленных людей русские?

5. Самостоятельная работа

Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

      В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы и подведение итогов урока

-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?    

Чем богата наша страна? (красота природы, люди). Люди в ответе за то, какой будет наша Россия! Прослушивание песни «Я, ТЫ, ОН, ОНА…»

7. Подготовка к домашнему заданию

- Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

8. Работа со словарём                 Важные понятия

Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

9. Задание на дом

Оформить работу о выдающихся людях страны на формате А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Россия - наша Родина"

Методический материал к учебнику по курсу "Основы светской этики"...

Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.Материал урока может быть испол...

конспект урока "Россия - наша Родина".

Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина".  Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...

Конспект урока "Россия - наша Родина"

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме: «Россия – наша Родина» ...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...