Ремёсла на Кубани
план-конспект урока (2 класс) по теме

Павлова Елена Валериевна

урок по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_remyosla_na_kubani.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ГИМНАЗИЯ № 36

Урок кубановедения 2 класс

Тема: «Ремесла на Кубани».

Разработала:

учитель начальной школы

МБОУ гимназия №36

Павлова Елена Валериевна

2014 г.

Тема: «Ремесла на Кубани».

Цели урока:

познакомить учащихся с традиционными народными ремеслами Кубани;

развивать трудовые навыки, прививать навыки самостоятельной, творческой, практической работы в форме групповой проектной деятельности;

воспитать уважения к культурным и национальным традициям казаков, чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, «карта путешествия», фотографии, карточки с рисунками изделий ремесленников, словарь С.И. Ожегова

Ход урока.

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся с вами в виртуальное путешествие. Нам предстоит узнать много нового и интересного. Я знаю, что каждый из вас очень любит свою малую родину- Краснодарский край.  Вы хотели бы узнать побольше о наших земляках, об их нелёгкой работе, об умельцах, живущих на нашей земле?

Дети: (Конечно!)

Тогда я предлагаю вам разбиться на группы и составить маршрут, по которому мы будем следовать. Посмотрите на экран, что делают эти люди? (слайд 2)

Дети: Плетут корзины, вышивают, делают кувшины, куют железо…

Учитель: Правильно ребята. Каждый из них занимается своим делом. С давних пор славились кубанские жители своей работай. За что бы они не брались, что бы не делали, всё у них выходило ладно да умело. Недаром говорят: «Главное богатство Кубани - это её люди». Все хотят носить красивую одежду, иметь добротную посуду, мебель, кушать вкусные и качественные продукты. И лучше, чем кубанские умельцы никто этого не сделает. Раньше люди старались покупать импортные товары, считая, что они более качественные. Однако время показало, что кубанская продукция гораздо лучше и надёжней. А кто же её создаёт?

Дети: Ткачихи, гончары, кузнецы и т.п.

Учитель: Ребята, а слышали ли вы такое слово «ремесло»?

Где оно вам встречалось? (выслушать ответы детей)

Давайте первым делом найдём ответ на вопрос «Что такое ремесло?». На доске разворачивается «карта путешествия».

Учитель:

Но где же мы можем найти ответ на этот вопрос? Ребята, куда обычно обращаются люди, если хотят узнать смысл слова, нового понятия?

Дети: К словарю.

Так наша первая станция и будет «Словарная». Учитель записывает на карте название станции «Словарная».

На экране появляется страница из толкового словаря С.И. Ожегова (слайд 3)

 «Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».

Учитель:

А вот и наша вторая станция «Ремесленная». (На карте записывает ученик «Ремесленная») (слайд 4)    

С давних пор на Кубани люди занимались разными ремеслами. Назовите, какими ремёслами занимались наши предки?

Дети: Кузнечным ремеслом, гончарным, плели корзины, делали бочки.

Учитель: Правильно у нас и сейчас развито гончарное ремесло, кузнечное, лозоплетение, а человека, который делает бочки называют бондарем, ремесло называют бондарство.

На столах у каждой группы лежат карточки с рисунками. Вам надо выбрать ремесло и соотнести к нему картинку с изделием. Дети работают в группах. Вам попадаются картинки название предметов, которые вы не знаете, с обратной стороны написано, как называется этот предмет и для чего его использовали. ( Гончар- чаша, глечик, кувшин, горшок.  Бондарь - бочка, чан, бут. Кузнец- подкова, ворота, замки, цепи.) После того, как дети справятся с заданием учитель показывает современные предметы, изготовленные этими ремесленниками.

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать историю создания этих ремёсел? Дети: Да!

Тогда следующая станция «Историческая». (слайд 5)

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду. горшок с высоким широким горлом называли глечик, в котором хранили молоко, сметану. А ещё гончары делали игрушки для детей и сувениры. Посмотрите, какие красивые изделия делают до сих пор кубанские гончары (слайд 6)

Физ. Пауза.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами остановимся на станции «Спортивной» и немного отдохнём.

Встали ровно, руки шире.

Бочку держим мы в руках.

Повернулись. Наклонились.

Бочку ставим мы к ногам.

Руки вверх. Плетём лозу мы.

Руки вниз. Кузнец куёт.

Отдохнули. Стали ровно.

Вдох и выдох. Вновь урок.

Учитель:

Посмотрите на эти прекрасные здания нашего города. Какие удивительные кованные вещи украшают их. А как вы думаете, кто сотворил такую красоту, точно кружево сплели из металла. (слайд 7)

Дети: Кузнецы.

Учитель:

Работой кубанских кузнецов восхищаются не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. Наших современных кузнецов называют «художниками металла». Раньше кузнечное дело называли ковань. Кузнецы были очень важными, даже можно сказать главными мастерами.

Они изготавливали всё необходимое для казачьей семьи. Это и ножи, и топоры, и подковы, и цепи, и замки. В кузнице всегда царила темнота. Только в темноте кузнец мог отчётливо видеть какой цвет приобрёл металл. Благодаря этому кузнец понимал готово изделие к ковке или нет. Если пройтись по улицам современного селения, любого уголка нашего края, то вы везде увидите прекраснейшую, почти ювелирную работу кубанских кузнецов.

    Перед вами на столах лежат фотографии зданий, где использовалась ковка. На обратной стороне подпишите их. (музей им.Фелицина, художественный музей им.Коваленко, театр кукол)

Учитель: А сейчас мы свами отправимся на станцию «Самоделкина». (записывает в карту)

Перед вами работа из ивовой лозы, но некоторые детали её в ходе транспортировки испортились. Давайте попробуем отремонтировать её. (Дети работают)

Учитель: Трудно было отремонтировать изделия?

Дети: Да.

Учитель: Представляете какая нелёгкая работа лозоплетение. (слайд 8-9) Но какие удивительные вещи делают кубанские мастера. Посмотрите на доску. Слайд

 И не верится, что всё это сделано руками человека. Раньше использовали в лозоплетении солому, камыш, ивовые прутья. Да и сейчас мастера продолжают работать с этими материалами.

Рефлексия:

Дорогие друзья, вам понравилось наше путешествие? Но подошло время вернуться назад. Что нового вы узнали сегодня? Что понравилось больше всего? А чем бы хотели заняться вы, какое выбрали для себя ремесло? Ребята, я очень гожусь нашими ремесленниками. За что бы не взялся житель Кубани, всё у него выходит качественно. Недаром говорят: «Кубанское- значит лучшее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение 4 класс. Промыслы и ремёсла на Кубани.

Данный урок расширяет и уточняет знания детей о народных промыслах родной Кубани. Материал  урока приобщает детей к историческим и духовныи ценностям родного края....

урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....

Презентация "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Презентация к уроку кубановедения в 4 классе....

Промыслы и ремёсла на Кубани.

Не только песнями, стихами и плясками славится наш казачий край, славится он и своими мастерами – ремесленниками....

презентация "Ремёсла на Кубани"

презентация к уроку кубановедения "Ремёсла на Кубани"...

Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...

Народные ремёсла на Кубани.

Ремесло очень развито на  Кубани....