Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""
статья на тему

В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через

региональное содержание предметов «Живой мир», «Занимательный труд», «Изобразительное искусство»

Чагина Мария Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ АО СКОШ № 31

Дети, которые поступили в 1 класс школы VIII вида, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует системы педагогических мер, способствующих активизации и развитию познавательной деятельности учеников. Для этого мы используем самые разнообразные приемы, формы и широкий спектр дидактических средств с включением регионального компонента, приближенных к интересам и возможностям детей семи – восьми лет.

Рассмотрим, что входит в содержание регионального компонента. Под этим понимается усвоение учащимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского севера, приобщение детей к духовным традициям.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие Архангельской области предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью  адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.

Основными целями введения регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации детей с проблемами интеллектуального развития в условиях региона, профессионального самоопределения с учетом специфики развития таких детей и максимальной интеграции этих детей после окончания школы в региональный социум.

Для достижения максимального усвоения материала школьной программы, учитываются особенности развития детей, им предлагается тематический цикл, который объединяет различные формы  обучения под одной регионально-значимой темой, и позволяет использовать различные формы, методы обучения для усвоения и закрепления материала.

Проанализировав программу для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учитывая особенности развития детей, обучающихся в таких общеобразовательных учреждениях,  для формирования цикла с учетом регионального компонента, нами были выбраны такие предметы: «Живой мир», «Занимательный труд», «Изобразительное искусство».

Предмет «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, формирования понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, которые формируются у учащихся посредством наблюдений за природой и простейших опытных действий, расширяющих представлений  о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды. Изучение предмета «Живой мир» позволяет сформировать знания учащихся о природе родного края посредством вырабатывания умения наблюдать за природными явлениями, сравнивая их, составлять устные описания этих явлений.

Знания по программе «Живой мир» реализовывались на уроках рисования и труда.

На занятиях по ручному труду учебно – воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий доступной для них сложности и понятного назначения. При планировании  уроков необходимо руководствоваться местными особенностями и особенностями развития детей. Изучение некоторых тем можно завершить выполнением коллективных работ. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс обучения. Некоторые задания по ручному труду можно продолжить на уроках по изобразительному искусству.

На уроках по изобразительному искусству основными задачами являются развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира, развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения, формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Анализируя программу по предметам «Живой мир», «Занимательный труд», «Изобразительное искусство», мы видим, что многие задачи, которые ставятся программой с успехом можно объединить в системе обучение-повторение - закрепление именно введением регионального компонента.      

 

Тема цикла: «Времена года. Осень. Особенности наступления осени в нашем крае».

Предмет «Живой мир»

1.

Растения осенью. Наблюдение за жизнью растенийв связи с климатическими изменениями в крае.

Региональный компонент

2.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала, наиболее типичного для природы края

Региональный компонент

Предмет «Занимательный труд»

3.

Составление аппликации из собранных листьев

Региональный компонент

Предмет «Изобразительное искусство»

   4.

Формирование умения работать красками по итогам экскурсии и наблюдении за природой родного края.

Листы с контурами, краски, кисть, образец.

На данных уроках мы используем разнообразные средства обучения:  натуральные объекты ( сбор осенних листьев), гербарии растений родного края, кинофрагменты о деревьях и травах в разные времена года.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Очевидно, что несмотря на разные предметы, они объединены общей тематикой.

Для качественного усвоения учебного материала учащимися с интеллектуальными нарушениями мы используем различные приемы и широкий спектр дидактических средств. Использование регионального компонента относится именно к таким средствам и приемам. На уроке живой мир дети знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за сезонными изменениями, которые происходят осенью, собирают материал для проведения уроков труда и изобразительного искусства.

Учитывая особенности развития детей, нам необходимо применить систему мер, которые направлены на активизацию различных процессов мышления и познавательной деятельности с этой целью нами и предлагается введение регионального компонента в цикл предметов для их объединения. Практически все рассматриваемые уроки можно объединить едиными задачами:

  • дать учащимся представления о природе родного края, формировать интерес к познанию природы Севера;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому, воспитывать умение соблюдать правила поведения на занятиях, на улице, в лесу и т.д.
  • развивать ассоциативное мышление посредством изображения различных деревьев, узнавания их на экскурсии, корректировать операции мышления посредством  установления причинно-следственных связей, проводить коррекцию общей и мелкой моторики  (труд, рисование).  

Современный процесс обучения детей младшего школьного возраста оснащен новыми наглядными и техническими средствами (телевидение, компьютер, наглядные пособия, прекрасно иллюстрированные учебники, рабочие тетради и прочее). Вместе с тем, в образовательном процессе массовой начальной школы недостаточно используется педагогический потенциал «живого созерцания» природы, знакомство с особенностями именно окружающей нас природы, результатом чего является низкая сенсорная культура младшего школьника.

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков на основе регионального содержания предметов (живой мир, занимательный труд, изобразительное искусство). Кроме того, программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями об окружающей их среде, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами. В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, межпредметных и предметных результатов.

Октябрь 2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Характеризуется речевое развитие у  умственно отсталых  детей. Даётся  методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...

Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий

В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается  об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окруж...

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Чтобы рационально построить  работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...

Проблемы недостатков развития пространственных представлений в освоении основных учебных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Материал содержит краткие сведения об основных трудностях освоения основных учебныз навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...