Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Цурупа Наталья Ивановна

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. 

Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы.

Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчезающих видов животных и растений Краснодарского края.

Основные понятия: Кавказский государственный биосферный заповедник, национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады.

Задачи урока:

1.               Систематизировать знания учащихся о растительном и животном мире КК.

2.               Сформировать представления об особо охраняемых территориях края.

3.               Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность

                   за судьбу природы края, любовь ко всему живому.

 4.               Формировать активную жизненную позицию.

 

Тип урока: урок  изучения  нового  материала.

Форма урока: урок с показом электронной презентации «Кавказский заповедник», «Растения и животные Кубани».

Учебное оборудование: карта-схема растительности, карта-схема животного мира, электронная презентация, детские рисунки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок кубановедения28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  кубановедения

"Растения  и  животные  нашего края"

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 МО Абинский район  Краснодарского края    Наталья Ивановна Цурупа

Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы.

Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчезающих видов животных и растений Краснодарского края.

Основные понятия: Кавказский государственный биосферный заповедник, национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады.

Задачи урока:

1.               Систематизировать знания учащихся о растительном и животном мире КК.

2.               Сформировать представления об особо охраняемых территориях края.

3.               Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность

                   за судьбу природы края, любовь ко всему живому.

 4.               Формировать активную жизненную позицию.

 

Тип урока: урок  изучения  нового  материала.

Форма урока: урок с показом электронной презентации «Кавказский заповедник», «Растения и животные Кубани».

Учебное оборудование: карта-схема растительности, карта-схема животного мира, электронная презентация, детские рисунки

План урока:

1.              Редкие и исчезающие виды животных и растений.

2.              Особо охраняемые природные территории КК.

а) Кавказский государственный биосферный заповедник.

б) Заказники.

3. Проблемы охраны природы.

Ход урока

Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак. 
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.

1.   Организационный момент.

2.   Сообщение темы и задач урока.

Наша задача сегодня на уроке:

-узнать о редких и исчезающих видах растений и животных, об особо охраняемых природных территориях КК.

-научиться добывать сведения из различных источников, систематизировать их, делать выводы.

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

КК представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный и животный мир. Богатство родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. Неразумное хищническое истребление какого-либо вида животных, птиц, наносит большой вред природе. Загрязнение природной среды и интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и   виды. В Красную книгу края занесено 257 видов растений и 100 видов животных.

4.Актуализация знаний. Игра « Кто лучше знает».

В течение 2-3 минут необходимо записать в тетрадь названия растений, произрастающих в своей местности. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество названий и не допустил ни одной ошибки. При проверке задания учащиеся дополняют ответы друг друга.

5. Выступление учащихся с заранее подготовленными материалами.

1-ый ученик:

Несколько сотен лет назад Азово-Кубанская равнина представляла собой целинную разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Ныне более 70 процентов её площадей распахано, занято сельско-хозяйственными культурами.

С VI-VII вв. природные ресурсы начинают испытывать мощную антропогенную нагрузку. Идёт «война» против шумных дубрав, сосняков, каштанов Леса рубились беспощадно - на топливо, при строительстве укреплений, прокладывании дорог, заготовке веточного корма.

Лесопромышленник Вартан Буз-оглы по подряду английского торгового дома в 1873 г. получил разрешение на вырубку 40 тысяч пудов самшита в бассейне реки Сочи.Чтобы вывести этот самшит, потребовалось уничтожить120 тысяч пудов годовой древесины. Сегодня и самшит, и сосна пицундская занесены в Красную книгу.

2-ой ученик:

Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой.

Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит,  что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Загрязнённость почвы, воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьёв. Но увеличилось количество ворон, голубей.

Городские помойки служат им отличной кормовой базой. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука.

5. Презентация «Растения и животные  Кубани».

6.Объяснение учителя с использованием электронной презентации.

С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей живого мира на территории края созданы особо охраняемые природные территории.

Существуют следующие особо охраняемые природные территории краевого значения:

государственные природные заказники;

памятники природы;

. дендрологические парки и ботанические сады;

. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

7. Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).

8. Вопрос классу: Какое животное вы бы назвали царём Кавказского заповедника? Именно для спасения этого животного Кавказский заповедник и был создан. (Кавказский зубр) .

9. А теперь я предлагаю вам провести экскурсии по заказникам края.

Заказники степной и лесостепной зоны:

Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен в Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь - 10600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.

Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников.

В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде не осталось.

В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.

В Сочинском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.

Заказники Приазовья: В недавнем прошлом здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие.

Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения ландшафтов? Где бы вы создали ещё заказники?

10. Обсуждение материалов периодической печати и Интернет

Вступительное слово учителя. Мы познакомились с особо охраняемыми территориями КК. Их у нас в крае достаточно много:

- 1 заповедник

- 1 национальный парк

- 16 заказников

- 407 памятников природы.

Так ли благополучно обстоят дела с охраной природы? О каких проблемах упоминают СМИ?

Ландшафтный заказник « Черногорье» существует лишь на бумаге. Рядом с пещерой «Каньон» члены комиссии обнаружили множество свежесрубленных пихт. Деревья высотой до 10 м. были срублены в целях  добычи их вершин для новогодних ёлок, стволы деревьев были брошены на месте порубов.

. Продолжается вывоз необработанного леса ценных пород из КК за границу. Пользуясь «дырками» в нормативной базе и бездействием контролирующих органов, коммерсанты отправляют в Турцию древесину каштана, дуба и груши.

. На территории государственного заказника в Крымском районе КК неизвестные застрелили годовалого самца кавказского благородного оленя. На оленя охотились в лесу, который охраняется государством.

. Значительное количество первоцветов торговцы везут из южных регионов в Москву. А между тем эти цветы (подснежники, цикламены, морозники, иглицы, крокусы) находятся на грани полного исчезновения. Первоцветы варварски уничтожают, вырывая их целыми охапками, вместе с корнями.

В адрес главы администрации КК Ткачёва А. и председателя Законодательного собрания Бекетова направлено обращение общественности о необходимости срочных мер по спасению особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Обращение к учащимся: Если бы вы были представителями законодательной власти КК, какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны природы?

А пока мы просто школьники. Давайте вспомним правила поведения на природе:

. Костёр надо разводить на старом кострище, а если такого нет, то на открытом месте, чтобы пламя не касалось листвы деревьев.

. Ни в коем случае нельзя сжигать отходы из пластика, нельзя оставлять в лесу стекло.

. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.

. Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.

11: Составление синквэйна с ключевым словом «природа»

Правила написания «синквэйна»:

1)       Одно слово - существительное. Тема «синквэйна».

2)       Два слова - прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3)       Три слова - глаголы.

4)       Четыре слова - предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке - теме «синквэйна».

5)       Одно слово - ассоциация к первой строке, теме «синквэйна».

12. Рефлексия.

.  Какие редкие и исчезающие растения и животные своей местности вам известны?

Какие мероприятия по охране растений и живого мира проводятся в крае?

.  Какие особо охраняемые территории есть в пределах  КК?

.  Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани?

.  Имеются ли в месте вашего проживания заповедники и заказники?

. С какой целью они созданы?

.  В каком году создан Кавказский биосферный заповедник?

13. Итог урока

Мне хочется завершить урок словами русского писателя Пришвина М. М. «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

Давайте всем миром, всем нашим народом

Родную природу любить и беречь.

Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!

Домашнее задание: составить и изучить список редких и охраняемых растений своего края.