Патриотическое воспитание в начальной школе
статья на тему

Патриотическое воспитание в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорофеева Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8

Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.     Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

•        формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе;

•        массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.;

•        деятельность средств массовой информации;

•      формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

 Для достижения данной цели решаю следующие задачи:

•        утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

•        формирование ведущих интегративных качеств личности;

•        воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

•        воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.

Решая вышеперечисленные задачи, опираюсь в своей работе на национально-региональный компонент начального образования. Целью, прежде всего, является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого стараюсь комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Считаю, что не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, потому что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу также способствует бережному отношению к традициям. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко стараюсь использовать как в работе с учащимися, так и с их родителями.

      В настоящее время эта работа насколько актуальна, настолько и трудна. Она требует большого такта и терпения, так как во многих  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

       Уделять несколько минут патриотическому воспитанию стараюсь на каждом уроке. Этому мне помогает УМК «Школа России», в учебниках которого хорошо подобран необходимый материал. Задания, предложенные учащимися, помогают воспитывать ребёнка, не навязывая ему своего мнения, а как бы исподволь подводя его к правильному выводу.  Такие задания помогают мне вовлечь в урок окружающего мира каждого ребенка так, чтобы они стали не только его активным участником, но и знатоком страниц истории России и Адыгеи. В этом мне помогает такая активная форма, как заочные путешествия по знаменитым городам  нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т.д.

 На уроках литературного чтения любовь к отечеству прививается через различные произведения. В учебнике Л.Ф.Климановой много произведений известных русских писателей,  стихотворений о нашей стране, о красоте родной природы, о хороших людях. Стараюсь, чтобы уроки русского языка учили учащихся любить русский язык и родное слово.  

Для работы с детьми в школе использую различные технологии. Среди других - исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, села, проектная деятельность.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором-делают мои уроки интересными и познавательными одновременно.

Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты на патриотические темы.

Большую помощь в поиске информации оказывают родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов. Также, обучающиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных конкурсах и акциях, таких как «Овеянные славою флаг наш и герб», «Моя республика - Адыгея».

Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. Поэтому часто организую их в сельский и школьный  музеи. Это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. На классных мероприятиях стремлюсь развивать такие качества, как трудолюбие, коммуникабельность, уверенность в себе.

Реализацию указанных мероприятий предполагаю через:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважение и любовь к своей Родине, соотечественникам;

•        формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

•        развитие у школьников интереса к истории села, к месту, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

•        формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

•        развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

•        формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

•        развитие таких качеств, как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.    

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами  своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания Отечества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....