Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
статья (3 класс) по теме

Афанасьева Дария Ивановна

 

Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.

Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования Мегино-Кангаласского улуса одной из приоритетных образовательных задач называет становление человека как гражданина и патриота.

Что такое гражданско-патриотическое воспитание? Это целенаправленный процесс формирования базовых интегративных качеств личности, прежде всего в нравственной и действенной- практической сфере. На основе этого понимания коллектив школы выстраивает различные педагогические логики деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию своих учащихся. Что сделал наш коллектив? Прежде всего составил обобщенный образ выпускника школы с.Рассолода опираясь на сегодняшние требования общества к личности юного гражданина. «Идеал — высшая степень сравнения» Вот что получилось в итоге.

Выпускник должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика, будущего семьянина. Его мировоззрение должно базироваться на общечеловеческих ценностях. Выпускник — гуманист. Социально активная личность, свободная во взлядах, ориентирующаяся в окружающей обстановка, обладающая ответственностью за свои дела и поступки. Выпускник — патриот своей страны, города, уважающий национальные чувства и традиции других людей. Выпускник — человек образованный, стремящийся к использованию своих знаний с максимальной пользой для себя и окружающих, к их непрерывному расширению. Он умеет сформулировать свои цели, спланировать работу, организовать ее, осуществить самоконтроль и самоанализ. Выпускник — творческая личность, умеющая работать в коллективе. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контакте с другими людьми,реалист. Выпускник должен быть подготовлен к будущей семейной жизни, обладать необходимыми юридическими, экономическими, сексуальными знаниями, иметь навыки ведения домашнего хозяйства. Выпускник — человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни. Этот перечень был утвержден в марте 2010г. На педагогическом совете «Новые технологии воспитательного процесса».

Команда педагогов, учащихся и их родители, решив следовать в этом направлении, опиралась на традиции школы, на идеи педагогики сотрудничества, коллективно- творческой деятельности, добропорядочных человеческих отношений.

Основные педагогические технологии гражданско- патриотического воспитания мы сформировали следующим образом:

  • самопознание и самореализация;

  • творческое самовыражение;

  • рефлексивные технологии;

  • психокоррекция и самооздоровление;;

  • имитационное моделирование;

  • развитие индивидуальных творческих способностей;

  • социальное проектирование;

Цель нашей работы — сделать идеальный образ выпускника школы  реальностью.

Виды деятельности, которые в связи с этим были нами намечены:

-учебные дополнительные программы о человеке и о его проблемах;

  • дополнительное образование и учебные предметы по выбору;

  • самообразование учащихся;

  • организация школьной жизни по тематическим периодам, коллективная творческая деятельность;

  • Саморазвитие мотивации достижения;

  • система дел , направленных на формирование мотивацию успеха;

  • самостоятельная деятельность учащихся по организации досуга;

  • ролевые и деловые игры.

    Авторский поиск классных руководителей в составлении программ оказался поистине бесконечен. Они постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, ищут новые подходы к деятельности, опираются на все виды индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

    В ходе анкетирования, бесед с ребятами выяснилось, что они недостаточно четко , а иногда и искаженно понимают смысл слов «гордость», «вежливость», «ответственность», «дружба», «дом», «товарищество». Настораживало то, что мало кто из детей назвал своим нравственным идеалом отца или мать, что многие ребята уважают людей за их силу, деньги, но не отмечают такие качества ,как порядочность, чуткость, доброта, совестливость, сострадание, скромность.

    Какого человека мы называем гражданином? Такого, кто требования социума к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам.

    Отвечая самим себе на эти вопросы и готовясь к работе с детьми , мы вместе с тем подошли к острой проблеме современности — к необходимости вести профилактику правонарушений. Одна из самых больших опасностей, подстерегающих наших детей,- праздность рук и ума. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него «портится» голова , сердце и в конечном итоге — все его существо. «Не хлебом единым единым жив человек». Стремление к прекрасному выделяет его из мира животных , совершенствует и облагораживает его биологическую природу.

    Народная мудрость гласит: «Человек есть то , что он из себя сделал». И это касается не только души человека , но и его тела. Отношение человека к себе , к к своей физической сущности способно существенно влиять на его жизнь.Оно может быть источником сильных страданий или радости, формирует стиль жизни.Ребенок должен стремиться физически развить, укрепить свое здоровье, чтобы быть способным щедро отдавать и помогать.

    В школе существует программа для детей младшего возраста «Идем дорогою добра», которая помогает побудить в ребенке желание стать лучше, избавиться от отрицательных черт характера.

    Первый блок программы : « У каждого дерева есть свой комелек ». Комелек — уменьшительное от комель- прикорневая часть ствола дерева. С чего начинает расти. И у каждого из нас есть свой «комелек»- это свой дом, семья. «Дом родной, живу я в нем. Это самый лучший дом!» И чем крепче он , тем увереннее и безопаснее мы себя чувствуем.

В этот блок включены следующие мероприятия:

        1. Конкурс «Как не обижать взрослых».

        2. Конкурс «Четыре способа обрадовать маму».

        3. «Сюсю-мюсю»Как меня зовут дома и в школе

        4. Что умеют мои родители?

        5. Праздник именинников.

        6. Мама, папа и я — спортивная семья.

        7. Итоговый праздник «Семья и школа неразлучны»

Второй блок рассказывает о том, что мы на земле российской, которая испокон веков славится богатырями и мудрецами, умельцами народными, песнями задушевными, богатыми традициями. Но ныне утратили мы свои родовые корни, растеряли накопленные дедами и прадедами навыки мастерства и ремесел. Зачерпнем же «живого тепла» народных традиций, поможем друг другу творить добро. Ведь без возрождения прошлого в настоящем немыслимо и само будущее.

Темы этого блока:

1.Предания старины (изучение).

2.Семейные умельцы (выставки).

3.Народные игры.

4.Загляни в бабушкин сундук.

      1. Что бы ты сделал, если бы был мэром г. Якутска.

      2. «А как у нас говорят?».

      3. Праздник весны, осени, зимы.

      4. Итоговый праздник «Масленица» .

Третий блок: «Приходите к нам . Друзья. Будем вместе ты и я».Главная его идея — забота. Забота об улучшении окружающей жизни, о людях близких и далеких.

Предлагаем такие темы:

1. Акция милосердия.

    1. 2.Круг общения «Моя помощь по дому».

      3.«Скажи кто твой друг».

      4.Поздравительная открытка.

      5.О дружбе и товариществе.

      6.Рыцарский турнир.

      7.Тесты и ситуации.

      8.Итоговый праздник «Фестиваль дружбы».

      Заключительный, четвертый блок программы: «Всем, кто любит родную землю, кто не безразличен к ее судьбе».

    В этот блок мы включили следующие виды работы:

    1. Работа экологической группы.

    2. Работа по озеленению.

    3. Игра — путешествие «Земля твой дом».

    4. Круг общения «Мои увлечения».

    5. Турнир знатоков природы.

    6. День птиц.

    7. Военно — туристические навыки.

    8. Итоговый праздник «День Земли».

    Каждому классному руководителю, в соответствии с принятой программой , предстоит научить своих воспитанников общаться друг с другом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.  

       Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества»  управления образования Мегино-Кангаласского улуса  одной из приоритетных образовательных задач называет становление человека как гражданина и патриота.

             Что такое гражданско-патриотическое воспитание? Это целенаправленный процесс формирования базовых интегративных качеств личности, прежде всего в нравственной и действенной- практической сфере. На основе этого понимания коллектив школы выстраивает различные педагогические логики деятельности по  гражданско-патриотическому воспитанию своих учащихся. Что сделал наш коллектив? Прежде всего составил обобщенный образ выпускника школы. опираясь на сегодняшние  требования общества к личности юного гражданина. «Идеал — высшая степень сравнения» Вот что получилось в итоге.

           Выпускник должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика, будущего семьянина. Его мировоззрение должно базироваться на общечеловеческих ценностях. Выпускник — гуманист. Социально активная личность, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановка, обладающая ответственностью за свои дела и поступки. Выпускник — патриот своей страны, города, уважающий национальные чувства  и традиции других людей. Выпускник — человек образованный, стремящийся к использованию своих знаний с максимальной пользой для себя и окружающих, к их непрерывному расширению. Он умеет сформулировать свои цели, спланировать работу, организовать ее, осуществить самоконтроль и самоанализ. Выпускник — творческая личность, умеющая работать в коллективе. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контакте с другими людьми,реалист. Выпускник должен быть подготовлен к будущей  семейной жизни, обладать необходимыми юридическими, экономическими, сексуальными знаниями, иметь навыки ведения домашнего хозяйства.  Выпускник — человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни. Этот перечень был утвержден в марте 2011г. На педагогическом совете  «Новые технологии воспитательного процесса».

           Команда педагогов, учащихся и их родители, решив следовать в этом направлении, опиралась на традиции школы, на идеи педагогики сотрудничества, коллективно- творческой деятельности, добропорядочных человеческих отношений.

             Основные педагогические технологии  гражданско- патриотического воспитания мы сформировали следующим образом:

    1. самопознание и самореализация;
    2. творческое самовыражение;
    3. рефлексивные технологии;
    4. психокоррекция и самооздоровление;;
    5. имитационное моделирование;
    6. развитие индивидуальных творческих способностей;
    7. социальное проектирование;

           Цель нашей работы — сделать идеальный образ выпускника школы  реальностью.

           Виды деятельности, которые в связи с этим были нами намечены:

     -учебные дополнительные программы о человеке и о его проблемах;

    1. дополнительное образование и учебные предметы по выбору;
    2. самообразование учащихся;
    3. организация школьной жизни по тематическим периодам, коллективная творческая деятельность;
    4. Саморазвитие мотивации достижения;
    5. система дел , направленных   на формирование мотивацию успеха;
    6. самостоятельная деятельность учащихся по организации досуга;
    7. ролевые и деловые игры.

       Авторский поиск классных руководителей в составлении программ оказался поистине бесконечен. Они постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, ищут новые подходы к деятельности, опираются на все виды индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

           В ходе анкетирования, бесед с ребятами выяснилось, что они недостаточно четко , а иногда и искаженно понимают смысл слов «гордость», «вежливость», «ответственность», «дружба», «дом», «товарищество». Настораживало то, что мало кто из детей назвал своим нравственным идеалом отца или мать, что многие ребята уважают людей за их силу, деньги, но не отмечают такие качества ,как порядочность, чуткость, доброта, совестливость, сострадание, скромность.

           Какого человека мы называем гражданином? Такого, кто требования социума к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам.

               Отвечая самим себе на эти вопросы и готовясь к работе с детьми , мы вместе с тем подошли к острой проблеме современности — к необходимости вести профилактику правонарушений. Одна из самых больших опасностей, подстерегающих наших детей,-  праздность рук и ума. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него «портится» голова , сердце и в конечном итоге — все его существо. «Не хлебом единым единым жив человек». Стремление  к прекрасному выделяет его из мира животных , совершенствует и облагораживает его биологическую природу.

            Народная мудрость гласит: «Человек есть то , что он из себя сделал». И это касается не только души человека , но и его тела. Отношение человека к себе , к к своей физической сущности способно существенно влиять на его жизнь.Оно может быть источником сильных страданий или радости, формирует стиль жизни.Ребенок должен стремиться физически развить, укрепить свое здоровье, чтобы быть способным щедро отдавать и помогать.

             В школе существует программа для детей младшего возраста «Идем дорогою добра», которая помогает побудить в ребенке желание стать лучше, избавиться от отрицательных черт характера.

           Первый блок программы : « У каждого дерева есть свой комелек ». Комелек — уменьшительное от комель- прикорневая часть ствола дерева.  С чего начинает расти. И у каждого из нас есть свой «комелек»- это свой дом, семья. «Дом родной, живу я в нем. Это самый лучший дом!» И чем крепче он , тем увереннее и безопаснее мы себя чувствуем.

                         В этот блок включены следующие мероприятия:

    1. Конкурс «Как не обижать взрослых».
    2. Конкурс «Четыре способа обрадовать маму».
    3. «Сюсю-мюсю»Как меня зовут дома и в школе
    4. Что умеют мои родители?
    5. Праздник именинников.
    6. Мама, папа и я — спортивная семья.
    7. Итоговый праздник «Семья и школа неразлучны»

                         Второй блок рассказывает о том, что мы на земле российской, которая испокон веков славится богатырями и мудрецами, умельцами народными, песнями задушевными, богатыми традициями. Но ныне утратили мы свои родовые корни, растеряли  накопленные дедами и прадедами навыки мастерства и ремесел. Зачерпнем же «живого тепла» народных традиций, поможем друг другу творить добро. Ведь без возрождения прошлого в настоящем немыслимо и само будущее.

             Темы этого блока:

                1.Предания старины (изучение).

                 2.Семейные умельцы (выставки).

                 3.Народные игры.

                  4.Загляни в бабушкин сундук.

    1. Что бы ты сделал, если бы был мэром с.Майя?
    2. «А как у нас говорят?».
    3. Праздник весны, осени, зимы.
    4. Итоговый праздник «Масленица»  .

             Третий блок: «Приходите к нам . Друзья. Будем вместе ты и я».Главная его идея — забота. Забота об улучшении окружающей жизни, о людях близких и далеких.

                Предлагаем такие темы:

      1.  Акция милосердия.

    1. 2.Круг общения «Моя помощь по дому».

    3.«Скажи кто твой друг».

    4.Поздравительная открытка.

    5.О дружбе и товариществе.

    6.Рыцарский турнир.

    7.Тесты и ситуации.

    8.Итоговый праздник «Фестиваль дружбы».

    Заключительный, четвертый блок программы: «Всем, кто любит родную землю, кто не безразличен к ее судьбе».

            В этот блок мы включили следующие виды работы:

    1. Работа экологической группы.
    2. Работа по озеленению.
    3. Игра — путешествие «Земля твой дом».
    4. Круг общения «Мои увлечения».
    5. Турнир знатоков природы.
    6. День птиц.
    7. Военно — туристические навыки.
    8. Итоговый праздник «День Земли».

     Каждому классному руководителю, в соответствии с принятой программой  , предстоит научить своих воспитанников общаться друг с другом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

    Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

    Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

    Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

    Гражданско-патриотическое воспитание в школе

    Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувст...

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

    Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

    Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодёжнинской средней общеобразовательной школы

    В работе  содержится идея реализации деятельностного подхода в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников....

    Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212

    Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в...