Гражданско-патриотическое воспитание в школе
методическая разработка на тему

Хлебодарова Антонина Ивановна

  Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.      

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско –патриотическое воспитание МОУ НОВОПЕТРОВСКАЯ СОШ

Слайд 2

Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна.

Слайд 3

важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания – учить миру

Слайд 4

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Слайд 5

Туристско-краеведческое направление

Слайд 6

Эстафета памяти 9 мая – День ПОБЕДЫ

Слайд 7

Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.



Предварительный просмотр:

                        Гражданско –патриотическое воспитание в

                                        МОУ Новопетровская СОШ

 

  Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.       Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования.  Гуманистическое  воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

В нашей школе накоплен определенный положительный опыт  по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.

   Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:

 1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

 2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

 3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

 4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

 Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы:

 

  • «День пожилого человека»,
  •  «День матери»,
  •  акция «Добрые дела- родной школе, селу»

Основная системообразующая деятельность воспитательной системы школы –

формирование

   гражданско-правового

   самосознания учащихся

Традиционные ключевые дела (годовой цикл традиционных дел) –

сформировавшиеся за многие годы работы, принятые и педагогами, и родителями, и учащимися события учебного года, которые стали определяющими в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном плане жизни школы и стали традиционными.

  1. Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Всех нас волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. Учителя истории Дорофеева Н.И. И Спинёва А.В. на  уроках истории и обществознания и во внеклассной работе знакомят детей с историей родного края.

Горелова Ирина Владимировна много лет является руководителем  туристско-краеведческого кружка. Там ребята постигают все премудрости туристической жизни. Также являются постоянными участниками районных и областных соревнований в этом направлении, где ни раз одерживали победу

2.     Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, баскетболу. Стал уже традиционным «Праздник здоровья и спорта» . В День Защитника отечества  проходят «Весёлые старты» и «А, ну-ка, парни».

  1. В канун 9 мая в школе прошёл Единый деньПАМЯТИ, в ходе которого учащиеся побывали на уроках мужества, приняли участие в концертной программе, смотрели фильмы о войне. Учащиеся  школы принимают активное участие в школьных и районных конкурсах, посвященных этой дате.

      Обязательным для наших ребят стало шефство над памятниками павшим  воинам- землякам и оказание помощи сельской администрации в наведении и поддержке порядка на территории муниципального образования. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать позиции хозяина родного села.

Каждый год, 8 и 9 мая, у памятников павшим  воинам проходят митинги. Уже традиционными стали встречи с ветеранами ВОВ и воинами – интернационалистами, прошедшими горячие точки в Афганистане.

Связь поколений – вот что поможет нашей молодежи сохранить страну в это трудное время и самим стать настоящими патриотами своей Родины.

  1. Эффективным  методом реализации целей патриотического воспитания является и проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре. Изучение традиций русской народной культуры в школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской, которой вот уже многие годы руководит Корнеева А,П,

В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, история родного края.

Спектакли и сказки, которые коллектив показывает, учат добру, вежливости и трудолюбию. 

28 февраля на площади у школы состоялся праздник «Русская масленица». Дети водили хороводы, участвовали в спортивных конкурсах, пели задорные частушки, угощались ароматными блинами, кульминацией праздника стало сожжение чучела зимы под дружные аплодисменты детей..

  1.  Музеи становятся центрами воспитательной работы, местом получения дополнительных знаний по истории, культуре, обычаям и традициям родного края. Одним из важных  аспектов этой  

Искусство есть такая же потребность для

 человека, как есть и пить. Потребность  

 красоты и творчества, воплощающего её,

 - неразлучна с человеком.                          

 Ф. М Достоевский

 

 

 

 Школьный музей искусств в течение четырёх десятилетий служит эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся.

 Произведения искусства несут в своей основе большую мысль и решают грандиозную задачу: учат наблюдать и понимать природу, жизнь и самого человека, глубже чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать.

 В музее работает группа экскурсоводов. Экскурсоводом может стать любой желающий.

 Систематически работая над собой, экскурсоводы становятся эстетически грамотными и воспитанными людьми и воспитывают эти чувства у других

 Добро пожаловать в музей искусств, созданный учителем рисования и труда, художником Иваном Ильичом Бескоровайным. К сожалению, он рано ушёл из жизни, но для нас он жив, ведь живы его работы, картины, жив созданный им музей.

Картины Ивана Ильича можно было назвать «Дары природы». Это и цветы в букетах, украшающие дома, и фрукты. На натюрмортах художника не дорогие грозди винограда, не апельсиновая оранжевость южных фруктов, а те плоды, которыми богат наш русский сад — яблоки. Они сочные, крутобокие, жёлто-красные, впитавшие в себя тепло нашего короткого лета.

 Цветы притягивают нас своим ароматом, формой, цветом. На них хочется смотреть, вдыхать чудесный аромат. Ромашки, васильки, астры, георгины, сирень. Здесь нет пышных, роскошных цветов. Неброская красота России — вот что отличает эти картины.

 

  1.  Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.

    Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодёжнинской средней общеобразовательной школы

В работе  содержится идея реализации деятельностного подхода в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников....

Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в...