Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»
материал по теме

 

 
Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала». 
  На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его дочь. Она рассказала, что местное кабельное телевидение снимала несколько месяцев назад о нем репортаж.  К моему стыду, я  не знала об этом человеке ничего. Поинтересовалась у своих родственников, кое-что узнала. 
  Сегодня у детей отсутствует стремление изучать историю своего родного края, чтобы гордиться и  хранить память о ветеранах Великой  Отечественной войны. К сожалению, и в школах несколько ослабла гражданско-патриотическая работа, да и в семьях уже практически не ведется работа по передаче накопленных знаний о подвигах и  трагическом прошлом людей, теперь для детей подвиги пионеров-героев не являются примером поведения. Выявленная проблема привела нас к идее проекта. 
   Актуальность.
Проект, распространяющий знания о Великой Отечественной войне, способствует реализации задачи гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения. Приобщаясь к героическому прошлому, изучая жизнь и боевые подвиги, учащиеся пополнят знания о малой Родине и ее героях. Да, от учителей и из книг мы знаем о героическом прошлом нашей Родины. Но знать -не значит почувствовать и прочувствовать. Вот после того как задумаешься о судьбе и подвиге тех, кто их совершал, осознаешь мотивы того, что двигало людьми… Разве не это формирует гражданина?
 Объект: краеведческий материал
    Мы провели устный опрос с учениками 3 класса.
В результате опроса учащихся школы мы выяснили: на вопрос – знаете ли Вы кто такой Ахтырский В.И. «да» ответили- 0 % , «кое-что» - 3 %, «нет» - 97% опрошенных. 
На вопрос – что вы знаете об Ахтырском В.И  ответили:
- Герой войны – 2 % учащихся;
- участник ВОВ– 8 % учащихся;
-  наверное, был войне – 90 %  опрошенных.
Обобщив данные устного опроса, мы решили встретиться с Ахтырским В.И., узнать у него о тех военных годах, подобрать художественные произведения, рассказывающие о событиях тех лет, узнать о подвигах  пионеров-героев, создать уголок о нем в нашем школьном музее.
Цель: 
- сформировать представление о жизни в годы ВОВ.
Задачи:
- пополнить знания о малой Родине и ее героях,
- расширять  кругозор школьников;
-развивать стремление изучать историю своего родного края, чтобы гордиться и  хранить память о ветеранах Великой  Отечественной войны.
- формировать гражданские качества личности ученика, которые проявляются в гордости за свою страну, родной край , в стремлении беречь и приумножать традиции и культурные ценности народа,
-воспитывать чувство гордости, уважения к ветеранам Великой  Отечественной войны.
Формы и характер деятельности при создании своей работы:
- знакомство с дневником и биографией участника ВОВ  Ахтырского В.И, сбор фотоматериал военных дней, (все фотографии, дневник и другие документы размещены с разрешения  Ахтырского В.И);
- подбор художественных произведений, рассказывающие о событиях тех лет, о подвигах  пионеров-героев.
- изучение надписей на фронтовых фотографиях;
- восстановление содержания дневника с фронта;
- запись беседы с Ахтырским В.И.,
-составление видеоряда  с использованием Microsoft Office PowerPoint 2003;
-выступить с  собранным материалом на классных часах, с целью рассказать о жизни в годы ВОВ,
- создание в  школьном музее уголка об Ахтырском В.И, чтобы защищать память участников ВОВ.
Творческая работа рассчитана на учащихся :
3-х классов и  призвана участвовать в  гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Гипотеза:
Работая над  проектом, изучая жизнь и боевые подвиги Ахтырского В.И., учащиеся пополнят знания о малой Родине и ее героях.
Материалы творческой работы  можно использовать: 
при проведении  литературно- музыкальных композиций  и на митингах, посвященных   знаменательным  датам.
на классных часах, посвященных жизни и подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны.
 
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом Задачи Деятельность педагогов Деятельность учащихся Деятельность родителей
1. Подготовительный этап Запуск проекта  «приобщение учащихся к военному прошлому нашей страны через изучение судьбы  Ахтырского В.И., капитане в запасе, участника ВОВ».
 
Предлагает тему для исследования,   информирует  детей и родителей о запуске проекта, выявляет возможности  каждой семьи для участия в проекте. Поиск материалов военных лет в семейных архивах, 
опрос родных и близких.
 
Получают информацию о запуске проекта, определяют возможности своего участия в нем.
2. Основной
Выполнение исследований.
Координирование действий всех участников проекта 1.Подбор и оформление документального материала   определение предмета исследования, оформление воспоминаний, подготовка мультимедийной презентации  проекта. Помогают подбирать материал из семейного архива.
2. Подбор литературно-музыкального материала Подготовка к  защите проекта.  
3. Заключительный 
Представление итогов проекта на защите проекта. Осмысление и 
понимание
значения Великой Отечественной войны для истории нашей страны. Защита проекта,  где представлены материалы исследования семейного архивов, видеозапись воспоминаний Ахтырского В.И., звучат стихи и песни о Великой Отечественной войне. Детям и взрослым  предоставляется возможность для предметного разговора и обсуждения  того, насколько это важно для будущих поколений – сохранить память о семейном примере труда и подвига.
   В данной разработке представлен ход работы над проектом, одним из  итогов которого стала защита проекта детьми. 
В материалах  отражена судьба Ахтырский Вячеслав Иванович, капитана в запасе, участника ВОВ, дошедшего до самого Берлина.  
   В проекте, мы расширяем представления и знания о жизни солдата во время войны, как неотъемлемой части общей истории страны,  на основе изучения его рассказа, фронтового дневника и других материалов из семейного архива. Учимся гордиться и хранить память о трагическом прошлом людей.
Приложение.
22 июня 1941 года дыма черная десница
Распростерлась над землей,
На полях горит пшеница,
Разъярив июньский зной,
Суетливо птицы кружат
Над расстрелянным селом,
Будто панихиду служат,
На восход крестясь крылом,
Едкий дух застывшей боли,
Сон кошмарный, - нынче быль…
                                    Сергей Байбара 
   Ахтырский  Вячеслав Иванович родился 3 марта 1922 года в деревне Ильясово Луховицкого района. После 6 класса Вячеслав Иванович продолжил обучение в г. Коломна. 
   В 1941г. его забирают на учения в особые авиационные войска и отправляют в Каменец –Подольскую область , местечко Ярмолинцы. Так как началась война их направляют учиться то в один город , то в другой . Сначала это были с. Ярмолинцы, затем город Умань, после г. Полтава, г. Харьков, г. Ростов-на –Дону,г. Батайск, г. Буденновск.
      10 апреля 1942г. Ахтырский В. И. окончательно покинул школу. 14 апреля 1942 г. перешел в 702 о.к.з. Б.А.О. г. Буденовск и начал  работу пиромеханником.
      Вячеслав Иванович бережно хранит карту, на которой отмечен весь его боевой путь.
   6 августа 1942г. отступает , по фронтовой пыльной дороге, в глубь Кавказа. 20 августа прибыл в город Махачкала, на берег Каспийского моря. До 25 ноября занимался строительством аэродрома. 25 ноября по 6 декабря 1942г. покидает город и едет эшелоном в Сталинградскую область  в совхоз «Конституция». По дороге эшелон обстреливали немецкие самолеты, оставляя после себя мертвые тела.   
   8 декабря 1942г. Вячеслав Иванович начинает обслуживать летные полки (штурмовики, истребители, ночники Эр-5).   1 января 1943г. Новый год Ахтырский проводит в землянке. Идет обстрел немецкими самолетами, вдали слышны разрывы авиабомб. 12 января 1943г. полк снова отступает и идет в г. Сталинград. 7 февраля вторично отправляется в Ростовскую область, на хутор Холодный. Здесь живет и обслуживает штурмовые войска  в течении 20 дней. 28 февраля 1943г. Вячеслав Иванович отправляется в хутор Мокро-Соленый, а оттуда 1 марта  направляется в станицу Багаевская. Там попадает под бомбежку. Рядом с ним падают 4 бомбы, но они чудом не взрываются. 4 марта отправляется на хутор Калинин, обслуживать истребительные полки.  6 марта покидает хутор и в 1-ой колонне на броневике  едет в город Шахты. Но от города остались только недогоревшие дома.   
  9 марта  отправляется в село Политотдельское. Начиная с 12 марта 1943г. и на протяжении 4-х дней их бомбят немцы. Много  солдат полегло в это время.  10 августа 1943г.,  в 2 часа ночи, Ахтырский совершает свой первый полет на Ил-2. 
  8 сентября его самолет сбили. Он спрыгнул на немецкую территорию. 12 сентября перешел линию фронта и вновь оказался на своем аэродроме. Позднее его отправляют в госпиталь.
   8 октября возвращается в село Семеновка. После его перебрасывают на Украинский фронт. 23 апреля 1944г. войска 4-го Украинского фронта пошли в наступление на перекоп и оз. Севашь. 9 мая 1944г. советские войска освободили Крым от немецких захватчиков. 
   4 июня их войска вновь перебросили, но уже на Белорусский фронт.  22 июня 1944г. советские войска перешли в наступление и погнали врага на запад.
   27 сентября 1944г. Вячеслав Иванович прибыл в Польшу. 
  14 января 1945г. его войско пошло в наступление. 16 января заняли Варшаву- столицу Польши. 
   Война закончилась 9 мая 1945 года в 2 часа ночи.  Но Ахтырский Вячеслав Иванович еще 2 года  продолжал находиться вне дома.
   9 мая в 6 часов утра ,ему было дано задание отвезти пустую тару из-под авиабомб из г. Деетц. 
   3 июня ездили с батальоном на экскурсию в Берлин. Там сделали фото у Рейгстага. 
Затем вернулись в г. Штраусберг, где сделали много памятных фотографий.
В июле его батальон уехал, Вячеслав Иванович остался один сторожить боеприпасы.
10 августа 1945 г. Прибыл в Тутово  и стал снова служить в своем батальоне. Тогда же и было сделано фото на аэродроме. 
    12 сентября 1945г. его батальон оправился в г. Барт собирать боеприпасы, а 22 сентября  1945г. они их подорвали .
   30октября   1945г.ему вручили Красное знамя и орден Красной звезды
23 января 1946г он переходитиз702 БАО в 7 окз АТП и работает завскладом.
Весь 1946 г. Ахтырский, находясь в Германии скучает по родным местам.
Только в 1947 г. он возвращается на Родину. 
     В декабре 1947г.  Вячеслав Иванович женился. У него родилось трое детей. 
Ахтырский В.И. начинает увлекаться  рисованием и пчеловодством.
В настоящий момент он проживает  по адресу: г. Луховицы, ул.Куйбышева-д.380 
Ахтырский Вячеслав Иванович с трепетом хранит карту , на которой изображен его путь во время ВОВ., свой ремень, планшет, фотографии, а самой большой ценностью является его дневник, который он вел с 1941 по 1947гг.
Вывод.
Я надеюсь, что при изучении  военного периода ВОВ  ,   современное подрастающее поколение будет гордиться ветеранами боевых действий нашей страны. И если хоть один ребенок захочет быть таким же, как и его прадед, то  не напрасно, наши солдаты сражались за свободу! Хотелось бы верить, что этот материал для подрастающего поколения, станет достойным примером для подражания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память – наша совесть,
Она как сила нам нужна!
                                                                       (Ю.Воронов)
Ссылки
Все фотографии , репродукции картин, страницы дневника опубликованы с разрешения Ахтырского В.И.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya-ahtvrskiy_.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.

В статье представлена методическая разработка музейного урока по теме "Тайны бабушкиного сундучка"...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Проект гражданско-патриотическое воспитание "Мой родной край"

Перед нами, педагогами  школьного образования,  стоит  задача –  помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расши...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

Социальный проект гражданско-патриотической направленности "Память никогда не исчезнет"

Одной из актуальных проблем современного общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет в...

Проект гражданско патриотическое воспитание

Классный час– это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию сис...