Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».
план-конспект урока (1 класс) по теме

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

 

Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_predki_-_kazaki.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения

в 1 классе

                                                                 

                                                                    Урок подготовила и     провела

      учитель начальных классов:

                                                         Гречишкина   Т.  В.

2014 г.

Тема:  « Мои  предки – казаки ».

Цель:

дать представление о казачестве, формирование полноценного гражданина и патриота Отечества, формирование личности на примере истории кубанского казачества.

Задачи:

- воспитание гражданственности и любви к родине;

- формирование мировоззренческой культуры;

- показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

 формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

 развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

 развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4.. Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование:

Административная карта Краснодарского края, иллюстрации, доска, комплект открыток «Краснодар», символика и гимн Краснодарского края,презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа. Постановка проблемы. /Под музыку «С чего начинается Родина»/.

1. Знакомство с символами края.

-Что перед вами? (Государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края)

-Да, это символы нашей Большой и Малой Родины. Сегодня мы поговорим о нашей Малой Родине, Краснодарском крае. Какое второе название нашего края вы знаете? (Кубань).

-Как называется столица Краснодарского края?

-А как раньше называлась?

-  Почему  столица Краснодарского края  раньше  называлась  Екатеринодаром?

3.Сообщение темы, определение цели урока.

– Для того, чтобы  это  узнать, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век.

4.Открытие   нового материала.

Рассказ  учителя  и показ слайдов о первых поселениях на Кубани.

В  18  веке  была  большая война России с Турцией (в это время правила в России умная и образованная императрица Екатерина )

Из   бывших Запорожских казаков стали набирать команды в русскую армию. Назвали эти команды «Войско верных казаков».  

-Кто же такие казаки?

Особые люди, вольные люди, очень свободолюбивые, селившиеся особняком, вдалеке от городов и деревень; они вели свое хозяйство, занимались ремеслами, а в военное время мужчины объединялись в войско и участвовали в военных действиях. Часто их нанимали на военную службу за прекрасное владение военным ремеслом.

Казачье войско сыграло важную роль в победе России над Турцией.

– В 1792 году Екатерина II подписала указ о переселении запорожских (а потом) и донских казаков для охраны южной границы Российского государства.

Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских:

«Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная».

– Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

– С этого времени особая роль на Кубани принадлежит казачеству.

Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты Суворова построили укрепление, казаки заложил крепость.

Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.

Ступил на берег доблестный казак.

 Взметнулось знамя чайкою в руках.

 Мечта людей – полетом вольных птиц.

 И на земле рождалась новь станиц.

 Тяжелый труд … Сражений жаркий пот …

 Казак здесь вскоре дивный «клад» найдет.

– Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника…

- Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…

 

Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

Вот такие построения велись нашими предками.

А сейчас, я предлагаю поиграть.

5.Закрепление  нового  материала.

 Игра «Мы строим хату казака».

Сегодня будем строить дом на радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём счастливым и весёлым.

Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом начинают строить дом.

Послушайте правила игры.

Я вам буду предлагать материал, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы хлопаете в ладоши. Если такой материал не применялся, то вы топаете ногами.

Начинаем играть.

Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, известь.

Слушание народных казачьих песен.

Кубанцы – великие труженики, быстрые и смелые наездники, верные и отважные воины. Но и отдыхать они умеют красиво, умеют украшать свою жизнь. Послушайте, какие протяжные, «раздольные» песни поют на Кубани, как степь – «просторные» и «широкие». /Слушание фрагментов песен/ А быстрые песни – веселые и зажигательные - передают удаль казаков / Слушание фрагментов песен /

Перед вами костюмы казаков и казачек.

Посмотрите, какие они яркие и красочные.

 Народная игра «А мы просо сеяли, сеяли…».

А маленькие казачата придумывали веселые зажигательные игры, сейчас в одну из таких игр мы поиграем. /Мальчики и девочки строятся рядами, разучивают игру/.

6. Подведение итогов урока.

– Нужен ли был вам этот урок? Для чего?

-  Какую  пользу  принесли  казаки  своей  стране?

– Наш урок завершается. Послушайте, пожалуйста, гимн Кубани.

Звучит гимн Кубани. Дети слушают его стоя

Заигрались мы с вами, а нам возвращаться давно пора. Закройте глаза.

Итак, мы снова в 2014 году, в современном Краснодарском крае

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Что было интересно, а что трудно?

Давайте попробуем дать характеристику своей работе на уроке с помощью сигнальных карточек.

        зеленая    - если мне всё было понятно, всё получалось,

            желтая     - не всё получалось, иногда было трудно,

              красная    - было сложно, не получалось, не понятно.

Спасибо вам за дружную работу на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.

В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....

Устный журнал Казак без веры - не казак

       Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...

Казак без веры - не казак

Внеклассное занятие...

Классный час " Казак без веры -не казак"

Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....

Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»

Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина  Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...