Рабочая программа по истории 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Рабочая программа по истории 4 класс по ФГОС  с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_4_klass.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского  муниципального района Нижегородской области

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол от 29.08.2014 № 01

Согласована

с зам. директора по УВР  Гаврилова Т.Б.

Утверждена

приказом директора

от 29.08. 2014г. № 49

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу «Родная история»

4 класс

Составитель:

Храмцова Л.С., учитель

начальных  классов, первая

квалификационная категория

Б.Терсень,

2014 г

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родной истории для 4 класса разработана на основе авторской программы Э.С. Иткина «Программа курса «Родная история» в 4 классе», Нижний Новгород, 2012.

Цель программы: пробуждение у учащихся интереса к истории России и формирование представлений об её основных событиях на протяжении более чем тысячелетнего периода - с IX по конец XIX века.

Характерной чертой курса является его органичная связь с краеведением. Краеведческая тематика красной нитью проходит через весь учебный материал.

Задачи курса:

образовательные - сформировать у учеников конкретные представления об основных событиях российской истории;

развивающие - сформировать начальные умения и навыки, необходимые для дальнейшего изучения истории в основной школе и старших классах;

воспитательные — решать проблемы социализации учащихся, воспитывать гражданственность и любовь к Родине.

Общая характеристика учебного предмета.

        Курс «Родная история»  активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.

        Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в ширь пространства. Программа создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения истории, она готовить к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

        В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности.  Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие  самих школьников в процессе ее приобретения.

        В рабочей программе  4 класса показываются и изучаются события истории через деяния людей, дается начальное представление о культуре прошлого: книгопечатание, живописи, архитектуре, музыке, рассказывая об их создателях. Даются краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу – воспитывать  уважение к культуре и традициям прошлого. Рабочая программа построена на материале отечественной истории.

        Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает интеллект, и сферу чувств младшего школьника.

        Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей. Работа по темам идет устно, что способствует обучению навыков общения, развитию речи и образного мышления младших школьников.

Место курса «Родная история» в учебном плане

Рабочая программа по родной истории рассчитана на 35 часов. Из расчёта 1 час в неделю. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 В основе учебно -воспитательного процесса курса родной истории заложены уважение к славянским народам, к служителям церкви, к защитникам Отечества, к российской армии, патриотизм, увство гордости за Нижегородский край.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные:

- формирование нравственных качеств на основе знакомства с христианской моралью;

- формирование чувства уважения к славянским народам;

- воспитание чувства единения с братскими народами;

- воспитание уважения к защитникам Отечества;

- формирование гордости  за Нижегородский край.

Предметные:

- правильно показывать на карте территории, границы государств, города, места   сражений, районы восстаний, реки, моря;

 - устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

 - выделять главную мысль в отрывке учебного исторического текста;

 - описывать факты, события, жизнь и деяния выдающихся исторических личностей;

- обобщать изученные факты, высказывать свое отношение к изучаемому, оценивать явления. Объяснять употребляемые исторические термины;

 - сравнивать отдельные события, памятники культуры, положение различных слоев населения, выделять общее и различия, подтверждать выводы примерами;

- образно, доказательно излагать изучаемый материал о важнейших событиях в жизни страны, края, быте населения в разные времена.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Содержание программы

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во

часов

1.

Введение

3 ч.

2.

Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 века  

6 ч.

3.

Расцвет и упадок Древней Руси (10-12  века)

5  ч.

4.

Раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями (13-14 века)

6 ч.

5.

Московская Русь 15-17 веков

7 ч.

6.

Российская империя (18 -19  века)

8 ч.

7.

Итого.

34 ч.

Введение (3 часа)

Что такое история, и зачем её надо изучать. Родина-мать. Муза истории Клио. «Отец истории» Геродот.

Исторические источники (вещественные, письменные, прочие). Археология. Работа археологов. Скифские курганы.

 Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 века  (6 часов)

Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Природа, быт, занятия славян.

Славянские боги и верования; язычество.

Воинственные соседи славян: варяги и кочевники. Происхождение слов Русь, Россия, русский.

Былины - источник знаний о Киевской Руси. Что такое былина. Русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович. Князь и дружина. Владимир Красное Солнышко.

Что рассказывают былины о занятиях русских людей. Крестьяне и купцы. Путь «из варяг в греки». Выгоды и опасности торговли.

Повторительно-обобщающий урок.

Расцвет и упадок Древней Руси (Х-ХП века) (5 часов)

Крещение Руси. Русь и Византия. Первые русские христиане. Принятие христианства на Руси.

Развитие письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Н< чем и как писали в Древней Руси. Берестяные грамоты. Рукописные книги.

Летописцы и летописи. Монастыри - центры грамотности и культуры. Киевский Печерский монастырь - колыбель самой известной летописи «Повесть временных лет». Создатель «Повести» Нестор. Нижегородский монах Лаврентий. Лаврентьевская летопись.

Как управлялась Русь. Волости. Очередной порядок наследования престола. Княжеские междоусобицы. Набеги половцев.

Упадок Киева. Распад единого государства.

Повторительно - обобщающий урок.

Раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями (XIII - XIV века) (6 часов)

Северо-Восточная Русь. Угро-финские племена-северные соседи восточных славян. Расселение русичей в междуречье Оки и Волги. Формирование русской народности. Перенесение столицы из Киева во Владимир. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович.

Нашествие полчищ Батыя на Русь. Монголы. Монгольское войско. Завоевания монголов. Разгром Рязани. Покорение Руси.

Борьба Новгорода со шведскими и немецкими рыцарями. Битва на Неве. Ледовое побоище. Александр Невский.

Монгольское иго. Сбор дани баскаками. Выступления против монгольских притеснителей. Восстание в Нижнем Новгороде.

Князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский. Объединение русских сил для отпора монголам. Куликовская битва. Её значение.

Повторительно-обобщающий урок.

Московская Русь   15 – 17 веков  (7часов)

Возвышение Москвы и образование единого Русского государства. Выгодное положение Москвы. Иван Калита-первый собиратель русских земель. Падение монгольского ига. Иван Ш-государь всея Руси. Царь и бояре.

Дворяне и духовенство. Службы и быт дворян в ХУ-ХУП веках. Духовенство черное.

Жизнь и быт крестьян, ремесленников, купцов в ХУ - ХУП веках. Крестьяне и их закрепощение. Городские ремесленники и купцы.

События ХУ1 века. Иван Грозный. Опричнина. Федор Иванович-последний царь из рода Рюриковичей. Борис Годунов. Начало Смутного времени. Лжедмитрий. Россия на краю гибели.

Подвиг Минина и Пожарского. Нижегородское ополчение. Изгнание польских захватчиков. Избрание царем Михаила Федоровича Романова.

Основные события ХУП века. Восстание Степана Разина. Воссоединение Украины с Россией.

Повторительно-обобщающий урок.

Российская империя 18 – 19 веков (8 часов)

Международное положение России к концу ХУП века. Оторванность страны от морей. Детство Петра Первого. Военные забавы Петра в юности и основание русских армии и флота.

Начало Северной войны. Полтавская битва. Окончание войны. Провозглашение России империей. Петровские преобразования Петр Великий. Строительство Санкт-Петербурга. Петербург - столица империи.

«Золотой век» дворянства Екатерина Вторая. Развитие России в годы её правления. Экономика, культура. Расширение прав дворян. Бесправное положение крестьянства. Апофеоз крепостничества. Восстание под руководством Емельяна Пугачева.

Отечественная война 1812 года. Император Наполеон Бонапарт. Начало войны. Что такое Отечественная война. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Александр Первый. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Французы в Москве. Партизаны. Отступление и гибель «великой армии». Победа России в войне - подвиг армии и народа.

Крепостничество - тормоз развития страны (сельского хозяйства, промышленности и торговли). Крымская война и ее итоги: необходимость отмены крепостного права. Александр Второй. Отмена крепостного права в 1861 году.

Труд и быт крестьян и рабочих после отмены крепостного права. Экономическое развитие страны в пореформенный период. Борьба рабочих за улучшение экономического положения. Морозовская стачка.

Нижний Новгород в конце XIX века. Сормовский завод. Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород - «карман» России. Жизнь города: купечество, горожане, босяки. Главные улицы Нижнего: Большая Покровская, Рождественская, Ильинская и другие. Места, связанные с детством А.М.Горького. Волжский Откос. Повторительно-обобщающий урок.

Тематическое планирование

 №

урока

Тема

урока

Дата

проведения

УУД (на раздел)

личностные

предметные

метапредметные

Введение

1

Что такое история

05.09.14

Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина.

Ценностное отношение к труду археологов

Знать: что такое история; археология.

Как историки узнают о прошлом.

Уметь: пересказать текст.

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:  

выражение своих мыслей.

2

Как историки узнают о далеком прошлом людей

12.09.14

3

Археология-помощница истории

19.09.14

Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 вв.

4

Восточные славяне

26.09.14

Ценностное отношение к обычаям других народов.

Ценностное отношение к природе.

Ценностное отношение к защитникам Отечества.

Ценностное отношение к труду как к основе материального благосостояния людей

Знать: основные понятия (славяне,обычаи славян, ремесленник, былина)

Уметь: работать по карте; пересказывать текст, слушать других

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

5

В каких богов верили славяне

03.10.14

6

Славяне и их соседи

10.10.14

7

Былины-источник знаний о Древней Руси

17.10.14

8

Что рассказали былины о занятиях русских людей

24.10.14

9

Обобщающий урок по теме «Восточные славяне. Древняя Русь 9-10 в.в.»

31.10.14

Расцвет и упадок Др.Руси 10-12 вв.

10

Крещение Руси

14.11.14

Нравственно-этическое отношение к своим предкам, к прошлому своей Родины

Знать: как на Руси установилось христианство; о роли князя Владимира; как развивалась письменность; кто такие летописцы.

Уметь: давать характеристику историческим деятелям

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

11

Развитие письменности на Руси

21.11.14

12

Летописи и летописцы

28.11.14

13

Упадок Др.Руси

05.12.14

14

Обобщающий урок по теме «Расцвет и упадок Древней Руси 10-12 в.в.»

Раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями

15

Северо-Восточная Русь. Основание Москвы и Н.-Новгорода

12.12.14

Личное переживание.

Ценностное отношение к подвигам предков

Знать: об основании Москвы и Нижнего Новгорода,о нашествии Батыя на Русь, о борьбе против монгольского ига.

Уметь:рассказывать об исторических деятелях;о битвах; устанавливать длительность исторических событий; работать с картой.

16

Нашествие полчищ Батыя на Русь

19.12.14

17

Борьба Новгорода со швед. И немец. захватчиками

26.12.14

18

Монгольское иго и борьба Руси против него

16.01.15

19

Куликовская битва.

23.01.15

20

Обобщающий урок по теме «Раздробленность Руси и борьба с иноземными завоевателями»

30.01.15

Московская Русь 14-17 вв.

21

Возвышение Москвы и образование единого Русcкого государства

06.02.15

Уважительное отношение к людям, заботящимся о духовной жизни, к людям труда.

Неприятие жестокости и насилия- личное переживание

Знать: социальную структуру российского государства; структуру средневекового города; главные исторические события

16 века.

Уметь:

Работать с картой, рассказывать и пересказывать, излагать свою точку зрения

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

22

Дворяне и духовенство

13.02.15

23

Крестьяне, ремесленники и купцы

20.02.15

24

Москва – столица Русcкого государства

27.02.15

25

События 16 в. Иван Грозный

06.03.15

26

«Бунташный век»

13.03.15

27

Обобщающий урок «Московская Русь 14-17 вв.»

20.03.15

Российская империя 18-19 вв.

28

Как Россия стала империей

03.04.15

Ценностное отношение к труду на благо России, к знаниям.

Ценностное отношение и любовь к родному краю.

Знать: основные события Российской империи 18-19 веков;

Выдающихся личностей(Петр Великий и Екатерина Великая ) и их реформах.

Уметь: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями; рассказывать о битвах и исторических деятелях.

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

29

Петровские преобразования

10.04.15

30

Екатерина II и ее время

17.04.15

31

Отечественная война 1812 г.

24.04.15

32

Как было отменено крепостное право

08.05.15

33

Россия после отмены креп. права

15.05.15

34

Нижний Новгород в конце 19 в.

22.05.15

35

Обобщающий урок «Российская империя 18-19 вв.»

29.05.15

Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

 Программы регионального пропедевтического курса «Родная история» для 4 класса общеобразовательных учреждений Э.С. Иткин, Нижегородский институт развития образования,  2012

 Учебник: Родная история Э.С. Иткин, Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012

Печатные пособия

Карты географические

Технические средства обучения

Ноутбук

Мультимедийный пректор

Интерактивная доска

Принтер

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

ЭОР  http://metodist.lbz.ru

http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс

Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа ориентирована на учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского "История Средних веков" М.: Просвещение и истории России с древности до конца XVI века под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ

Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая  ...

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс...

Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....