Рабочая программа факультатива "Нижегородская сторона" 2-4 классы
рабочая программа (2 класс) на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Рабочая программа "Нижегородская сторона" составлена на основе авторской региональной программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой "Нижегородская сторона" в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorodskaya_storona.docx93.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского  муниципального района Нижегородской области

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол от 29.08.2014 № 01

Согласована

с зам. директора по УВР  Гаврилова Т.Б.

Утверждена

приказом директора

от 29.08. 2014г. № 49

Рабочая программа факультативного курса «Нижегородская сторона»

2-4 классы

Разработана на основе авторской региональной программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой «Нижегородская сторона» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Составитель:

Храмцова Л.С., учитель

начальных  классов, первая

квалификационная категория

Б.Терсень ,

2014

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Нижегородская сторона» разработана на основе авторской региональной программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой «Нижегородская сторона» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели курса:

1.создание условий для развития читательского интереса и овладение читательской деятельностью младшими школьниками на краеведческом материале

2.формирование духовно – нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности на основе создания образа Нижегородского края и его центра – Нижнего Новгорода, первичного знакомства с жизнью Нижегородчины сегодня и в прошлом

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

развивать

1) потенциальные возможности речевого и дыхательного аппарата

2)познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними

3)воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания

4)представления о достопримечательностях Нижегородского края

5)историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала

6)речь учащихся, осуществлять лингвистическое развитие младших школьников в процессе знакомства с нижегородскими диалектизмами, устным народным творчеством

7)эстетические патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья

 учить (на основе внедрения здоровьесберегающих технологий)

1)осознанному восприятию содержания краеведческого материала в процессе слушания и чтения

2)дифференциации научно-познавательных и художественных текстов

3)способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера

4)умению работать с краеведческим материалом учебников для 2-4 классов

 воспитывать

1)положительные привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе изучения курса «Нижегородская сторона»

2)творческую личность в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности

3)духовно-нравственные качества в младших школьниках

4)бережное отношение к этнокультурному наследию родного края

5)патриотическое отношение к своей малой родине 

Общая характеристика учебного курса

 (Из авторской программы курса «Нижегородская сторона» В.Ф.Одеговой)

 Как часть литературного чтения, курс «Нижегородская сторона» создает условия для успешного решения типичных предметных задач: совершенствование навыка чтения, организация понимания читаемого на уровне подтекста и идеи, формирование отношения к художественной литературе как к искусству.

 В интегрированном курсе литературного чтения «Нижегородская сторона» реализуются идеи формирования нравственных начал личности младшего школьника через образ малой родины, созданный в процессе овладения навыком читательской деятельности.

 Перспективность и востребованность регионального курса «Нижегородская сторона» в нашей области обеспечиваются не только общеизвестными \ доступность, научность, систематичность…\, но и другими актуальными принципами и подходами.

 Это, прежде всего, принцип интеграции, подразумевающий несколько аспектов:

1)необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирование их познавательной активности

2)интеграция курсов литературного чтения и краеведения, цель которой – приобщение к духовно-нравственным ценностям малой родины через чтение краеведческого материала, творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия Нижегородского края

3)возможность формирования позитивной мотивации и познавательного интереса к получению новых знаний, оптимального комплексного решения учебных задач более широкого ряда предметных курсов – литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира

 Важнейшим условием эмоционального воздействия на учащихся является реализация принципа фольклористики.

 Курс «Нижегородская сторона» включает в себя не только исторический, этнографический и экологический материал в адаптированном к возрасту учащихся виде, но и различные направления народного творчества – фольклорно-лингвистического. Изучение богатства устного народного творчества проходит через весь курс «Нижегородская сторона» (2-4 классы).

 Знакомство и освоение секретов декоративно – прикладного искусства родного края в практическом плане предполагается осуществлять также на протяжении всего курса.

Принцип наглядности обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашей области. Реализация данного принципа осуществляется через структуру учебного пособия, демонстрацию натуральных объектов в музее, на экскурсии, при просмотре видеофильмов, кинофильмов, мультимедийных средств.

 Эффективную реализацию многоплановости содержания курса «Нижегородская сторона», охватывающего вопросы истории, географии, экономики, искусства, литературы обеспечивает принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 Возрастной принцип определяет специфику содержания в начале знакомства с родным краем не на основе хронологии, а на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя. В соответствии с этим положением различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе преподавания по возрастающей степени сложности.

Принцип экологизации предполагает использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения литературному слушанию и чтению, а также экологизацию содержания.

 Реализация принципа экологизации в процессе чтения и осознания текстов краеведческого характера направлена на формирование личности младшего школьника, на укрепление физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

 Успешность реализации данных принципов строится с учетом и на основе деятельностного подхода, который предполагает деятельностное состояние коры головного мозга в процессе слушания и чтения текстов краеведческого содержания. Активное, заинтересованное отношение обучающихся порождается разными видами деятельности:

а) познавательная деятельность порождает знания;

б)ориентационная – ценности;

в) художественная – произведения искусства и представления о них;

г) проектная деятельность направлена на создание идеальной действительности, которая, в свою очередь, дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития.

Отличительной особенностью интегрированного курса

 «Нижегородская сторона» являются принципы отбора содержания: литературоведческий, краеведческий, хронологический.

Литературоведческий принцип позволяет восполнить недостаток многих действующих УМК по литературному чтению: расширить его содержание за счет включения произведений научно – познавательного характера, что обеспечивает формирование более четких представлений у младших школьников о разнообразии стилевых и видо-жанровых особенностей текстов по чтению.

 На основе краеведческого принципа решаются проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов. Краеведческий принцип отбора содержания по литературному слушанию и чтению способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.

Хронологический принцип положен в основу отбора содержания третьего и четвертого года обучения. К этому времени мышление младшего школьника достигает определенного уровня абстракции, ученик обладает достаточным кругозором, представлениями об окружающем мире, воображением, словарным запасом, свободно оперирует многозначными числами.

Место учебного курса в учебном плане

Курс «Нижегородская сторона» является факультативным. На его изучение во 2,3 и 4 классах отводится по 34 часа в год – это по 1 часу в неделю, 34 учебные недели.

Описание ценностных ориентиров

В интегрированном курсе литературного краеведения «Нижегородская сторона» реализуются идеи формирования нравственно-патриотических начал личности младшего школьника через образ малой родины, созданный в процессе овладения навыком читательской деятельности. В ходе реализации этих идей создаются необходимые условия, благоприятствующие продвижению и развитию, становлению личности каждого ученика на основе позитивной мотивации к чтению как процессу, как к предмету, как к источнику информации.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Нижегородская сторона»

            Личностные УУД:    

1)Эмоциональность: умение осознавать и определять свои эмоции на основе восприятия произведения;

2)Эмпатия: умение осознавать и определять  эмоции других людей;

3)Чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы;бережное отношение ко всему живому, чувство красоты;

4)Любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;

5)Выражение своего отношения к родному краю, его ценностям, в конкретных поступках;

6)Соблюдение правил поведения в музеях;

7)Проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.

Метапредметные результаты:

 Регулятивные УУД:

1)Самостоятельное формулирование темы и цели урока;

2)Составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

3)Работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

4)Умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности;

Познавательные УУД:

1)Умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

2)Использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

3)Извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема.

4)Умение пользоваться словарями, справочниками;

5)Построение рассуждений,;

6)Знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области, своего района;

7)Знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области.

Коммуникативные:

1)Оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации;

2)Высказывание и обоснование своей точки зрения,

3)Умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

4)Возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

5)Умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

1)Умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

2)Деление текста на части, составление простого и сложного плана;

3)Самостоятельное формулирование главной мысли текста;

4)Нахождение  в тексте материала для характеристики героя;

5)Составление устных и письменных описаний;

6)Определение жанра  произведений по определенным признакам;

7)Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

2 класс

3 класс

4 класс

Найдешь ли краше и мудрее

10

10

9

Были и небылицы

9

9

9

В Оке и Волге отражаясь

12

10

13

Нижегородские левши.

1

2

1

Народные традиции  нижегородцев

2

3

2

Итого

34 ч.

34 ч.

34 ч.

 Содержание курса

Класс/тема

2 класс

3 класс

4 класс

Найдешь ли краше и мудрее…

Путешествие по карте области. Небольшие по объему литературные произведения нижегородских авторов различных жанров о родной природе. Учебные тексты.

Произведения различных жанров нижегородских авторов о красоте, богатстве и мудрости родной природы, в том числе и о людях как о  составляющей природы

Описание красоты и богатства родного края в произведениях различных жанров. Известные нижегородцы. Символы всемирной славы.

Были и небывальщина

Произведения нижегородских авторов о героическом прошлом. Чтение крупнообъемных произведений устного народного творчества - былин, сказов, легенд, сказок.

Знакомство со сказками Нижегородской области различных видов: волшебными, бытовыми, о животных

Песни, сказы, сказки, легенды земли нижегородской. Житие святого благоверного князя Георгия Всеволодовича-основателя Нижнего Новгорода

Пословицы, сказки, легенды, былины об Илье Муромце, жития святых Серафима Саровского, Александра Невского

В Оке и

Волге отражаясь...

Циклы произведений различных жанров о городе Нижнем Новгороде

Нижний сегодня

Летопись Нижнего Новгорода

Архитектура, культура религиозные объекты различных конфессий, транспорт, торговля

Сказания и предания о возникновении Нижнего Новгорода Быт нижегородцев.

Главные исторические события земли нижегородской: Владимиро-Суздальское княжество Нижегородское ополчение и др. славные земляки и гости Нижнего. Героизм. Древнейшие города и посады Нижегородского Поволжья

Нижегородские левши

Знакомство с литературными произведениями, рассказывающими о секретах хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи.

Статьи и легенды об изделиях из металла, камня, лозы

Вышивка, кружево, ткачество

Народные традиции нижегородцев

Знакомство с народными играми, хороводами, песнями

Знакомство с праздниками народов родного края.

Литературоведческие знания

Жанры

Стихотворения, художественные и научно-познавательные рассказы, легенды

Исторические рассказы, очерки, гимны, зарисовки, повествование, стихотворения, летопись

Былины, пьесы, житие, оды, воспоминания, мемуары, хроника

Тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Раздел

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

на раздел

УУД на раздел:

Дата

Кор-

ка

Найдешь ли краше и мудрее

10

Знакомство с картой Нижегородской области. Находить на карте России

 родной регион.

 Практическая работа с картами.

 Включение в исследовательскую деятельность.

Развитие вкуса к родному слову.

 Воспринимать тексты в процессе литературного слушания, оценивать услышанное.

 Мотивировать к сбору стихов поэтов-нижегородцев.

Знакомиться с ядовитыми растениями.

Личностные: формирование созидательных патриотических отношений с окружающим миром и малой родиной

Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно ) закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного рода (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе…);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений родного края

Предметные:первоначальные знания о нашей малой родине.

Нижегородская область на карте.

Природа, население, районы и районные центры.

Картины родной природы в стихах нижегородских поэтов

Это опасно. Научно – познавательные рассказы и зарисовки о ядовитых растениях нашего края.

1

Богатства Нижегородской стороны: люди и их славные дела

1

03.09

2

Мы и наши соседи

1

10.09

3

Картины родной природы. Весна красна.

1

 

17.09

4

Картины родной природы. Вспоминаем лето.

1

24.09

5

Секрет золотой хохломы.

1

01.10

6

Картины родной природы. Богатства золотой осени.

1

08.10

7

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени.

1

15.10

8

Городецкие сюжеты.

1

22.10

9

Картины родной природы. Зимние пейзажи

1

29.10

10

Это опасно

1

12.11

Были и небывальщина

9

Знакомиться с различными жанрами устного народного творчества Нижегородчины.

Принимать участие в народных играх с закличками.

Моделировать ситуации, требующие соблюдения культурной нормы поведения на уроке

Обсуждать особенности волшебных сказок, принимать участие в театрализации отрывков.

Оценивать поведение героев, использовать при этом пословицы.

Извлекать необходимую информацию из учебника по заданию учителя

Различать произведения авторские и народные.

Практическая работа: подбирать из печатных изданий сказки нашего края

Личностные: способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме

Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно ) закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного рода (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе…);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений родного края

Предметные: Устное народное творчество нижегородского края.

Заклички.

Волшебные сказки.

Бытовые сказки.

Авторские сказки.

11

Как аукнется – так и откликнется

1

19.11

12

Всяк своего счастья кузнец

1

26.11

13

Друг познается в беде.

1

.

03.12

14

На языке- мед, а на уме -лед

1

 

10.12

15

Чужой хлеб всегда вкусен.

1

.

17.12

16

Авторские сказки С.Афоньшина.

1

.

24.12

17

Лисьи проделки

1

14.01

18

Лисьи проделки

1

21.01

19

Тест «Проверяем себя»

1

28.01

В Оке и Волге отражаясь

12

Обсуждать сведения о достопримечательностях, святынях родного города, фиксировать их облик с помощью образного слова или изображения \рисунок, фотография\

Практическая работа с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Н.Новгорода, соотносить их словесное описание с наглядным изображением

Выполнять правила безопасного поведения во время экскурсии по достопримечательностям родного города.

Подбирать информацию о некоторых фактах истории Нижегородского Кремля

Личностные: осознание себя жителем Нижегородского края, чувство ответственности за его природу и культурное наследие предков

чувство любви к отчему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях нижегородской земли

Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно ) закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного рода (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе…);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений родного края

Предметные: главный город нижегородского края в стихах и песнях нижегородских авторов.

Достопримечательности современной столицы Поволжья.

Нижегородский Кремль

Нижегородская ярмарка

Религии и храмы.

Музеи города. Театры и кинотеатры.

Площади, улицы и набережные Нижнего.

Нижегородский транспорт.

Экскурсии:

Достопримечательности села

20

Наш город Н.Новгород.

1

04.02

21

Н.Новгород – центр ижегородс

кой области и Поволжья

1

11.02

22

Символы Н.Новгорода.

1

.

18.02

23

Нижегородский кремль.

2

25.02.

24

Нижегородский кремль

04.03

25

Н.Новгород.- Богатый торговый город

2

11.03

26

Н.Новгород.- Богатый торговый город

18.03

27

Религия и храмы.

1

01.04

28

Музеи.

1

08.04

29

Театральный Нижний.

1

15.04

30

Центральные площади улицы и набережные Нижнего

1

22.04

31

Нижегородский транспорт.

1

 

29.05

Нижегородские левши

1

Описывать и сравнивать виды росписей на основе наглядных объектов.

 Выполнять простейшие элементы и узоры хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи

Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду

Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно ) закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного рода (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе…);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений родного края

Предметные: художественные росписи: хохломская ,городецкая, полхов-майданская

32

Прекрасное рядом

1

06.05

Народные традиции  нижегородцев

2

Знакомиться с народными традициями нижегородцев, принимая практическое участие в сюжетных детских играх, хороводах.

Обсуждать правила поведения во время коллективных игр.

Личностные: осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте Отечества

Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно ) закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного рода (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе…);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений родного края

Предметные: сюжетные детские игры Нижегородской области: «Гуси-лебеди летели», «Домовой»,«Курочка с цыплятками», «Совушка» и др.

33

Народные традиции  нижегородцев

1

13.05

34

Итоговый урок

1

20.05

К концу 2 класса учащиеся узнают:

способ грамотного чтения слов различной длины

правила чтения

наиболее выдающиеся достопримечательности Нижнего Новгорода

названия наиболее известных площадей и улиц

фамилии нижегородских писателей и поэтов

количество районов области и несколько их названий

свой адрес \ город, район, улица, дом, квартира

названия рек, по берегам которых раскинулся Нижний Новгород

 наизусть тексты песен о Нижнем Новгороде

основные национальности и народности, населяющие наш родной край

произведения устного народного творчества нижегородцев

 некоторые виды декоративно – прикладного искусства Нижегородской

 области

получат возможность научиться:

читать с опорой на гласные и конец слова целыми словами небольшие тексты краеведческого характера различных жанров

 регулировать свое дыхание при чтении

 выдерживать паузы и интонации на знаках препинания и перед союзом И

 слушать в исполнении учителя тексты краеведческого содержания

 формулировать варианты вопросов к одному предложению и отвечать на эти вопросы с соответствующим логическим ударением

 различать произведения авторские и народные

 отличать прозаические произведения от поэтических

 выражать свое отношение к поступкам героев

 прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам

 узнавать достопримечательности г.Нижнего Новгорода на иллюстрациях, фотографиях и в ходе экскурсий

 узнавать по контуру Нижегородскую область на карте

 проявлять уважение к людям разных национальностей

 выполнять простейшие элементы и узоры хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи

 выполнять макеты современных домов из различных материалов

 во время досуга и в праздники играть в народные игры, водить хороводы

Тематическое планирование 3 класс

Тема урока

Раздел

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

на раздел

УУД на раздел:

Дата

Кор-

ка

Найдешь ли краше и мудрее

10

Читать и заучивать наизусть стихи.

Работать по карте.

Выполнять иллюстрации к текстам.

Читать выразительно.

Читать и выделять главное.

Сочинять небольшие стишки.

Личностные: чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

 самостоятельное формулирование темы и цели урока;

составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

умение пользоваться словарями, справочниками;

осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

 высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы

Предметные:

умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

деление текста на части, составление простого и сложного плана; самостоятельное формулирование главной мысли текста;

подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

составление устных и письменных описаний;

по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

умение видеть языковые средства, использованные автором;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

1

Нижегородье – жемчужина России

1

03/09

2

Истоки душевной красоты нижегородцев

1

10.09

3

Природу-мать умей уважать

1

 

17.09

4

Неподражаемый юмор нижегородцев

1

24.09

5

Природу-мать учись воспевать

1

01.10

6

Наша сила и слава – в памяти о прошлом

1

08.10

7

Человек – это звучит гордо!

1

15.10

8

Человек – это звучит гордо!

1

22.10

9

Народные песни Нижегородчины

1

29.10

10

Обобщающий урок по разделу «Найдешь ли краше и мудрее»

1

12.11

Были и небывальщина

9

Моделировать.

Иллюстрировать произведения.

Дополнять предания своими представлениями.

Дописывать по образцу.

Доказывать свою точку зрения, используя высказывания из текста.

Сравнивать тексты.

Составлять модельный план.

Отгадывать и сочинять загадки.

Личностные: интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

 организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

 умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

умение пользоваться словарями, справочниками;

осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы

Предметные: умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

деление текста на части, составление простого и сложного плана; самостоятельное формулирование главной мысли текста;

нахождение в тексте материала для характеристики героя;

подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою),;

составление устных и письменных описаний;

по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

умение видеть языковые средства, использованные автором;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

11

Ума за деньги не купишь

1

19.11

12

Ума за деньги не купишь

1

26.11

13

 О глупом и коварном волке

1

.

03.12

14

О глупом и коварном волке

1

 

10.12

15

Жадность до добра не доводит

1

.

17.12

16

 Нижегородские левши

1

.

24.12

17

Народные традиции нижегородцев

1

14.01

18

Народные традиции нижегородцев

1

21.01

19

Обобщающий урок по разделу «Были и небывальщина»

1

28.01

В Оке и Волге отражаясь

10

Читать стих и оды. Выделять особенности оды.

Доказывать свою правоту.

Составлять программу самовоспитания.

Пересказывать тексты.

Выборочное чтение.

Отвечать на вопросы.

Задавать вопросы.

Подбирать эпитеты.

Озаглавливать произведение.

Рисовать иллюстрации.

Личностные: любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

 извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

умение пользоваться словарями, справочниками;

осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

 знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

 знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

 высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы 

Предметные: умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

деление текста на части, составление простого и сложного плана; самостоятельное формулирование главной мысли текста;

нахождение в тексте материала для характеристики героя;

подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;

составление устных и письменных описаний;

по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

умение видеть языковые средства, использованные автором;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

20

Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «путешествие в прошлое»

1

04.02

21

Появление славян у Дятловых гор

1

11.02

22

Основатель Нижнего Новгорода

1

.

18.02

23

Восславление основателя Нижнего Новгорода

1

25.02.

24

Решение об основании Нижнего Новгорода

04.03

25

Решение об основании Нижнего Новгорода

1

11.03

26

Основание Нижнего Новгорода

18.03

27

Как строился Нижний Новгород

1

01.04

28

Как строился Нижний Новгород

1

08.04

29

Обобщающий урок по разделу «В Оке и Волге отражаясь»

1

15.04

Нижегородские левши

2

Читать произведения нижегородских авторов.

Учиться объяснять непонятные слова, находить их в словарях.

Находить информацию по теме в интернете и других источниках.

Личностные: работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;

соблюдение правил поведения в музеях и театрах.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

 умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

умение пользоваться словарями, справочниками;

осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы

Предметные:

самостоятельное формулирование главной мысли текста;

нахождение в тексте материала для характеристики героя;

подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

составление устных и письменных описаний;

по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

умение видеть языковые средства, использованные автором;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

30

Нижегородские левши

1

22.04.

31

Нижегородские левши

1

29.04.

Народные традиции  нижегородцев

3

Рассказывать о своих традициях

 

Личностные: интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

умение пользоваться словарями, справочниками;

осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы 

Предметные:

умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

самостоятельное формулирование главной мысли текста;

нахождение в тексте материала для характеристики героя;

подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

умение видеть языковые средства, использованные автором;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

32

Нижегородские народные традиции

1

06.05

33

Это интересно

1

13.05.

34

Итоговый урок Праздник «Люблю тебя, мой край родной»

1

20.05

Тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Раздел

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

на раздел

УУД на раздел:

Дата

Кор-

ка

Найдешь ли краше и мудрее

6

Заучивание стихотворений;

создание моделей взаимодействия героев сказок, иллюстраций;

использование коллективной декламации повторяющихся эпизодов текстов.

Личностные: любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения; чувство прекрасного, умение воспринимать красоту природы

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе - моделирования

Коммуникативные УУД:

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

Предметные:

Представление о взаимоотношениях человека и природы в стихах нижегородских поэтов

и писателей

1

Моя малая Родина

1

05.09

2

Моя малая Родина

1

12.09

3

Галерея славных имен

1

 

19.09

4

Авторские произведения И.Трубина

1

26.09

5

Авторские произведения И.Трубина

1

03.10

6

Обобщающий урок по разделу «Найдешь ли краше и мудрее»

1

10.10

Были и небывальщина

13

Организация словесного творчества: создание собственных текстов заданных жанров: небольших стихов, сказок; рассказывание (интерпретация) своих вариантов сказок (изменение концовки, придумывание продолжения произведения);

 создание моделей взаимодействия героев сказок, иллюстраций;• использование коллективной декламации повторяющихся эпизодов текстов;

подготовка и осуществление инсценирования сказок и др.

Личностные: чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности.

Познавательные:

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе - моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

Предметные:

Устное народное творчество нижегородского края:

Загадки.

Нижегородские народные сказки

Былины: 

7

Были и небывальщина. Предания о Светлояре.

1

17.10

8

Были и небывальщина. Предания о Светлояре.

1

24.10

9

Былина – русская народная героическая песня о богатырях. Детство. Исцеление.

1

.

31.10

10

Илья Муромец и Батый.

1

 

14.11

11

Последнее побоище с татарами.

1

.

21.11

12

Старинные нижегородские загадки.

1

.

28.11

13

Современные нижегородские загадки

1

05.12

14

Три брата – Утренник, Вечерник и Полуношник .

1

12.12

15

Палица – тристапудовица.

1

19.12

16

Семен Счастливый.

26.12

17

Нижегородские левши

16.01

18

Народные традиции юных нижегородцев

23.01

19

Обобщающий урок по разделу «Были и небывальщина»

30.01

В Оке и Волге отражаясь

11

Заучивание стихотворений;

выполнение заданий при работе над текстом с применением кальки;

организация словесного творчества: создание собственных текстов заданных жанров: небольших стихов, сказок; рассказывание (интерпретация) своих вариантов сказок (изменение концовки, придумывание продолжения произведения);

 создание моделей взаимодействия героев сказок, иллюстраций;

использование коллективной декламации повторяющихся эпизодов текстов;

 подготовка и осуществление инсценирования сказок и др.

Личностные: любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности.

Познавательные:

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе - моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

Коммуникативные:

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

Предметные: литературно-исторические произведения, отражающие неординарность, столичность и значимость Нижегородчины в становлении российской государственности.

 Духовные, ратные и трудовые подвиги ни нижегородцев. Горьковчане - фронту (хроника военных лет) .Самые мирные профессии.

Это интересно: Старинные города и посады Нижегородского Поволжья.

История происхождения некоторых географических названий (Балахна,

Городец, Лысково, Васильсурск, Макарьев, Керженец, Кстово, Дивеево,

Кулебаки, Сокольское, Линда, Келя, Ветлута).

Достопримечательности своего района, населенного пункта.

Экскурсии: 1.Нижегородский государственный художественный музей

20

Ода Нижнему Новгороду

1

06.02

21

Житие Александра Невского. Смерть Александра Невского

1

13.02

22

Александр Невский и Городец. Великое княжество Нижегородское

1

.

20.02

23

Житие преподобного Серафима Саровского

2

27.02.

24

Воззвание Минина

06.03

25

Дмитрий Михайлович Пожарский

2

13.03

26

Валерий Павлович Чкалов

20.03

27

Страницы Великой Отечественной войны

1

03.04

28

Страницы Великой Отечественной войны

1

10.04

29

Страницы Великой Отечественной войны

1

17.04

30

Обобщающий урок по разделу «В Оке и Волге отражаясь»

1

24.04

Нижегородские левши

2

Узнавание и копирование элементов нижегородских художественных росписей;

Личностные: работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Предметные: Шахунское ткачество. Строчевышивальный промысел. Кружева.

31

Нижегородские левши

1

08.05

32

Это интересно

1

15.05

Народные традиции  нижегородцев

2

разучивание игр;

подготовка и проведение народных праздников;

Личностные: выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;

проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

Познавательные:

• знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области.

Коммуникативные:

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

Православные, мусульманские и иудейские религиозные праздники. Нижегородская кухня.

33

Это интересно

1

22.05

34

Итоговый урок

1

29.05

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

1)Программа интегрированного курса литературного чтения «Нижегородская сторона» В.Ф.Одеговой

2)Учебник-тетрадь «Нижегородская сторона» для 2 класса

3)Методическое пособие для учителя «Нижегородская сторона» 2 класс

4)Учебник-тетрадь «Нижегородская сторона» для 3 класса

5)Методическое пособие для учителя «Нижегородская сторона» 3  класс

6)Учебник-тетрадь «Нижегородская сторона» для 4  класса

7)Методическое пособие для учителя «Нижегородская сторона» 4  класс

Демонстрационные пособия: таблицы и плакаты природоведческого и обществоведческого содержания, плакаты с таблицами литературоведческого содержания, Карта России, портреты знаменитых людей,  репродукции картин, коллекция полезных ископаемых, гербарий культурных и дикорастущих растений.

Технические средства обучения

Ноутбук

Мультимедийный пректор

Интерактивная доска

Принтер

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...