Моя родная Тува
классный час (2 класс) на тему

Классный час целью, которой являются ознакомления детей с историей Тувы и с историей единения России и Тувы; расширения кругозора учащихся о Туве .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodnaya_tuva.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Моя родная Тува

Автор:

Куулар Эма Чижир-ооловна,

учитель начальных классов

МБУ Тоора-Хемской СОШ

МОЯ РОДНАЯ ТУВА.

Цели: 1. Ознакомить детей с историей Тувы; ознакомить с историей единения России и Тувы; расширить кругозор учащихся о Туве.

2.Развивать интерес к изучению родного края;

3. Воспитывать гражданина-патриота.

Оснащение класса: выставка литературы о Тувы, выставка рисунков и вышивок учащихся на тему «Моя родная Тува», магнитофон, наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), презентация -национальные костюмы, запись гимна РТ.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, сегодня у нас классный час, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев и о приближающемся празднике, 100-летия единения России и Тувы.

  1. Вступление.

В: Классный час я хочу начать с выдержки Конституции РТ. Здесь говорится «Республика Тыва- суверенное(независимое) демократическое государство в составе РФ. Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.

4. Беседа о государственных символах.

В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).

Какие это символы, ребята?

- Гимн, флаг, герб.

Звучит гос. Гимн РТ.

В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?

Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.

В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)

       В: О чем говорится в этой песне?

Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.

В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).

- Голубой цвет что означает?

Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.

В: Что означает желтый цвет?

Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.

В: Что означают белые полоски?

Д:  Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.

В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.

В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?

Д: Форту цветка.

В: Как вы думаете, почему?

Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.

В: Что изображено на гербе?

Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».

В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.

Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.

  1. Беседа о тувинском национальном костюме.

В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).

Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.

Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?

Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.

Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.

Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.

  1.  Беседа о празднике «Шагаа».

В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.

По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.

- Сейчас  какой год?

Д: Год Лошади.

В: Шагаа точно определенного дня не имеет.  К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.

6. Беседа о празднике «100-летие единения России и Тувы»

- А 2014 год для нашей республики юбилейный. В этом году мы отмечаем 100-летие единения России и Тувы, т.е 100 лет как наша республика вошла в состав России.

           Вернемся в прошлое.

 В начале 20 века в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Тувы (тогда Урянхай). С 1903 по 1911 гг.стали изучать территорию Урянхая. В январе 1912 г. амбын- нойон (правитель) первым обратился к русскому царю с просьбой о присоединении Урянхая в России. Затем к нему присоединились и другие правители кожуунов. И 17 апреля 1914 года объявили величайшую волю царя- взять под своё пкровительство Урянхайский край, т.е. Туву.

7.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.

              Тувинские пословицы.

  1. Золото- в земле найдешь

Знания – в книгах почерпнешь.

  1. За плохое не цепляйся

От доброго не открывайся.

  1. Над упавшим не смеются.
  2. Слово отцово- запоминай

Слово матери- уважай.

       В: Отгадайте загадки:

  1. Небо- отец, земля-мать.( Растение).
  2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  3. В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).

Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.

В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.

Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.

8.Итог классного часа.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали?

- На этом наш классный час окончен. Спасибо всем !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Туве Янссон"

Презентация о муми-троллях...

Чтение.Туве Янссон "Шляпа волшебника"

Презентация к уроку чтения. Образовательная система "Школа 2100", 2 класс....

Туве Янссон Знакомство с семьей Муми-троллей

В презентации представлены основные герои книги Туве Янссон про Муми-Троллей...

проект "Лекарственные растения - одна из 9 драгоценностей Тувы"

Проект на тему "Лекарственные растения у пдножья хребта Танды-Уула"...

Туве Янсон "Мумми Троль" 2 класс

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по произведению Туве Янсон "Мумми Троль ...". ОС "Школа 2100"...

туве янсон

презентация знакомит с биографией писательницы и героями её произведений...

Научный материал. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. "Первая женщина - шофер Тувы"

В судьбе каждого человека отражается его время, его эпоха. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной  тувинкой, которая села за руль автомобиля. Цель работы: исследов...