Развитие монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка и литературы
статья на тему

Биккузина Эльза Фаритовна

В статье описываются упражнения для развития речи у учащихся на уроках башкирского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2_bikkuzinoy_e._f.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

В начале своей трудовой деятельности я столкнулась с непониманием многих детей, для чего они изучают башкирский язык. Особенно это было обидно слышать от детей башкирской и татарской национальности, но сейчас ситуация иная, участвуя в анкетировании в четвертых классах большинство из них отвечают, что они должны знать свой родной язык и уметь на нём свободно общаться.

Поэтому очень важно работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка и литературы. При изучении данной темы, помогло мне понять, какими методами и способами развивать речь учащихся. На слайдах представлены лишь некоторые упражнения используемые мной на уроках.          

Изучая тему «Слова - признаки» во вторых классах, «Прилагательные» в четвертых классах интересна для детей игра «Скажи мне своё имя и по нему скажи какой ты».   Каждый ребёнок говорит своё имя на башкирском языке, а затем выбирает любую букву из своего имени и перечисляет свои хорошие качества.

 Например:

 «Ал3ыу», берёт букву «№».

 № - 31йб1т-хорошая, 31л1тле-способный, 3о6лан7ыс-восхитительная, 32й2н2сл2-радостная.

Данное упражнение удачно тем, что ребёнок запоминает звучание и написание своего имени на башкирском языке, узнаёт новые прилагательные, составляет словосочетания и предложения, лучше запоминает эти слова, работает над правильным составом слов в предложении. Глаголы пишутся в конце, прилагательные - перед существительным, признак которого они обозначают. В случае изменения его местоположения он может стать другой частью речи. Признаки, относящиеся к самому ребёнку, а не абстрактному предмету  способствуют быстрому запоминанию и правильному использованию этих слов в речи. На следующих уроках эти слова используются в абстрактных текстах, дети выводят правила, что в башкирском языке окончание у прилагательных не меняется, независимо от рода, числа и падежа существительного.

В начальных классах интересно  проходит игра «Эйе, Ю6». В первом классе вопросы задаются на русском языке, а в остальных классах по мере увеличения словарного запаса на башкирском языке.  

Помогая детям накапливать опыт правильной лексической сочетаемости слов, важно иметь в виду те случаи многозначности, когда каждое из значений имеет свои ряды синонимов и антонимов. При изучении этих вопросов я беру следующие задания  

К каждому из ряда слов подбери антоним с учетом значения слова:

а3 с9ск9 – белый цветок,

а3 д9фт9р – чистая тетрадь,

а3 к74ел – светлая душа

матур ялан – красивая поляна,

матур к7лд9к – красивое платье,

матур уй – красивая мысль

Выберите из ряда синонимов те, которые могут сочетаться с каждым из слов:

  Сиб9р, матур, зифа, 8ылыу  - 3ы2, ялан, к7лд9к, бала. Сиб9р, 8ылыу, зифа говорят только про людей.

  М589б9т- величавый, 1орур- гордый, бейек- высокий, тек9- крутой    -  им9н, 3ая, кеше

 Полезным  является  умело составленный список ключевых слов.

Например

Сифат- прилагательное

  • нинд9й? - какой?
  • 8орау - вопрос
  • билд9 - признак
  • д9р9ж9 - степень
  • т5п - основной
  • арты3лы3- превосходная степень
  • Са1ыштырыу – сравнительная

Такие слова облегчают учащимся оформлять свои мысли на родном языке, избегать недостатка в словарном запасе.

 Хорошо работать над описанием картины. Вначале даётся описание рисунка, а затем постепенно добавляются признаки другого времени года, задаются вопросы учителем, дети отвечают и составляется диалог «Бына я8 8а килде» -   «Вот и пришла весна». По одной  наглядности идет работа над монологической и  диалогической речью. В первом классе со второй недели изучения вводится диалог с двумя вопросами и ответами на них, а затем по мере увеличения словарного запаса увеличивается и количество вопросов. Если вначале диалог проходит между учителем и учащимся, то теперь дети работают парами. Такая систематическая работа способствует развитию монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Обобщенный опыт работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий». ...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...