Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
статья

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Составитель: учитель начальных классов

Дьякова О.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2019г.

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически – грамотным письмом – вот основное содержание уроков по языку в начальных классах.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.

Названия основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи; чтение и развитие речи; грамматика, правописание и развитие речи) подчёркивают, что развитие речи – необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.

Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как – монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная» (Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 264)

Речь возникает по потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это всё оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную тему, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение. Важно сформировать умения различать описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или наблюдению, разница между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Всё это получают дети только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.

С первых дней обучения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают инициативность, общительность, воображение. Учитель формирует речевые навыки и умения уже с уроков обучения грамоте.

Таким образом, речевая деятельность младших школьников – активный и целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения способствует совершенствованию речевой деятельности младших школьников.

А.А. Леонтьев пишет: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений». Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое – либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет не эффективным» (Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – с.33)

Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Решая задачу по развитию речи учащихся, следует учитывать, существование четырёх видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма, и направлять на обучение каждому из этих видов.

В реальной жизни человек создаёт высказывание при конкретных обстоятельствах, в определённых условиях, всегда кому-то его адресует. Поэтому важно в условиях урока обеспечить возникновение у детей естественной потребности и желания вступить в речевое общение.

 Речевая деятельность направлена на выражение собственной  мысли, чувства (если мы создаём высказывание) и на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Мысль является предметом речевой деятельности. Язык вступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т.е. речь, - это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно выразить только мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию, а в другом – понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Таким образом, чтобы совершенствование речевой деятельности младших школьников  проходило успешно, нужна параллельно  проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:

1)               над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать мысли и чувства, возникающие у детей, - это потенциальные предметы их речевой деятельности;

 

2)               над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;

 

3)               над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и  грамотно формулировать мысли;

 

4)               над умением отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;

 

5)               над пониманием значимости всех элементов «чужого» текста (отбора сведений, их последовательности, группировки, использованных языковых средств), а также над умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.

 

Развитие речи младших школьников можно представить в виде двух взаимосвязанных направлениях:

            Совершенствование                                      Формирование отдельных

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image001.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image002.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image003.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image004.gifсобственно речевой деятельности                  речевых умений обеспечивающих

 

обучение                        обучение                    создание                                 восприятие

созданию                  восприятию                  высказываний                     высказываний

высказываний       высказываний                  (устн. и письм.)               (устн. и письм.)

(устн. и письм.)  (устн. и письм.)

При работе над развитием устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения учитель формирует умения, обеспечивающие речевую деятельность.

I.                  Умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма)

1.                 Умение ориентироваться в ситуации общения – осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем оно создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника).

2.                 Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.

3.                 Умение реализовывать намеченный план, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения.

4.                 Умения контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения – оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи, этическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание.

 

II.               Умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения)

1.                 Умение осознавать свою коммуникативную задачу.

2.                 Умение по заголовку, по началу, а также по другим внешним признакам (по иллюстрации в книге, по взгляду, по мимике говорящего) предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение.

3.                 Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонаций; выделять отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения (правила обращения с книгой).

4.                 Умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения (возвращение к прочитанному, выяснение значения незнакомых слов, постановка вопросов).

Таким образом, умения создавать и воспринимать высказывания служат основой при работе над развитием речи учащихся. Работа над совершенствованием речевой деятельности младших школьников предполагает обучение не только созданию высказываний (устных и письменных), но и их восприятию; предусматривает организацию учебной речевой деятельности детей путем выполнения специальных коммуникативных упражнений, рассчитанных на то, чтобы ученики не просто готовили сообщения или пересказывали тексты по заданию учителя, а делали это будучи поставленными в конкретные обстоятельства, которые стимулировали бы их речевую активность, диктовали определенные требования к высказыванию.

Формирование каждого из названных умений требует определенных упражнений, условий их выполнения, теоретических сведений. Виды упражнений по развитию устной речи младших школьников могут быть следующими:

1)    сопоставление задачи, ситуации общения и созданных учащимися текстов;

2)               предугадывание по заголовку, началу текста его возможного содержания и характера; придумывания заголовка к тексту;

3)               составление плана или подготовка рабочих материалов для будущего высказывания;

4)               конструирование из заданных элементов слов, словосочетаний, предложений, текста с учетом решаемых речевых задач;

5)    придумывание или подбор предложений, словосочетаний, рядов слов;

6)    преобразование различных языковых средств;

7)               перестройка текста в заданном направлении с проведением соответствующих наблюдений;

8)    анализ с определенных позиций и редактирование текста;

9)    воспроизведение текста после его анализа;

10)            конструирование текста из готовых отдельных частей или достраивание текста с использованием отдельных элементов;

11)            наблюдение за построением повествований, способствующее развитию чувства языка, воспитанию внимания к слову, совершенствование способности осознанно воспринимать тест.

Формирование одних и тех же речевых умений следует вести с первых дней обучения ребенка в школе на различном речевом материале – различном по тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по строению, по объему, при большей или меньшей степени самостоятельности учащихся, при преобладании устной и письменной формы, с использованием различных способов обучения.

При построении текста мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и сообщаем новое, те сведения ради которых создается предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части – «данное» и «новое». Членение предложения на эти части: на то, что при соответствующем коммуникативном намерении является исходным пунктом высказывания, и то, что сообщается, - получило название актуального членения предложения.

То, что условно названо в предложении «данным» в лингвистике называется темой, а то, что «новым» - ремой.

Актуальное членение предложения – это членение смысловое. В русском языке в спокойной монологической речи принято рему, т.е. ту часть, за счет которой происходит развитие мысли, помещать в конце предложения. Перемещение этой части в начало создало бы препятствие на пути восприятия мысли.

О том, что порядок слов в предложении непроизволен, что он зависит от автора, определяется логикой развития мысли нужно помнить всегда, когда мы исправляем детские работы, когда предлагаем задания на составление предложений из набора слов. Упражнения названного типа должны учить устанавливать связи слов и порядок слов не «вообще», а для наилучшего выражения определенной мысли, в определенном контексте. Поэтому целесообразно, предлагая учащимся составить из слов предложение, задавать им тот контекст, в который это предложение должно вписаться.

Теория актуального членения предложения помогает нам понять, как осуществляется развитие мысли в тексте. Происходит это благодаря «новому» в каждом из предложений.

Лингвистами установлено, что «скрепляются» предложения с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть параллельной и последовательной. При этих двух связях в «данном» предложений наряду с повторяющимися словами могут быть использованы синонимы и местоимения.

Обобщая сказанное можно сделать выводы:

1. Теория актуального членения предложения является основой для работы над умением развивать мысль в тексте. Важно помочь учащимся осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого надо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.

2. Средством выражения актуального членения предложения в устной речи является интонация, поэтому необходимо учить младших школьников выделять при помощи интонации главную коммуникативную часть предложения.

3. Теория актуального членения предложения создает лингвистическую базу для работы над порядком слов в предложении. Пользуясь знаниями правильного расположения «данного» и «нового», учитель может наиболее грамотно организовать работу над деформированными предложениями, может более осознанно исправлять погрешности, связанные с порядком слов, поощрять уместное употребление инверсии.

Таким образом, анализируя детские высказывания, совершенствуя речь учащихся, надо исходить из того, что, во-первых, повтор не всегда недочет, во-вторых, ни местоимение, ни синонимы нельзя считать универсальным средством, участвующим в связи предложений. Целесообразно привлекать внимание школьников к различным средствам языка, выявлять уместность того или иного из них в конкретном тексте.

Как правило, раскрытие предмета речи, т.е. темы высказывания, складывается из раскрытия отдельных ее частей. Часть темы текста носит название подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется абзацем.

Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец.

В речевой практике возможны различные отступления от таковой классической структуры. Иногда может отсутствовать концовка. Это бывает оправдано в тех случаях, когда мысль, выраженная в начале, основной частью абзаца полностью исчерпана и нет необходимости оформлять ее окончание. Иногда в абзаце может отсутствовать начало, но тогда основная мысль отрывка будет сформулирована в конце.

Для речевой работы на первых этапах обучения очень часто используются тексты, равные абзацу, поэтому наблюдение за построением готового текста, а также обсуждение структуры создаваемого высказывания – это фактически обучение организации абзаца.

Прежде всего следует учить школьников осознавать основную мысль своего высказывания, формулировать ее в зачине или в концовке и развивать в основной части – текста абзаца.

Текст, в том числе и детский, может быть и более сложным по своей структуре – состоять не из одного, а из нескольких абзацев. В таких случаях для раскрытия темы (основной мысли) ее сначала нужно расчленить на части, но изложить важно так, чтобы в результате получилось единое целое.

Проводя соответствующее обучение, важно показать учащимся, что части текста должны быть связаны между собой, и прежде всего по смыслу – подчиненностью общей теме и основной мысли.

Работая над абзацем, следует обращать внимание учащихся на то, как выделяется абзац в письменной и устной речи. В устной речи каждый абзац выделяется интонацией, в письменной – красной строкой.

Фрагменты текста определенного типового значения принято называть типами речи. Среди типов речи выделяют: описание предмета, описание места, повествование, рассуждение, фрагменты со значением субъективной оценки.

Названные типы речи можно разделить на две группы:

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image005.gifI. Факты, события окружающей действительности

 

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image006.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image007.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image008.gif                           Описание                                                           Повествование

                                                                                                        (сообщается о

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image009.gif     предмета         места       состояния                             последовательных действиях)

 

 

II.              https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image010.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image011.gifМысли человека о фактах, событиях окружающей действительности

 

Рассуждение                                                               Оценка

(дается объяснение свойств, явлений)                                  (дается оценка чему – то)

Каждое типовое значение предполагает для своего выражения использование определенных средств языка. Рассмотрим несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших школьников.

Повествование

Обучая построению повествования, важно учитывать те трудности, которые испытывают школьники. В большинстве случаев эти трудности объективно обусловлены – они скрыты в самой структуре повествования. Так, тот факт, что в «данном» называется один и тот же предмет, совершающий действия, уже предрасполагает к появлению повтора – недочета. (Один из способов избежать его – опустить указание на предмет). Вероятен повтор и при использовании в «данном» слов, подчеркивающих последовательность действий (потом, затем), а также глаголов со значением начала действия (начали, стали).

Важно научить младших школьников детализировать действия, расчленять их на составные части. Среди видов упражнений анализ текстов, как образцовых высказываний, так и нуждающихся в совершенствовании.

Качество повествований во многом зависит от умения выбирать языковые средства для называния действий. В повествовании чаще всего используется форма глагола прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глаголы позволяют передавать последовательность действий.

Повествование – это тот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера младших школьников привлекает их больше других, чаще других создается ими в живой речевой практике.

Таким образом, повествовательный текст отвечает на вопросы: рассказывает о том, что случилось с героем; о том, что он испытал, пережил; о событиях, участником которых он стал. Действия в таком тексте протекают во времени, чередой, одно за другим. Последовательность действий показывают слова: сначала, затем, потом, тогда, снова, еще, уже сперва.

Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях вплоть до их завершения. В повествовании много глаголов, ведь именно они выражают действие.

Описание

Описание предмета создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, т.е. сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовым значением «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, т.е. составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Указание на признаки – «новое» предложений; в данном же называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему или пишущему, во – первых, вычленить характерные детали предмета, во – вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки, а в – третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков.

Одна из важнейших задач обучения младших школьников – это обогащение речи детей, в том числе повышение ее образности. Чтобы успешно решить эту задачу, учителю необходимо иметь в виду, что в художественном описании предмета используются не только прилагательные, но и глаголы, существительные, наречия, распространены сравнения, переносные употребления слов, т.е. средства, помогающие словами как бы изображать предмет.

Недочеты детских описаний предмета бывают связаны с тем, что ученики не умеют рассматривать то, о чем говорят или пишут, выделять детали, части, из характеристики которых сложится общая картина, не умеют вычленять существенные признаки. Местами, опасными с точки зрения возникновения недочетов, в описании предмета являются: «данное» предложений (часто встречается повтор слов, называющих предмет и его части), а также слова – связки между названием предмета и его признаками (дети чаще всего используют глагол был).

Таким образом, описание – это текст, в котором названы признаки предмета или явления. Описание отвечает на вопрос: какой? Описанию помогают сравнения, для чего используются слова как будто, как, похож на, словно. Изображение – красочное. Описание помогает читателю (слушателю) увидеть предмет, представить его, познакомиться с ним в существенных подробностях.

 

Рассуждение

Короткие высказывания типа рассуждения младшие школьники начинают с первых дней обучения в школе, отвечая на вопросы учителя. Ответы на подобные вопросы предполагают построение рассуждений – высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами, дается объяснение явлений.

Рассуждение, как и любой тип речи, имеет свое строение. Знание соответствующих закономерностей, правил облегчает процесс, как создания высказываний, так и их восприятия, делая этот процесс более осознанным.

При построении высказывания можно применять следующую схему:

 

О

 

?

 

                                             потому что

                                                так как

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image012.gifВ рассуждении дается объяснение, какому – либо событию, явлению, предмету, факту. В рассуждении используются слова: во – первых, во – вторых, так, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.

Построение рассуждения: высказывается какая-либо мысль, идут доказательства этой мысли, а затем делается вывод.

Таким образом, учащиеся на уроках русского языка и литературного чтения овладевают понятиями о типах речи, развивают устную и письменную речь за счет выполнения упражнений, способствующих создавать и воспринимать высказывания; учатся строить тексты различного вида. Эти знания и умения помогают совершенствовать речевую деятельность младших школьников.

         Среди речевых умений особое место занимают два вида: воспроизведение текста (письменное изложение) и создание собственных высказываний (сочинения). Оба они относятся к упражнениям комплексного характера, так как при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения осуществлять контроль за своей речью.

Направленность на решение одних и тех же учебных задач – на формирование комплекса речевых умений – это то, что объединяет изложения и сочинения, дает основание всегда называть их рядом. Но способы решения учебных задач с помощью этих видов работ различны. Изложения предполагают развитие речи с опорой на готовый текст, а сочинения – путем упражнения в создании собственных текстов.

Текст для пересказа нужно специально выбирать, отдавая отчет, на какие именно вопросы содержания, построения предложений, выбора слов учитель считает нужным обратить внимание учащихся.

Изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств.

Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью – учит сознательно воспринимать высказывание. Проведенный анализ – база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных.

https://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image013.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image014.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image015.gifhttps://documents.infourok.ru/79a6a8f1-2941-4eac-b6b9-47142cc0ed0f/0/image016.gifАнализ текста

 

      Беседа                          Анализ                    Языковой            Орфографическая

        по содержанию            структуры текста              анализ                    подготовка

            Сочинение подводит ученика к осуществлению собственно речевой деятельности. Этот вид упражнения, на котором как бы смыкаются два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений.

         Проведение сочинений требует по возможности соблюдения всех тех условий, которые существуют в реальной речевой практике, которые вызывают к жизни и сопровождают естественную речевую деятельность людей. На уроке, прежде чем приступить к подготовке конкретного речевого произведения, следует позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в него. Как и в жизни, речевое общение должно принять форму обмена мыслями, впечатлениями, наблюдениями, в котором роль учителя не спрашивать, не вызывать для ответа, а быть равноправным собеседником, участвующим в разговоре, проявляющим интерес к мнениям детей.

         Подготовка к сочинению проходит несколько этапов:

1.                Предварительная подготовка, цель которой – создать базу для последующей работы. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.

2.                Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Здесь и обеспечение эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, желания активно включиться в нее.

3.                Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку.

Таким образом, речевая ситуация, к какому бы виду она не принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру и по конкретному содержанию.

Развитие устной и письменной речи младших школьников – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.

Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь – монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная.» (Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 264)

Целенаправленная систематическая работа над развитием устной и письменной речи учащихся формирует основные речевые умения и способствует совершенствованию речевой деятельности младших школьников.

 

Список литературы.

1.                 Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956.

2.                 Горецкий В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф.докт.дисс. – М., 1986.

3.                 Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1980.

4.                 Система обучению сочинений/Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1973.

5.                 Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. СПб;  Изд.-во Михайлова В.А, 1998.

6.                 Самообразовательная деятельность младших школьников: методические рекомендации, дидактический материал (Капинус Н.О., Грабовая Г.С., Седова Н.М. – Х.: Изд.группа «Основа», 2005

7.                 Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994

8.                 Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение, 1993.

9.                 Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век, 2007.

10.            Юртаев С.В. « Языковое образование и речевое развитие младших школьников» Флинта, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

: « О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в начальной школе»

Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чув...

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является исп...

"Способы развития устной и письменной речи у учащихся на уроках русского языка и литературного чтения"- Педагогический опыт.

laquo;Заговори, чтобы я тебя увидел»Сократ Актуальность.      Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е...

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка ( слов, ...