Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
статья по русскому языку

Сумерина Елена Геннадьевна

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка ( слов, их сочетаний, предложений, различные виды текста).

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья

Учителя начальных классов ГБОУ  СОШ №404  

Колпинского района города Санкт-Петербурга

Сумериной  Елены Геннадьевны.

                                   

Тема. Развитие речи учащихся на уроках русского языка  и литературного  чтения

Цели и задачи

1.Развитие речи - развитие интеллекта.

2.Учить литературному языку в его художественном, научном и разговорном варианте.

3.Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, стилями и жанрами.

4.Совершенствование культуры речи.

5 Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Основные вопросы изучения. Этапы проработки материала.

1. Работа над словом (лексический уровень)

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Обучение грамоте первая необходимая ступенька. В этот период нужно обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу я строила таким образом. Вначале проанализировала и изучила тексты и иллюстрации, составила тематические словарики, продумала систему упражнений по уточнению словаря, практически знакомила детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами.

Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подобрала к каждой буквенной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря

учащихся.

Вся эта работа продолжалась на уроках русского языка и литературного чтения.

Следующий этап развития речи – это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение.

Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

Фрагмент урока внеклассного чтения.

Тема урока. К Д Ушинский «Ярмарка»

                            Ход урока.

1. Организация класса.

Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня очень нарядные  (дети одеты в русские народные костюмы)

А когда люди наряжаются, куда они идут?

На какой праздник мы сегодня отправимся? ( Ярмарка)

2. Сообщение темы урока.

Прежде чем идти на праздник, давайте заглянем в книжную лавку, встретившуюся у нас на пути.

Книги какого писателя нам там встретились?

( КД Ушинского)

Какие рассказы его вы уже читали?

 Как назывался наш последний рассказ?

( « Ярмарка»)

3. Лексическая работа.

Что такое ярмарка?

Ярмарка это торг, базар, который устраивают в определённом месте и в определённое время года, на котором бывают определённые увеселения.

Давайте сегодня побываем на такой ярмарке.

Что нам надо?

Книжная лавка у нас есть. Кто нам нужен?

Как называют человека, который торгует книгами?

Букинист. Кто ещё нам нужен?

Купец.

 Кто он такой?

Как называют торговцев лошадьми ? (барышники)

 На ярмарке построили балаган. Для чего?

БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:

1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.

Нас встречает паяц ( клоун) и его смешная

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой приём для объяснения значения этого слова будет использован.

Наиболее рациональными приёмами работы на уроках чтения являются

1)Замена слов антонимами, синонимами.

2)Включение слов в словосочетания и предложения.

3)Словообразовательный анализ.

4)Использование толкового словаря.

2.Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)

Работы по синтаксису связаны с осознанием языковых единиц: словосочетания и предложения, являющихся основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения языковых ошибок младших школьников.

Словосочетание – это материал, из которого мы учим детей строить предложения, но оно не является самостоятельной единицей языкового общения. Рассматриваем словосочетание, как структурный элемент предложения. Словосочетание  сопоставляется как с предложением, так и со словом, но не должно ни отождествляться, ни смешиваться с ними.

 Типы упражнений со словосочетаниями.

1)Постановка вопросов к подчинённым словам в предложении, выяснение связей между словами.

2)Схематическое изображение связей между словами в предложении.

3)Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.

4)Составление словосочетаний с  новыми словами, встретившимися в тексте.

5) Усвоение оборотов речи.

6)Составление словосочетаний  в связи с изучением частей речи.

Преимущества работы со словосочетанием приводят к тому, что большое количество упражнений по русскому языку базируется не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании. Однако надо помнить, что словосочетание не самоцель. Поэтому, где только можно, упражнения со словосочетаниями должны иметь выход  к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений.

Предложение – основная единица общения между всеми членами общества. Предложение  является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли

Виды работы с предложением.

1) Чтение предложений, обработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложений, а в некоторых случаях и запоминание, и заучивание предложений.

2)Построение предложений по вопросам.

3) Восстановление деформированного текста.

4)Деление текста на предложения, напечатанного без точек и заглавных букв.

5) Постепенное, ступенчатое распространение простого предложения.

6) Сокращение распространённого предложения.

7)Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное.

8) Построение предложений заданного типа или по данной синтаксической схеме.

9)Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложений.

10) Творческие упражнения

а) тема б) картинка в) опорные слова г)словосочетание

3.Работа над связной речью (уровень текста)

а) Работа над сказкой в период обучения грамоте.

Примерные задачи, которые могут быть использованы при работе со сказкой.

Обучающие:

•        учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

•        учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;

•        учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;

•        учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.

Развивающие:

•        развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);

•        развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;

•        развивать навыки содружества педагога и детей;

•        развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

Воспитывающие:

•        воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;

•        дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.

Одним из самых популярных и   любимых видов фольклора для детей является сказка. На протяжении многих веков именно сказка оказывала огромное воспитательное и развивающее значение на ребёнка. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Одним из самых любимых уроков для детей является урок, когда на него приходит сказка. Именно на этих уроках учитель воспитывает не только вдумчивого читателя, а и развивает воображение, образную память,  утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

-Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:

•        сказки о животных

•        волшебные сказки

•        бытовые сказки

В период обучения грамоте мы рассматриваем сказки о животных и волшебные сказки.

•        Виды работ при чтении сказок

•        При чтении сказок применяются следующие виды работ:

•        - подготовка к восприятию сказки;

•        - чтение сказки;

•        -словарная работа;

•        - обмен мнением о прочитанном;

•        - чтение сказки по частям и их разбор;

•        - подготовка к рассказыванию;

•        - рассказывание сказки;

•        - обобщающая беседа (мораль сказки не переводить на человеческие отношения)

•        - подведение итогов;

•        - задание на дом.

В обучении грамоте мы делаем основной акцент на рассказывании сказок.

б)  Работа с текстом

Виды упражнений

  1. Развёрнутые ответы на вопросы.
  2. Устный пересказ прочитанного текста в его различных видах.
  3. Устные рассказы учащихся по заданной теме, картине и т.д.
  4. Рассказывание художественных текстов.
  5. Импровизация сказок.
  6. Письменное изложение образцовых текстов.
  7. Письменные сочинения различных типов.
  8. Выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказов.
  9. Различные виды драматизации
  10. Отзывы о прочитанных книгах
  11. Деловые бумаги, объявления, телеграммы.

 На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но, как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности. Дети свободно выражают свои мысли в устной речи, но письменная речь вызывает трудность у ребёнка и это часто вызывает негативную реакцию у детей на написание сочинений. Для того, чтобы написание сочинений приносило творческую радость, надо последовательно и систематично знакомить детей с необходимыми речевыми знаниями: текстом, темой текста, основной мыслью текста, заголовок, структурой и видами текста. Для создания текста необходимо обладать рядом коммуникативных умений: раскрывать тему, подчинять сочинения одной мысли, собирать материал, систематизировать данный материал, строить свои высказывание по определённому плану, редактировать написанный текст. Очень важно научить детей самостоятельно развивать тему, а не строить её на однообразном лексическом материале, по строго определённому плану.

Знакомить детей с сочинением мы начинаем уже в 1 классе. Очень важно найти тему близкую для ребёнка, тему о которой ему хочется рассказать. Например «Моя любимая игрушка» Задавая вопрос: « О чём ты можешь рассказать по данной теме?»- ребёнок обычно называет игрушку и описывает её. Учитель может предложить несколько тем: Моя самая любимая игрушка. История моей игрушки. Сказка о моей игрушке. На данном уроке лучше выбрать первую тему. Обсуждая выбранную тему, учащиеся высказывают свои предложения, которые в виде ключевых слов могут быть записаны на доске и служить пунктами плана. Особенно надо помочь детям выразить любовь к своей игрушке. Домашним заданием может явиться сочинение сказки о своей игрушке. Но прежде  чем сочинять сказку попробуй ответить на вопросы

1. Какой характер у твоей игрушки?

2. С кем она может повстречаться?

3.Какое событие с ней произойдёт?

4.Кто её враг, а кто друг?

5.Чему будет учить твоя сказка?

При подготовке следующего урока можно предложить детям собрать информацию о воробье: описание внешнего вида, поведение, место обитания. Забота о потомстве.

На уроке можно попробовать сочинить от лица воробышка. Выносится на обсуждение основная тема и варианты её раскрытия.

  Рассказ воробья

 1) Как он пережил зиму.

 2) Встреча с перелётными птицами

3) Строительство дома.                                                                                                                

Данная работа позволяет поставить учеников в новые условия речевой ситуации, которая предполагает создание, ими свободного высказывания, опираясь на собственную фантазию и читательский опыт.

Очень интересны сочинения, основанные на личных наблюдениях детей, о каникулах, об интересном случае, об экскурсии в город, музей.

Подготовка  к  сочинению.

            Главный  дворец  города.

1.Где  находится  главный  дворец  города?

2.Посещал  ты  его  вместе  с  родителями  или  с  классом?

Что  ты  о нём  знаешь?

1.Архитектор.

2.Внешний  вид.

3.Внутреннее  убранство  и  экспонаты.

а) Парадная  лестница

б) Царская  карета

в) Военная  галерея

г) Гербовый  зал, с  золочёными  колоннами

д)

е)

ж)

Ты  можешь  продолжить  план  или  зачеркнуть  лишнее.

Слова  для  справок: дворец,  архитектор,  Дворцовая  площадь,  парадная  лестница,  памятник,  Растрелли,  экспонат,  музей,  Эрмитаж,__________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Ты  можешь  дописать  слова  нужные  тебе  для  сочинения.                                        

Готовя учеников к сочинению по наблюдениям ( например золотая осень)         можно предложить в качестве домашней работы провести наблюдения за отрывками из художественных текстов. Поучиться у поэтов и писателей, не только описывать образ, но и выражать чувства к нему.

Фрагмент урока  русского языка во 2 классе

Тема урока. Сочинение «Весна»

Цели урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение, а вот о чём оно

вы должны догадаться сами.

Идёт красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. ( Весна.)

-Как называют весну? Почему?

2.Актуализация знаний.

-Легко ли пришлось весне в этом году? Сразу ли ей зима уступила место? Вспомните строчки стихотворения Ф, Тютчева.

Посмотрите сценку, как встретилась зима с весной. Послушайте, о чём они говорят.

Автор.

Весна с Зимушкой повстречалася,

О здоровьице всё справлялася:

Весна.

Ой, здорова, будь, Зима снежная!

Зима.

Бью челом тебе, Весна тёплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все,

Меня, зимушку проклинают все?

Весна.

Потому что ты - больно лютая,

И холодная и голодная!

Я же тёплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я,

Побывала ты Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

За что люди любят весну? За что вы любите весну?

Весной восхищались поэты, писатели, композиторы.

Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы (« Апрель» Времена года.)

-Какие картины природы вы представили?

-Давайте попробуем всю эту красоту описать словами.

 3. Работа над содержанием сочинения. Составления плана.

- С чего начинают сочинение? ( Вступление)

-Как можно начать наше сочинение. (Наступила весна.)

-Но ведь весна-красавица! Давайте представим, что она живая.

Как называется такой литературный приём? (олицетворение)

Пришла красавица-весна. Принесли весну на крыльях перелётные птицы.

Какая часть идёт дальше? ( Основная часть)

О чём мы будем писать дальше? ( Весенние изменения в природе)

Представьте, что моя доска - огромный альбомный лист, на котором я буду отображать все весенние изменения.

   При работе над языковыми средствами связных текстов  важен сам процесс анализа языкового материала (сравнение, сопоставление, обобщение), т.е. развитие мышления детей в процессе грамматического осмысления и воспроизведения связных текстов.

                                                                                                                                                                                                         4. Творческие работы с текстом.

Развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения детей,- это наиболее актуальная проблема в России, да и, пожалуй, во всем мире. 

С целью изучения и развития творческих способностей детей предлагаю использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры.

1) Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Школа  (сочиняем синквейн)

Любимая, родная, добрая, большая, светлая и т.д.

Учит, воспитывает, оберегает, развивает, помогает и т.д.

Дети идут в любимую школу !

1 сентября!!!

 2)Кеннинг

Кеннинг — разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской.

Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример: «сын Одина» — Тор, «вепрь волн» — корабль, «волк пчёл» (то есть Беовульф) — медведь. Строится кеннинг по схеме: существительное в Именительном падеже + существительное в Родительном падеже.

Гранит науки

Древо жизни

Колесо истории, фортуны.

Птица счастья

Мечта поэта

3)Бином фантазии

 Бином фантазии - прием предложенный известным итальянским сказочником Джанни Родари. В своей удивительной книге "Грамматика фантазии" он очень ярко и образно описал возможности применения этого приема.

Возьмем любые два слова: пес и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов:

пес со шкафом,

шкаф пса,

пес на шкафу,

пес в шкафу и т.д.

 Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…

  4)Фантастическая гипотеза

Что было бы, если бы…?

 Берем любые подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу.

 

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался посреди моря?

 

Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?

 

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

 5. Лимерик

Ли'мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.

Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвертая – действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

5. Проекты

Исследовательский проект «ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ТАКИЕ ПОХОЖИЕ СКАЗКИ»

Содержание проекта.

I.        Введение                                                                                 

1.        Обоснование выбора темы исследования                                        

2.        Цель, объект, гипотеза, задачи и методы исследования                

II.        Основная часть

1.        Понятие «бродячий сюжет»                                                 

2.        Сходства в сюжетах сказок разных народов                                        

3.        Сопоставление сказки А.С.Пушкина

со сказкой братьев Гримм и сказкой Ш.Перро                        

4.        Результаты опроса учеников 3в класса                                                

5.        Примеры народных сказок с «бродячим сюжетом»                                

6.        Различия сказок со схожим сюжетом                                                

III.        Заключение                                                                                

IV.        Список литературы и интернет-источников                                        

Введение.

Сказки, по моему мнению, - это самые интересные художественные произведения. Сказки с нами с детства. Мы все любим их и с радостью слушаем, читаем и рассказываем. Я тоже очень люблю сказки.

Со временем я стала замечать, что сюжеты сказок у разных народов с одной стороны похожи, а с другой, чем-то да отличаются. Вроде бы та же сказка, а вроде бы и другая. Как такое может быть?! Ведь сочиняли сказки разные люди, в разных странах и в разное время?! Этим вопросом я задалась, приступая к этому исследованию.

Вместе с учительницей я составила план моего исследования, определила его цель и задачи. Моим консультантом стала моя тётя – учитель литературы Шунина Л.В. Она помогла мне подобрать литературные и интернет - источники.

Цель исследования: сравнить сюжеты и героев предложенных сказок, найти аналогичные сюжеты и героев в сказках народов мира.

Объект исследования: авторские и народные сказки с похожим сюжетом.

Гипотеза исследования: авторские и народные сказки с похожим сюжетом имеют как сходства, так и различия.

Задачи исследования:

•        Собрать информацию по теме исследования.

•        Найти сходства и различия в сюжетах сказок.

•        Составить список сказок со схожим сюжетом или героями.

•        Провести опрос среди учеников моего класса и обобщить полученный материал.

•        Опубликовать материалы исследования.

•        Подготовить доклад по теме исследования.

•        Представить доклад.

Методы исследования:

•        Анализ источников информации по проблеме исследования.

•        Опрос.

•        Обобщение.

Исследование проводилось в 2017-2018 учебном году

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Литература по теме.

1.М.Р.Львов « Методика развития речи» М. Просвещение 1997г

2.М.Р.Львов, Т.Г Рамзаева «Методика обучения русскому языку в начальных классах» М Просвещение 1997г

3.ГА. Фомичёва « О формировании синтаксического строя речи младших школьников» «Начальная школа №1» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...

"Способы развития устной и письменной речи у учащихся на уроках русского языка и литературного чтения"- Педагогический опыт.

laquo;Заговори, чтобы я тебя увидел»Сократ Актуальность.      Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е...