Посиделки
план-конспект занятия на тему

В данной работе отражен чувашский народный обычай "Посиделки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rmo_posidelki.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное                  

                         учреждение  «Детский сад «Звездочка»                                     

Конспект открытого районного мероприятия

для педагогов детского сада города и района

«ПОСИДЕЛКИ»

в  подготовительной к школе группе «Зайчики»

Мастер-класс с воспитателями детского сада

города и района и воспитанниками

                                                                           

                                                                                                                                           

 

                                               Воспитатель: Миронова Н.И.

                                                                                 1 кв.категория

                                 

Козловка, 2014 г.

Цель:

 Формирование позитивнго отношения к национальной культуре и  развитие творческих способностей через приобщение к общечеловеческим  ценностям, заложенным в культуре чувашского народа.

Задачи:

Продолжать знакомить с обычаями и традициями  своего народа; приобщать  к духовной культуре  на основе активного использования  фольклора (песен, загадок, пословиц и поговорок, потешек т.п.)              

Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально - игровой, изобразительной).

Воспитывать  уважение  к национальным  обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда.

 Материал:                      

Интерьер чувашской избы, платочки для хоровода, видиофильм «Чувашские узоры», видиопроектор, полоски разноцветной бумаги, схема плетения  декоративного коврика.                      

 

Предварительная работа:

  1.Экскурсии   в мини-музей детского сада «Изба чувашского крестьянина» и в музей Н.Лобачевского.

  2.Чтение чувашских сказок и легенд.

  3.Разучивание чувашских народных хороводов, подвижных игр.

  4.Беседы о  народных календарных праздниках, знакомство с чувшскими              традициями и обычаями.

  5.Рассматривание иллюстраций из книги « Чувашское народное искусство» Э.Д.Меджитова.                      

                   

                                 

План и ход  занятия.

  1.Приход гостей.

 Стук в дверь.                               

1 гость:    Здравствуй, хозяйка, здравствуйте, девочки. Мир вам и мы к вам.

Хозяйка и девочки: Здравствуйте, гости дорогие.

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

1 девочка: Ждали, ждали, все «ждалки» съели.

2 девочка: Ыра кун, лаиахах-и?

3 девочка: Ждали, ждали и  вот дождались.

2 гость:      Здесь ли девочки под окном сели зимним вечерком?

4 девочка: Да, чтобы спеть и поболтать

                     И уменья показать.

Хозяйка: Проходите, гости дороги. Ларар. Удобно ли вам, всем ли видно, всем ли  слышно, всем ли места  хватило? У нас для каждого найдется и словечко,и местечко.

Гость: В тесноте да не в обиде.

Хозяйка:Ну что ж, доброе начало, как половина дела.

2.Сообщение темы занятия.

-Раньше,в старые времена, в каждой деревне любила молодежь собраться,посидеть,чтобы себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера «посиделками». По обычаю, на посиделки каждый  что-нибудь приносил: то семечки, то орехи, то муки для блинов. Но  и работу  не оставля -ли  дома. Девушки вышивали, пряли пряж, вязали, ткали. А парни  мастерили ложки, лепили глиняные игрушки. Сегодня  мы с девочками нашей группы решили устроить девичьи посиделки.                                                                

 -На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких

  Собирали посиделки пожилых и молодых.

  При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод

  Говорили, песни пели  и водили хоровод.

Девочки сидят на скамейках, все заняты делом. Звучит тихая чувашская народная  песня «Илемле чаваш юрри»                                                                                                  

1 девочка: Золотая моя прялица,

                  Я пряду, а нитка тянется,

                  Я пряду, а нитка тянется,

                  Мне работа эта нравится.

2 девочка: Иголка, иголка, ты тонка и колка,

                  Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

3 девочка: От скуки бери дело.

4 девочка: Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

5 и 6 девочки: Носит Сеня  в сени сено, спать на сене будет Сеня.

7 девочка: Загадаю вам загадку: Бежит свинка – золотая спинка,

                    Носочек стальной, а хвосточек льняной (иголка с ниткой)

Хозяйка: В прежние времена в крестьянских  семьях рано приучали  детей к труду, потому что родители понимали, тот, кто умеет  и любит трудиться, никогда не пропадет. Сейчас наши дети хотят поделиться своими умениями  с нашими гостьями, ведь не зря говорят «Маленький да удаленький»Здесь , на стенде,  висит схема плетения коврика.Рассмотрим ее и примемся за дело. Садитесь поудобней  и принимайтесь за дело.

3.Плетение  коврика.     

 Звучит  тихая  чувашская мелодия. Ребенок и взрослый садятся рядом и «плетут» каждый свой коврик.

Хозяйка: Какие молодцы! Умелые руки не знают скуки.

1 девочка: Есть терпенье - будет уменье.

Хозяйка: Засиделись, гости дорогие? Не мешало бы нам  немного отдохнуть.

4.Чувашская народная хороводная игра «Я с платочком хожу».

  Я с платочком хожу, я платок в руках держу.

  Вот так, вот так я платок в руках держу.

  Я платочком машу, я платочком покружусь.

  Вот так, вот так я платочком покружусь.

  А теперь, мои друзья, за платочек спрячусь я.

  Вот так, вот так за платочек спрячусь я.

  Где ж мои ребятки?

   Вот я!

5.Просмотр слайдов по теме «Чувашские узоры»

Чувашия издавна называлась «краем ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок».Так богаты и разнообразны узоры, создаваемые чувашскими вышивальщицами. На этих кадрах мы с вами видим различные виды орнамента, которые имеют свою символику, свой цвет.Основными цветами  в чувашском орнаменте являются красный, который обозначает символ огня, энергии; желтый –цвет солнца, дарующий жизнь всему  на земле,; черный- цвет земли(земля дает силу богатырю,кормит, поит людей), и в то же время- цвет смерти(жизнь без смерти не бывает).

Основные цвета лидируют и на флаге и гербе Чувашской Республики,где выделяется особый символ – Древо жизни.  Есть легенда о  Древе Жизни  на Государственном флаге  республики.Я хочу рассказать вам эту легенду.

6.Рассказывание легенды.

        Создал Бог небо, воздух и воду. А земля оказалась под водой. Послал бог за землей селезня. Три раза нырял селезень, но не смог достать землю. Увидел это Сатана и послал в помощь утку. Только в третий раз сумела утка ухватить клювом кусок земли. Как только она вынырнула- земля в клюве начала расти. Выплюнула утка землю, и выросла земля до огромных размеров. А в середине этой земли начало расти до небес дерево, корни которого дошли вниз до мира Сатаны. На ветках дерева жизни поселились утка и селезень- это мужчина и женщина. И пока существует древо жизни, будет жить и чувашский народ.

И на эмблеме Года Культуры 2014 года Чувашии лидируют эти цвета.Смысл этой эмблемы – это самобытность национальной культуры и традиций  чувашского народа.

7.Заключение.

Хозяйка: Сегодня с вами мы много чувашских обычай и традиций вспомнили и показали. Но чувашский народ славится не только своим трудолюбием, но и своим особым гостеприимством. У чувашского народа, кто бы не заходит дом, его ни в коем случае не отпускают, не угостив. А где гостеприимство, там и угощенье.

1 девочка: Дом красив не углами, а пирогами.

2 девочка: Чем богаты ,тем и рады.

8.Угощение блинами.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Сценарий "Старинные посиделки"

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей. ...

Новогодние посиделки с Нечистой силой.

Театрально-развлекательный праздник традиционно проводиться нами в ГПД. Роли играют сами дети. Интересная новогодняя программа с песнями, играми и танцами....

Классные посиделки

Стихи к празднику мам...

Посиделки

Душа народа  , жизнь и быт , его культура и обряды.   Его поэтика и песни , его ремесла и наряды.   В чем суть сего ? Постичь придется поколеньям нашим молодым ,   Все...